Месяц назад Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины подписало Меморандум со Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС или WIPO), что позволило украинским правообладателям присоединиться к WIPO ALERT Database - защищенной онлайн-платформе, собирающей досье пиратских сайтов со всего мира. По уверению Инициативы «Чистое небо» (а именно она будет готовить отчеты для WIPO), это повысит качество защиты легального контента в Украине.
Звучит, конечно, круто, но что конкретно это дает отечественным правообладателям и насколько эффективно страна боролась с пиратами последнее время, мы решили узнать из первых рук - и поговорили с руководителем Инициативы «Чистое небо» Вячеславом Миенко и его заместителем Николаем Фаенгольдом.
- Про WIPO на рынке говорили уже некоторое время. Что конкретно дает членство?
В. М.: Начнем с истории вопроса, как появился проект с WIPO. Это была наша инициатива: на какой-то из встреч с Министерством экономики мы рассказали об этой платформе с посылом, что было бы здорово присоединиться. В 2017 году «Чистое небо» запустила сервис blacklists.org.ua - собственно, список субъектов/ресурсов, к которым у правообладателей есть претензии. А когда узнали, что WIPO запустила такой же проект, нам показалось, что логичнее повысить статус национального блэклиста до международного уровня.
Недавно была еще одна встреча, на которой проговаривали механизмы - каким образом это может работать. И предложили нашу организацию как некий дополнительный фильтр между правообладателями и Минэкономики. Это же не просто заявка о нарушении! Необходимо собрать пакет документов, перепроверить, направить в министерство, министерство проверит информацию со своей стороны и только после этого направит заявку в WIPO. Именно Минэкономики несет ответственность перед WIPO.
Теперь мы должны согласовать между собой технические моменты, алгоритм, по которому будем сотрудничать.
- Международные игроки также могут через WIPO пожаловаться на наших пиратов?
В. М.: Да, работает обоюдно. Мы из Украины совершенно свободно сможем пожаловаться на кого-то, например, на Британских Виргинских островах. И наоборот. Список не ограничен территорией.
- Когда начнется сотрудничество?
В. М.: Хотелось бы до конца года иметь полностью рабочую модель.
- «Чистое небо» планирует какую-то отдельную кампанию, посвященную сотрудничеству?
В. М.: Нет. Ранее мы выпустили пресс-релиз о проекте, затем - релиз о расширении членства самой Инициативы «Чистое небо». Мы приглашаем присоединиться не только правообладателей, а и всех игроков медиарынка. Администрируем проект по мониторингу рекламы на ресурсах из «черного списка», есть пересечение интересов с рынком провайдеров, ведь пираты создают нечестную конкуренцию, демпинг и мешают жить не только правообладателям.
- В сентябре 2019-го мы делали обзорную статью о работе «Чистого неба». Что изменилось за год: кейсы, суды?..
В. М.: Самую свежую статистику по разным направлениям борьбы мы презентовали в сентябре в Одессе на Telecom Ukraine. Сразу за три последних года.
В направлении уголовных преследований у участников Инициативы 39 решений суда. Но важно понимать: когда нарушитель видит, что для победы у нас достаточно доказательной базы и пирата ждут жесткие санкции, многие идут на мировую, признают вину и возмещают ущерб.
- А вы больше за денежную компенсацию или за жесткое наказание?
В. М.: С момента старта инициативы логика не изменилась. Мы действуем превентивно до момента, пока не подали заявление об открытии уголовного производства: пишем претензии, предупреждаем, объясняем. Если видим, что нарушитель не идет на контакт, то вынуждены открывать уголовное производство. И после этого уже не пойдем на одну лишь компенсацию без признания вины. Вместо того чтобы лишать свободы на три или шесть лет (максимальное наказание по ст. 176 ч. 3), есть вариант пойти на мировую и получить штраф или договориться на других условиях. Но приговор суда будет в любом случае.
- Нужно ли вообще давать пиратам возможность исправиться до суда?
В. М.: С юридической точки зрения мы обязаны проинформировать о нарушении - удостовериться, что это происходит не без умысла. Но, как показывает практика, если два-три раза попытался прокоммуницировать и не получил ответа или получил ответ в стиле «Я ничего не нарушаю», дальше диалог бесполезен.
- Как вы считаете, почему украинцы «пиратят»? Дорого, интересна лишь малая часть контента, из принципа, что ТВ всегда было бесплатным?
Н. Ф.: Многие просто не видят разницу между легальныи и нелегальным. В рамках «Чистого неба» тоже поднимался этот вопрос…
Используя нелегальные сайты долгое время, человек привыкает. Ему удобно, и зачастую у пиратов больше контента, чем на легальном сервисе. Поэтому какой должна быть мотивация самостоятельно перейти на легальный? Отсутствие на пиратском сервисе контента нужного качества, невозможность посмотреть его на своем устройстве. И тут важна активная позиция правообладателей. Нужно воспитывать эти новые привычки.
- Зритель ленив и не будет двигаться, пока его не начнут «двигать».
Н. Ф.: Верно, зачем двигаться? Ведь пока открыты уголовные дела, но нет решения суда, пираты продолжают работать. Получается, это вопрос даже не пользователя. Нет быстрого решения, как заблокировать пирата. Мы движемся по длинному пути.
- И нет гарантий, что в конце пути зритель не выберет другой пиратский сервис.
Н. Ф.: Абсолютно. И тут важна роль государства. Когда мы говорим о привычках жителей Украины, то предполагаем, что они потребляют украинский контент, и государству выгодно, чтобы его объем увеличивался. Это фактор не только образовательный - что хорошо, что плохо - но и защита правообладателей. Мы должны бороться с пиратством быстро. По щелчку пальцев. В отличие от материальной вещи видеоконтент скопировать довольно легко: захват видео, запись экрана, копия… А максимальное количество просмотров у контента когда? В день премьеры. Ну, скажем, сутки с минуты выхода. Мы не заблокируем пирата за 24 часа - мы заблокируем через месяц, и он удалит видео. А ведь это доход, который реинвестируют в новый контент.
- Во сколько вы оцениваете недополучение прибыли? И как вообще оценить ущерб? Например, если видео на пиратском сайте смотрит компания из десяти человек - потенциальный ущерб становится больше?
В. М.: Одно уточнение: пиратом является не тот, кто смотрит, а тот, кто дал возможность посмотреть. Таково украинское законодательство. Этот подход неоднократно обсуждался, но мы не видим смысла его менять.
- Кое-где за рубежом полиция рассылала зрителям письма, сообщая, что они смотрят пиратский контент.
В. М.: Да, мы изучали международную практику, разные подходы в разное время. Так или иначе, на сегодняшний день мировые тренды сводятся к принципу follow the money. Рано или поздно все приходят к тому, что наиболее эффективный способ борьбы с пиратством - лишить дохода.
Цифр ущерба как таковых нет - очень сложно подсчитать. Даже если взять только Украину, студии-мейджоры все равно тут работают. И тоже недополучают доход. Мы примерно понимаем, что это миллионы гривен, даже сотни миллионов. Но вычислить непросто. Причем считать нужно по разным сегментам - тот же кардшаринг отдельно. В Америке последний отчет - кажется, $29 млрд убытков от пиратства.
Н. Ф.: И все опять же сводится к тому, КОГДА правообладатель может защитить свои интересы. Если быстро и оперативно - пирату нет смысла воровать.
- То есть нужно, чтобы пират не мог работать после открытия уголовного производства вплоть до момента оглашения решения суда?
Н. Ф.: Да, но суд - лишь один из способов борьбы.
В. М.: Например, есть методы, которые мы называем технологическими. В частности, удаление ссылок из поисковой выдачи. У Google своя процедура, можно легко пожаловаться. И для пиратского ресурса это достаточно больно: снова тратить деньги на раскрутку сайта, его продвижение.
Как пример follow the money - обращение в украинскую банковскую ассоциацию ЕМА или на международном уровне в Visa/Mastercard. Они имеют право заблокировать счет, а еще это может привести к штрафу для украинского банка, выступающего посредником платежной системы.
В. М.: Отдельно об ЕМА. Она ведет список, которым пользуются банки при проверке контрагентов. Мы договорились, что ЕМА открывает отдельную базу инцидентов по нарушению прав интеллектуальной собственности: если пират засветился в базе и придет обслуживаться в банке, ему могут отказать. Если у нарушителя был действующий счет - его закрывают, нужно идти в другой банк, открывать новый счет. Продолжает свою деятельность - мы пишем новую жалобу. Стремимся к тому, чтобы не выносить кейсы за пределы Украины, но, если не получается, Visa/Mastercard помогает.
Н. Ф.: И это только один блок из множества методов борьбы.
В. М.: Для YouTube - своя процедура, для Facebook - своя. За три года мы добились того, что крупные бренды не размещаются на пиратских ресурсах.
В. М.: Есть, правда, рекламодатели, игнорирующие эту историю. Но это нормально. На 100% решения никогда не будет.
- А как отследить контент в соцсетях?
В. М.: Например, у нас в «1+1» в 2017 году разработали инструмент Sudum. Это программный комплекс, который 24/7 автоматически ищет нелегально размещенное видео. Заводишь в систему проекты, которые хочешь отслеживать, и она сама находит их в интернете. Получаем перечень ссылок. Дальше система ищет контактные данные ресурса и отправляет письма-предупреждения по определенному алгоритму: первое, второе, третье. И эти уведомления получает не только ресурс, но и его хостинг. У Sudum достаточно высокие показатели. В первые несколько месяцев после запуска было выявлено и удалено до 90% пиратских видео нашего контента. И где-то 93-94% удерживаем до сегодняшнего дня.
- Отличный показатель!
В. М.: Да, но мы не можем защищать контент других правообладателей без их согласия, нужны полномочия. К примеру, у вас есть онлайн-каталог VoD, где 85-90% контента американских мейджоров и 10-15% украинского. Мы пришлем претензию - вы удалите нелегальный контент, но в процентном соотношении этого немного.
Н. Ф.: У «1+1» поиск автоматизирован, а у нас в StarLightMedia - ручной, но само удаление автоматизировано. Все инструкции, как удалять, как и куда обращаться, выложены на сайте Инициативы «Чистое небо». Правообладатели должны быть сознательнее.
- Они должны понимать, что борьба - это не просто не терять деньги, но еще и больше зарабатывать.
Н. Ф.: Абсолютно. Например, в сегменте VoD это прямая выгода сразу. Сейчас пиратских ссылок куда меньше. А значит, пиратить наш контент стало куда менее выгодно.
- На KYIV MEDIA WEEK 2019 вы говорили, что ОLX фильтрует объявления о настройках каналов StarLightMedia.
Н. Ф.: Да, этот пример замечателен, ведь OLX - он же не стример, не пиратский ресурс. Это вопрос социально ответственного бизнеса и партнерства. Объявлений от пиратов очень мало. Они появляются - в digital-сегменте все происходит очень быстро - но большая часть отсеивается уже на этапе премодерации.
- Сколько людей задействованы в отделе мониторинга StarLightMedia?
Н. Ф.: Совокупно тех, кто в той или иной мере занят защитой контента, 12 человек.
- Иначе говоря, некоторые правообладатели не понимают, что платить зарплату 12 людям куда выгоднее, нежели нести убытки.
Н. Ф.: Да. Но самое интересное, что новым правообладателям - тем, которые захотят присоединиться к инициативе, - не нужны 12 человек. Для зачистки VoD-пиратства хватит одного-двух. У нас просто много людей работают по провайдерам, потому что с ними нет оперативной системы предотвращения пиратства.
И вообще: почему методов борьбы много? Потому что ищем оптимальные. Все методы и процедуры борьбы переданы Центром мониторинга StarLightMedia в ИЧН и находятся в свободном доступе. Так что, возможно, для какого-либо правообладателя это сможет делать один человек.
- Вячеслав, а сколько человек в 1+1 media этим занимаются?
В. М.: Шесть-семь человек плюс Sudum. Часть из них - внутренние ресурсы, часть - внешние: адвокаты, отвечающие за работу с правоохранительными органами, судами.
- Почему у нас не рассматривают вариант создания платформы с легальным скачиванием контента (Download-To-Own, DTO)? У медиагрупп ведь совокупно огромный каталог.
Н. Ф.: Ответ лежит в экономической плоскости. Правообладатель смотрит, как выгоднее монетизировать контент, пробует разные модели. С технологической точки зрения я не сильно знаком с моделью DTO, но полагаю, легальное скачивание связано с повышенным риском, ведь копировать контент очень просто. Это очень специфическая история.
- А что насчет единой платформы видео украинских медиагрупп? Проще отслеживать, проще распределять права.
В. М.: Вопрос правильный. Особенно с учетом перспективы конкуренции с международными платформами… Но пока его не удалось сдвинуть с мертвой точки. Создать платформу, где будет контент со всего мира, не так просто. А если это только национальный контент, популярность под вопросом. Потому что будет ли контент размещен только у нас? Если нет, то не будет ли он удобнее в составе услуги у того же MEGOGO или «Київстар ТБ»? Зритель получает и каналы, и каталог в одном месте - удобно! Это сложный механизм взаимодействия на рынке.
YouTube что-то позволяет скачивать, Netflix дает оригинальный контент, которого нет больше нигде. Это все стратегии.
- Притом что оригинальный контент Netflix на 80-90% не выстреливает.
В. М.: Возможно. Мы общались с их сотрудниками: совсем другой подход, другое мышление, люди не ощущают каких-либо ограничений в финансовом плане. Спрашиваешь менеджера: есть ли у вас лимит бюджета? Ответ: «Не знаю, пока не сталкивался с ограничениями». Нужны деньги на новые фишки интерфейса, на что угодно - дадут сколько просят. Десять проектов провалили, но один сработал хорошо. Несопоставимые с нашими реалиями вещи.
- Расскажите подробнее о расширении членства Инициативы «Чистое небо». Кто уже присоединился?
В. М.: Мы ждем всех небезразличных, чтобы Инициатива и сейчас, и дальше была открыта, помогала объединить опыт для общего использования правообладателями всех доступных методов борьбы.
Н. Ф.: В сентябре присоединился Recreativ…
В. М.: А 3 ноября я получил подтверждение от одного из крупных провайдеров Украины. Кого - пока сказать не могу. Еще с парой потенциальных участников ведем переговоры. Всего за последние две с половиной недели получили пять запросов на присоединение.
Есть определенный алгоритм, которому мы следуем: проверяем деловую репутацию, смотрим, не было ли фактов пиратства, недобросовестного поведения на рынке. Есть общее собрание, голосуем, принимаем решение. Я как директор союза пишу рекомендацию.
Мы готовы объединять всех! (Смеется.) И особенно тех, кто находится за пределами Украины!