Во второй части интервью с управляющим директором «Нового канала» Ольгой Задорожной, состоявшегося в рамках подготовки аналитического обзора «Вишлист украинских вещателей», говорим о запуске спин-оффов «Ревизора», новой сериальной линейке, сотрудничестве с ОТТ-платформами и инвестировании в украинское кино. Напомним, разговор состоялся на старте осеннего сезона, и с тех пор статус некоторых проектов изменился.
- Вы упоминали о запуске полноценного сериального слота. Когда он появится?
- Не скажу (улыбается).
- Это будет в 22:00, как раньше?
- С ноября пойдет промо - увидите.
- Получается, первый продукт в этом слоте стартует зимой?
- Да.
- В новом году или до?
- Еще не решили (на презентации StarLightMedia было озвучено, что «Новый» запустит линейку комедийных сериалов весной, в слоте 18:00. - MBR).
- Правильно ли я понимаю, что на новый сезон вы продлеваете два сериала - «Домик на счастье» и «Перші ластівки», а все остальные тайтлы будут новыми?
- Да.
- Тогда начнем с продленных. Изменится ли язык персонажей в третьем сезоне «Домика», учитывая вступившую в силу норму закона о языке, регулирующую сериалы?
- Мы готовим две версии третьего сезона: 50х50, каким «Домик» был всегда, и полностью украиноязычную.
- Премьера планируется уже весной?
- Да.
- У канала есть видение, каким будет третий сезон «Перших ластівок», есть история, и вы зайдете в производство, «если все сложится». Что должно сложиться - творческая составляющая или экономическая?
- И то и то. С творческой стороны у нас уже не одна версия развития этой истории, а две. И если мы еще месяца три подумаем, то и третий вариант придумаем (смеется). Нужно остановиться и выбрать. С экономической - работаем над поиском партнеров, чтобы этот сезон состоялся таким, каким мы хотим его видеть.
- Говоря о партнерах, вы имеете в виду платформу или спонсоров?
- ОТТ-платформу. Спонсорство в «Перших ластівках», учитывая тематику сериала, - это очень сложно.
- У «Нового» был хороший кейс со вторым сезоном «Ластівок», который вы продали платформе Sweet.tv, окупив производство. А через время сериал вернулся к вам и сейчас доступен на сайте «Нового канала». Что получается выгоднее: производить вместе с платформой и, соответственно, делить права и показ или как с «Ластівками» - произвести, продать диджитальный эксклюзив, а потом вернуть права себе?
- Каждый раз нужно смотреть по деньгам, которые вкладывает каждая из сторон.
- То есть оптимальной модели нет?
- Нет, и на данном этапе она не может появиться. Она может появиться, когда стабилизированы все рынки: ОТТ, эфирное телевидение. И то, однозначных форм сотрудничества не будет - будут модели. В общем-то, наработкой возможных моделей сотрудничества мы сейчас и занимаемся, пытаемся оценить объем прав, который достанется каждой из сторон. И здорово, что партнеры заинтересованы в подобном обсуждении, идут на какие-то договоренности и эти договоренности соблюдаются.
- Из сериальных жанров вас интересуют комедии и драмеди. «Перші ластівки» - это единственное исключение или канал готов работать с другими жанрами, если вдруг попадется суперсильная история?
- Скажу честно: не хочется закрываться от классных историй. Но, учитывая, сколько премьерного продукта нужно продвинуть в эфир, боюсь, у нас просто не хватит маркетингового ресурса, чтобы качественно сделать еще что-то кроме «Ластівок». Весной - три новых проекта и полный запуск сериальной линейки. Осенью - продолжение линейки и два новых продукта. Нам бы справиться и нигде не ошибиться. Поэтому ни в текущем, ни в следующем году я не буду об этом помышлять. Но если кто-то принесет Саше Ткаченко (генпродюсеру кино-сериального департамента «Нового канала». - MBR) действительно очень качественный контент, в который - самое главное - по-взрослому и осознанно верят создатели, я думаю, что мы отмахиваться не станем и найдем, при каких условиях это может быть реализовано.
- Среди анонсированных новых проектов - сериал «Полкан». Одна из трех готовящихся на рынке премьер о собаках, две из которых говорящие. Как вы думаете, это тренд? Это идеи витают в воздухе? Это какой-то особый запрос аудитории на собак?
- Не могу сказать, что это первый случай в мировой практике (смеется). Вспомним хотя бы историю появления «Максима Перепелицы» и «Солдата Ивана Бровкина», когда две студии были вообще ни разу не конкуренты и это было одно большое тоталитарное государство. И до сих пор непонятно, чья же история круче.
Я знаю, что наши с «1+1» собаки и наши истории отличаются. Дальше рассудит зритель. Так уж получилось, что на рынке будет четыре собаки. Чья собака круче - та и получит продолжение.
- Ну, одна собака уже получила много продолжений.
- Эта собака уже заслужила любовь зрителей. И ее авторитет непокобелим. Поэтому у нас не кобель (смеется). И вообще не мужественный пес.
- В начале этого года «Новый канал» искал длинный ситком, а недавно анонсировал, что будет адаптировать формат Younger. Это то, что вы искали?
- В рамках этой истории, но поиски не остановлены, переговоры не остановлены, мы двигаемся в том же направлении. И кроме Younger, дай бог, будет еще.
- Собственного производства?
- Раскрывать подробности рано. Будет контракт на столе - поговорим.
Адаптацией формата с рабочим названием «Юная» занимается Art Forms Production
- Еще один новый сериал вы разрабатываете совместно с MEGOGO. Можете поделиться подробностями?
– Это сериал «Люба» о трижды разведенной матери троих детей, которая упахивается на двух работах и мечтает о собственном жилье. Неожиданно ей по завещанию переходит квартира, из которой она гордо ушла 20 лет назад, потому что ее мама не приняла чернокожего сына Любы. И вот тут начинается все самое интересное.
- В какой конфигурации вы работаете: MEGOGO инвестирует в производство или берет на себя только диджитал-маркетинг?
– Копродакшен подразумевает, что «Новый канал» забирает ТВ-права, платформа - диджитал. Также на MEGOGO планируется доэфирная (ранняя) премьера для подписчиков.
- А кто к кому пришел с идеей?
- Мы профинансировали пилот. То есть подготовили историю, сделали качественно и показали партнерам. MEGOGO заинтересовались и сказали: «Полетели!»
- Вернемся к шоу. Весной 2022-го адаптация формата «На ножах» будет запускаться или уже выйдет в эфир?
- Выйдет в эфир.
- Летом 2020-го вы говорили, что плохие рестораны убил кризис, поэтому канал отложил проект. Теперь вы его возвращаете. Значит ли это, что за минувший год ресторанный сегмент настолько восстановился, что появились даже плохие заведения?
- Что произошло за этот год? Открылся тот, кто смог выжить. Но перед ними поставлены новые задачи: если до этого были проблемы, то теперь они стали еще больше. И для нашего Шефа это дополнительный вызов: Алексу придется спасать рестораны и показывать свои бизнес-способности с оглядкой на проблемы, которые он сам пережил как успешный ресторатор. Сначала мы запустили кастинг - чтобы посмотреть, какая проблематика есть. Шеф сказал: «Здесь могу, здесь знаю». То есть все движения мы будем делать вместе с Алексом Якутовым - чтобы проект получился максимально трушным.
- Получается, вы добавляете формату новый элемент - как работать во время пандемии.
- Да. Мы еще не вошли в съемки, но от этого стало чуть-чуть страшнее. С другой стороны, никто не будет сравнивать (улыбается).
- Форматчики, наверное, в восторге? Они же любят, когда кто-то привносит в их шоу свежее дыхание.
- Это вынужденный винтик, не придуманный нами. Если у тебя нет доставки, если ты не сделал окошко для выдачи, если не адаптировал меню под требования пандемии и не продумал еще 250 вещей... Это требование времени, и у нас появились такие элементы. Но мы придумали еще несколько «фишек»: например, как бороться с эпохой потребления. Что делать с огромным количеством отходов, остающихся в ресторанах. Так что у проекта будет еще и некая социально ответственная миссия.
- Все, вы меня уже купили. Я хочу смотреть это шоу.
- Это порыв команды, идущий от души: сделать в каждом ресторане какую-то «фишку». И Шеф нас очень поддержал в его реализации.
- А почему вы называете «На ножах» спин-оффом «Ревизора»?
- Потому что тот же принцип: профессионал приходит в заведение. Только если в «Ревизоре» он действовал с точки зрения потребителя («Хочу знать, чем меня покормят, как оно хранится, ведь я заплатил за это деньги»), то в «На ножах» - с точки зрения бизнеса («На что вы потратили деньги, чем кормите людей, как сделать так, чтобы они вернулись в заведение»).
- Ну и сразу про «Ревизора». Официальная причина приостановки проекта - карантин. Но если все настолько восстановилось, что можно запускать «На ножах», то почему не «Ревизора»? Видимо, проект исчерпался?
- «Ревизор» существовал с 2011-го, и за это время порядка в стране точно стало больше. Как минимум мы рассказали потребителю о его правах и напомнили бизнесам об их обязанностях перед клиентами. Я благодарна всем создателям проекта за все годы, но, кажется, мы нашли все ошибки заведений - они уже повторяются. Устраивать провокации? Все, достойные с точки зрения потребителя, уже сделаны. Мы выступали как самый капризный потребитель… В общем, пусть пока полежит.
Самое интересное в «Ревизоре» - это гостиницы и рестораны, поэтому мы запускаем два новых проекта: о ресторанах - «На ножах», о гостиницах - «Ревізори на порозі» с Анной Жижей (рабочее название - «Заброньовано». - MBR). Премьериться будем весной.
- Это собственная разработка?
- Да, движок «Званого ужина», «Битвы салонов» и прочего.
- То есть отели будут соревноваться между собой?
- Ходим друг к другу в гости, проверяем по нескольким категориям, выставляем оценки. На входе в отель хозяин предупреждает: «Мой номер стоит столько-то». По прошествии ночи и проведенного дня два приехавших отельера оставляют столько денежек, сколько сочтут нужным. У кого больше денежек, тот и победил. Все просто, понятно и очень-очень смешно.
- Отельеры жгут?
- Да! Они же бьются за свои отели кровью и потом. Еще один параметр оценивания - времяпрепровождение. В обязательном порядке отельеры представляют не только свое заведение, но и свой регион. Мы хотели показать стране, почему отель возник именно в этом месте.
- То есть вы даете еще и контекст.
- У нас в пилоте был город Олешки, это в Херсонской области. Оказалось, что там рядом потрясающий каньон. Невероятно красивый! В Олешки приехала пара из Полтавы. Стоит наша любимая [участница] Исааковна и говорит: «В Исландии были, в Норвегии были, в Швейцарии были, а в рідній неньці… Боже, как мне стыдно». А ты смотришь и думаешь: «Мне тоже...»
- Получается еще и мощный социальный посыл.
- Мы хотели погрузить зрителя в контекст, чтобы он с другим интересом смотрел программу, а получился - вы абсолютно правы - какой-то такой социальный аспект.
- Еще один новый проект - «Пара на миллион» - будет выходить вместо «Від пацанки до панянки». Почему?
- Не продолжать «Пацанок» для нас скорее вопрос демографии: участницы очень юные, проект привлекает аудиторию, которая вообще не включает телевизор, а потребляет контент в диджитале. С отменой «Пацанок» весенний сезон остается без отношений, хотя они - прямо в центре ядра нашего бренда. И мы озадачились проектом об отношениях, в котором опять-таки сталкиваются два мира.
- Вита Шульженко (генпродюсер департамента производства программ. - MBR) предложила объединять в пары девушек-инстаграмщиц и парней - их полную противоположность. Девчонки зарабатывают огромные деньги, но они одиноки и несчастны, потому что не умеют строить отношения. Они хотят адекватного мужчину рядом с собой, а какой нормальный мужик будет терпеть жизнь напоказ 24 часа в сутки? Если показать со стороны, как это выглядит, может быть, такие же девчонки немножко по-другому посмотрят на свою жизнь. С другой стороны - парни, которые очень успешны в работе. Им хочется быть с этими девушками - такими красивыми, такими секси. Но они боятся к ним подойти, поэтому закрываются и сублимируют в работе.
- Из описания формата я не поняла, в чем суть для пар? Они все-таки строят отношения или зарабатывают миллион?
- Цель проекта «Пара на миллион» - правильно социализировать участников. Потому что у одних социализация зашкаливает, а личного пространства нет вообще. И уважение к личному пространству также отсутствует. Вторые - настолько замкнуты и настолько не верят в себя в плане отношений, что им нужно дать движение за счет денег. То есть мы вводим соревнование за денежный приз, чтобы пары двигались дальше вместе. Если у кого-то сложится любовь - прекрасно, мы будем только счастливы. Но основная цель проекта - все-таки показать обратную сторону медали и ролевые модели, в которых многие смогут узнать себя.
- Сколько эпизодов планируется?
- То ли 12, то ли 13 - полный сезон. Снимать, как и «Эксов», будет StarLight Production.
- «Орел и Решка». Довольны ли вы цифрами и были ли довольны вначале?
- В самом начале была очень довольна. Потом произошло снижение.
- Чем вы его объясняете? По идее, это же идеальное попадание в аудиторию канала.
- Когда мы поставили проект в горизонт, было мало новых выпусков - то есть один и тот же зритель очень часто контактировал с одним и тем же эпизодом. Сейчас мы накопили библиотеку, подшаманили слот, завели новую пару ведущих - это Мишель [Андраде] и Кирилл [Макашов]. Мы искали тех, кто будет лицом «Нового канала» с точки зрения ценностей «Нового канала».
- Учитывая условия производства «Орла и Решки», эпизоды с этими ведущими делались специально под вас?
- Знаете, почему мне очень нравится работать с TeenSpirit? Они прекрасно понимают, что нужно «Новому каналу».
- Вы уже начали искать что-то на замену «Орлу и Решке»? С одной стороны, программа выходит 10 лет и, кажется, они уже все объездили по много раз. С другой - с 2024 года все шоу будут украиноязычными, а «Орел и Решка» таким быть не может, учитывая особенности производства.
- Когда закон вступит в силу, старые эпизоды будут продублированы, а с новыми будем решать - пока что 2024 год за рамками текущих договоренностей с TeenSpirit. Когда придет время договариваться, будем обсуждать варианты.
- Судя по всему, законодательные изменения, вступившие в силу 16 июля, отразились на «Новом» меньше всего - у вас немного архивного контента, который нужно переводить на украинский. Это сериалы «Домик на счастье» (половина героев) и «Подорожники» (еще меньше), а также русскоязычное тревел-шоу «Орел и Решка». Кажется, все?
- Да, у нас практически все проекты украиноязычные.
- Вы уже дублируете перечисленные проекты?
- Всі українською мовою.
- Переходим к диджитал-проектам. Вы продолжаете работать с перетеканием аудитории из ТВ в YouTube и обратно. В этом сезоне она должна ходить из «Адской кухни» в «Предметку»?
- Да.
- А запущенный накануне проект «Прожарено» - это про перетекание или про спонсорство?
- Это - ютубу ютубово, чтобы на YouTube продолжался какой-то зонтик. Мы не толкаем «Прожарено», а увеличиваем узнаваемость Шефа.
- Тогда вернемся к перетеканию. Какие еще проекты на это заточены?
- «Краш-тест» и «Эксы». Есть идея постшоу «Пара на миллион», диджитальная. Хотим поработать с не вошедшим в проект «Ревізори на порозі»: зритель будет получать ответы на вопросы, возникшие при просмотре шоу. К реалити «На ножах» также уже придумали пару очень симпатичных идей.
- Для каких площадок: YouTube и сайт канала или что-то еще?
- YouTube и сайт канала - это текущие «Предметка» и «Краш-тест», хотим завести два дополнительных канала. А если договоримся, вместо YouTube будут ОТТ-платформы.
- На что работает такое связывание телевизионных проектов с диджитальными - увеличивает аудиторию, знание аудиторией бренда?
- Совершенно верно. На знание брендов и на то, что ты можешь на удобной для тебя платформе найти «Новый канал». И это же еще не касается проектов, которые мы будем делать в соцсетях.
- Расскажете подробнее?
- Мне бы хотелось чуть больше доработать эти идеи. Думаю, о них мы расскажем где-то к концу следующего месяца.
- Тогда давайте о вашем втором веб-сериале.
- Я думаю, будет правильно, чтобы о веб-сериалах рассказывала [маркетинг-директор] Оля Балабан - это ее идеи, ее детище. Ее и ее команды. Я тут только наблюдающий.
- Тогда в целом: что дают каналу веб-сериалы?
- Узнаваемость бренда, донесение до аудитории его ценностей.
- Правильно ли я понимаю, что кинопоказа в эфире станет чуть меньше, учитывая запуск сериальной линейки и новых проектов.
- Да, со временем.
- А в осеннем сезоне?
- Объем не изменится.
- Учитывая, что цифры кинопоказа повсеместно снижаются, вас не беспокоит, что от него зависят показатели выходного дня?
- Беспокоит. Работаем.
- А есть у вас объяснение, почему кинопоказ падает?
- Штук пять разных факторов. Это и отсутствие премьер, и технологичность фильмов, которые потребляются в кинотеатрах IMAX и не подходят для телевидения. Это пиратство - беспардонное, бессовестное и совершенно неприкрытое. Если раньше, чтобы найти пиратскую копию фильма, нужно было хоть немного напрячься, то теперь и напрягаться не нужно. Это доступность ОТТ-платформ с очень, очень расширенными подписками: то, что должно быть платно, у них доступно в подписке. Эти вещи должны разводиться законодательно, мы с ними не можем вместе существовать в условно бесплатном пространстве… Ну и еще несколько факторов.
- Набор понятен. Вы объявили о партнерстве с двумя украинскими фильмами - «Стоп-Земля» и «Смак свободи». В чем оно заключается?
- Это медиаподдержка и поддержка очень талантливых, прекрасных людей. Очень хочется, чтобы бренд «Нового канала» ассоциировался с ними.
- «Стоп-Земля» - это же драма, не ваш профиль.
- Да, фильм невеселый, но позитивный.
- Потому что светлый финал?
- Очень светлый фильм, очень честная работа, в которой показаны современные молодые люди. Телевизионный бренд «Нового канала» - это о «все будет хорошо».
Мы же нормативные. А нормативные люди беспокоятся, волнуются. И это фильм о том, что происходит с хорошими нормативными ребятами, когда они юные. И как об этих прекрасных молодых ребятах беспокоятся их родители. И как беспокоятся ребята. То есть семья. Это тоже о бренде «Нового канала», но то, о чем не говорят.
- С фильмом «Смак свободи» тоже медиапартнерство или будете заходить в производство?
- Нет, только медиа.
- Ну а вообще есть такие мысли? У «Нового» же был кейс с «Одинок по контракту». Или пока вам не до этого?
- Для этого должен быть растущий рекламный рынок. Тогда мы были обеспокоены тем, что вкладываем в голливудское кино огромные деньги, получая минимальное количество прав. Это было желание вложить соизмеримые деньги на растущем рынке и получить что-то, что можно забрать навсегда. Теперь это невозможно - рынок обновляется. И пока не сформируются денежные потоки, думаю, говорить об инвестировании в кино рано.
- Тогда последний вопрос: что в вишлисте «Нового канала» на более долгий срок?
- Реализовать задуманное. Главное - успеть реализовать задуманное.
- Успеть в каком смысле? До чего успеть?
- До своего желания уйти на пенсию (улыбается).
- И много задуманного?
- Да.