По сравнению с 2020-м, минувшим под знаком кодирования спутникового сигнала каналов телегрупп и локдауна, который повлиял на абсолютно все процессы, 2021 год прошел относительно спокойно. Хотя не для всех: в феврале указом президента были заблокированы информационные телеканалы Виктора Медведчука - «112 Украина», NewsOne и ZIK, объединенные в холдинг «Новости», а в мае четыре телегруппы досрочно разорвали договоры с провайдером «Ланет» (что, впрочем, почти не повлияло на показатели каналов, пропавших из пакетов компании). Зато весной в панели появился новенький - информационный вещатель «Украина 24».
Из неизменных тенденций: продолжали расти Other TV и уменьшаться смотрение больших (и не только) телеканалов. При этом за подотчетный год трижды менялись контрольно-взвешивающие параметры панели. Но обо всем по порядку. А для начала условимся, что во всех данных, предоставленных по одной аудитории, речь идет о 18-54, 50+, если не указано другое.
Топ-10
За год ICTV остался первым по аудитории 18-54, 50+, хотя растерял 6%. «1+1» с той же долей поднялся с третьего места на второе. СТБ, нарастив больше всех, скакнул с пятого на третье. Канал «Украина», в позапрошлом году утративший первую позицию, теперь опустился со второй на четвертую, «Новый» съехал с четвертой на пятую, «Интер» третий год подряд остается шестым, а канал «2+2» старательно дышит ему в спину. Обладатели строчек с седьмой по десятую не изменились, хотя, судя по динамике, в следующем годовом обзоре место К1 в топ-10 займет другой вещатель второго эшелона.
В прайме ICTV опустился на вторую позицию, из-за чего «1+1» стал первым. СТБ и здесь серьезно нарастил, поднявшись с пятой строки на третью (соответственно, канал «Украина» опустился с третьей на четвертую, а «Новый» - с четвертой на пятую). В хвосте топа НТН обогнал К1.
«Большая шестерка»
За 2021-й общая доля телеканалов топ-6 уменьшилась на 1,8% п. п. - с 48% до 46,2%, а это почти в два раза меньше, чем годом ранее (за что, вероятно, стоит сказать спасибо корректировке параметров панели). Ни один из вещателей «большой шестерки» снова не преодолел порог в 10%, хотя об этой вехе, с учетом отрицательной тенденции, наверное, стоит забыть.
Демографические изменения аудитории также были менее заметны, чем в позапрошлом году, но тренд на старение сохранился. Аудиторию в возрасте 56-65 нарастили «Интер» - на 1,2%, «1+1» - 1,6%, ICTV - почти 2%, СТБ - 2%. Интересно, что канал «Украина», ратовавший за поднятие планки коммерческой аудитории на 10 лет, чтобы захватить зрителей в возрасте 55-64, именно эту аудиторию (точнее, 56-65) терял - 1,5%, а пенсионеров в возрасте 66-75 нарастил сразу 3%. По этой же аудитории добавилось зрителей у СТБ - 3%, ICTV - 2% и «Нового канала» - более 1%. СТБ прирастил 2,1% еще и по 76+. По остальным аудиториям вещатели теряли: ICTV - 1,2% по 26-35, 1% по 36-45 и 1,5% по 46-55; «1+1» - 1,2% по 26-35 и 1,4% по 46-55; СТБ - 2,1% по 36-45; «Новый» - 1,5% по 10-18, 1,2% по 26-35 и 1,7% по 36-45; «Интер» - 1% по 19-35.
В гендерном разрезе изменений еще меньше: СТБ потерял 1,3% мужского смотрения и нарастил столько же женского, ICTV - около 1% в той же конфигурации, а «Новый канал» нарастил 0,5% мужчин и на столько же уменьшил женщин.
С точки зрения телесмотрения по типам приема наибольший интерес составляет платный спутник, появившийся в данных Nielsen как отдельная категория с 1 февраля (тогда же было возвращено взвешивание по типу приема, отмененное из-за кодирования спутникового сигнала). За год спутник в целом потерял 11%, а в платном возникло (точнее, стало измеряться) 4%. Самая большая доля зрителей на платном спутнике - у СТБ, значительнее всех растерял на спутнике ICTV. Самый заметный рост из всех типов приема ожидаемо демонстрирует IPTV (+6%): здесь увеличилась доля всех каналов, но больше всего - «Нового» и «1+1». Аналоговый кабель продолжает терять показатели - заметнее всех этот тип просел у каналов «Украина» и «Новый».
Поскольку возможность анализировать платный спутник появилась с февраля, предлагаем сравнивать 2020-й и 2021-й без января
Для максимально полной картины можно посмотреть на изменения помесячно:
Кроме того, в 2021-м Индустриальный телевизионный комитет трижды менял контрольно-взвешивающие параметры панели, что не могло не сказаться на цифрах. Самыми интересными были изменения по типу приема - посмотрим на них в больших городах и небольших населенных пунктах.
Выборка 50+ с 1 февраля: тип приема «Кабель» увеличился на 3% (на 410 285 человек), «Спутник/IPTV» уменьшился на 3% (на 389 770 человек).
Выборка 50+ с 6 июля: тип приема «Эфир» уменьшился на 6% (на 946 328 человек), «Кабель» уменьшился на 4% (651 689 человек), «Спутник/IPTV» вырос на 11% (1 411 599 человек).
Выборка 50+ с 1 ноября: «Эфир» увеличился на 1,8% (на 245 939 человек), «Кабель» увеличился на 1,6% (192 139 человек), «Спутник/IPTV» уменьшился на 3,4% (493 517 человек).
Выборка 50- с 1 февраля: «Эфир» увеличился на 2% (на 253 276 человек), «Кабель/Спутник/IPTV» уменьшился на 2% (на 403 822 человека).
Выборка 50- с 6 июля: «Эфир» увеличился на 4,6% (на 715 337 человек), «Кабель» уменьшился на 3% (712 847 человек), «Спутник/IPTV» уменьшился на 1,6% (на 318 339 человек).
Выборка 50- с 1 ноября: «Эфир» уменьшился на 2,3% (на 455 511 человек), «Кабель» вырос на 1,8% (274 668 человек), «Спутник/IPTV» вырос на 0,5% (91 645 человек).
В целом выборка 50+ за год уменьшилась на 190,5 тыс. человек, а 50- - на почти 556 тыс. человек.
А теперь посмотрим, как изменения параметров сказались на доле Other TV по основной аудитории в типе приема «Спутник/IPTV» в больших городах:
ICTV (1 - 1)
За год канал растерял 6% (или 0,55% п. п.), оставшись первым по аудитории 18-54, 50+ с показателем 9,4%. По молодежной 14-49, 50+ вещатель также был первым, утратив 12% - доля 9,33%. Статус лидера по активной вещатель удерживал 23 недели в году (против 21-й, проведенной на втором месте). Самыми неудачными для ICTV были две недели в конце марта, неделя, когда сборная Украины по футболу достигла своих лучших результатов на Евро-2020, и первая неделя Олимпиады - тогда канал опустился на третью позицию по активной городской аудитории.
Стабильно хорошие цифры каналу приносят Dizel Show и другие проекты «Дизель Студио», а также все виды новостей. Среди премьерных сериалов стоит отметить «Пес-6» (первая часть сезона стартовала еще в 2020 году, вторая - в марте 2021-го), «Вскрытие покажет - 2», пилот ретро-детектива «Найкращий сищик» и новогодний спецвыпуск «Участкового с ДВРЗ». Из непремьерных по-прежнему хорошо собирают предыдущие сезоны «Пса» и четырехсерийка «Первый парень на деревне», показанная вещателем четыре раза. Кроме того, в конце года ICTV удачно воскресил формат «Кто хочет стать миллионером?», а по количеству телепремьер украинских фильмов («Толока», «Безславні кріпаки», «Атлантида» и «Бабий Яр. Контекст») сравнялся с «Плюсами», традиционно лидировавшими в этом сегменте.
«1+1» (2 - 3)
За год доля канала по 18-54, 50+ практически не изменилась, но из-за проседания «Украины» он смог подняться с третьей позиции в общем топе на вторую. По старшей 18+, 50+ вещатель незначительно нарастил (с 8,01% до 8,09%), но опустился с третьего места на четвертое, поскольку вперед рванул СТБ. Самыми неудачными для «Плюсов» были шестая и восьмая недели, когда канал опускался на пятое место в общем топе. Первым же вещатель был на 13-й неделе, когда премьерил сериал «Папик-2», пять недель в межсезонье и семь недель в начале осеннего сезона (а в прайме - 14 недель непрерывно). Ну и не забываем, что новогоднюю ночь (и всю праздничную неделю) на этот раз выиграл «1+1».
Усиление конкуренции со стороны других каналов не помешало «1+1» успешно выпустить новые сезоны своих больших шоу («Голос страны», «Танцы со звездами», «Маскарад»), отличные цифры демонстрировали утренние «Сніданки», традиционно в топах лидировали новости, но эксперименты в нише инфотейнмента (летом вещатель запустил дневной проект «Твой день», в декабре - постпраймовый «Твой вечер») пока не дотягивают даже до средней. Юмористические проекты «Квартала» («Лига смеха», «Вечерний квартал», «Женский квартал») преимущественно давали чуть выше средней доли, стабильно собирали тревел-шоу с Дмитрием Комаровым, а лучшими сериальными премьерами стали «Сваты-7», «Папик-2», украиноязычная адаптация формата Ugly Betty «Моя улюблена Страшко» и шестнадцатисерийка «100 тысяч минут вместе». Отдельно стоит отметить эксперимент с двенадцатисерийным копродукционным сериалом «Славяне», взявшим ниже средней (особенно по пенсионерам).
Количество премьерного украинского кинопоказа в 2021-м сократилось по коронавирусным объективным причинам, однако в целом канал остался первым в этой нише, откатав телепремьеры спортивной драмы «Пульс», военной драмы «Погані дороги», украинско-грузинско-турецкого исторического фильма «Фортеця Хаджибей» и комедии «Скажене весілля - 3». Последняя вышла 1 января 2022-го (и стала самым рейтинговым событием дня), но технически это все же последняя неделя подотчетного года.
СТБ (3 - 5)
За год канал нарастил сразу 19% - до 8,3% по аудитории 18-54, 50+, поднявшись с пятого места сразу на третье. По старшей 18+, 50+ доля вещателя увеличилась на 29% - с 6,39% до 8,5%, и это тоже третье место (против пятого годом ранее). В отличие от 2020-го, когда канал не поднимался в общем топе выше второй строчки, в 2021-м СТБ становился первым на семи неделях (а в прайме - на десяти), в том числе на 20-й, когда последний раз транслировал финал Евровидения по сублицензии Общественного. Преимущественно же вещатель держался на третьем-четвертом местах, а пятым оказывался лишь два раза - на первой и 36-й неделях.
Лучшим проектом СТБ в этом году стало возвращение шоу «Україна має талант» (вещатель запустил десятый сезон проекта после четырехлетнего перерыва), также с неплохими цифрами вернулась «Битва экстрасенсов», сделавшая перерыв из-за пандемии. Кроме того, рейтинги каналу делали форматные шоу «Холостяк», «Холостячка» и «МастерШеф», собственные нетленки «Хата на тата», «Один за всех», «Супермама» и - новинка года - «Супербабушка», за дневные показатели успешно отвечали бесконечные детектив «След» и скриптед-реалити «Слепая». Вместе с увеличением средней доли росли и цифры новостей - да так, что вещатель решился запустить дополнительный выпуск программы «Вікна-новини» в дневном эфире будней (и не прогадал).
За год канал закрепился в нише производителей сериалов, выдав на-гора более 25-ти премьерных тайтлов. Лучшими с точки зрения телесмотрения стали третий сезон исторической драмы «Крепостная», восьмисерийка «Пленница», мелодрама Оксаны Байрак «Летний снег» и мистическая драма «Ворожка». В среднем же новые сериалы собирали 8-9% (к концу года - чуть ниже).
«Украина» (4 - 2)
По аудитории 18-54, 50+ канал опустился со второго места на четвертое, продолжив терять показатели (в позапрошлом году - минус 14%, в прошлом - минус 20%, или 1,8% п. п.) - до 7,6%. По старшей 18+, 50+ вещатель растерял еще больше - с 14,2% до 12,2%, но остается лидером с солидным отрывом от конкурентов. По активной аудитории «Украина» держался на уровне пятого (17 недель), четвертого и третьего (по 15) мест, а первым был всего дважды - на четвертой и 26-й неделях. В прайме канал лидировал пять недель, включая 25-27-ю, когда вся страна следила за футбольной сборной на Евро-2020. По обеим старшим аудиториям вещатель был первым весь год, за исключением 51-й недели, когда по 18+, 50+ его внезапно обогнал ICTV.
Одной из главных проблем, решить которую вещатель пытался весь год, стало проседание дневных слотов и предпрайма, несколько лет подряд бывших одним из драйверов успеха «Украины»: не помогли ни настоящий Святослав Пискун (докудрама «Ход прокурора»), ни рецепт «детектив + собака» (сорокасерийка «Топтун»), успешно работающий на другом канале, ни эксперимент в жанре ситкома («Люся Интерн»). Который год подряд «Украина» остается лидером по количеству премьерных сериалов, но похвастать действительно большими цифрами на этот раз чаще могли четырехсерийки: «Добрая душа», «Вспомнить себя», «Алмазная корона», «Любовь матери» и др.
В 2021-м канал всерьез зашел на территорию больших форматных шоу, успешно откатав сразу два сезона «Маски» (The Masked Singer) и запустив «Співають всі» (All Together Now). Еще одна несценарная новинка вещателя - интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», не выходившая на украинском ТВ с 2017 года (и собирающая в ночном эфире субботы вполне приличные цифры). Кроме того, канал успешно транслировал футбол, а из украинских полнометражных фильмов показал лишь авантюрную комедию «Де гроші» на 51-й неделе.
«Новый канал» (5 - 4)
За год по аудитории 18-54, 50+ вещатель растерял меньше всех из «большой шестерки» - всего 5%, но был вынужден вернуться с четвертого места на пятое. По молодежной 14-49, 50+ канал остался четвертым, но потерял 14% - с 8,23% до 7,59%. «Новый» занимал второе место лишь один раз - на десятой неделе, третье - на шестой, седьмой и девятой, а все остальное время был четвертым (17 недель) и пятым (31 неделя). По молодежным аудиториям канал также ни разу не становился первым, а на вторую позицию по 14-49, 50+ выходил трижды.
Лучшим собственным проектом вещателя остается «Кто сверху?», отлично собирающий практически в любых слотах при любом количестве повторов. Весной в прайме хорошо работали шоу «Где логика?» и «Аферисты в сетях», осенью вещатель делал ставку на «Адскую кухню» (возвращение формата Hell's Kitchen, не выходившего на украинском ТВ с 2013 года), а также третьи сезоны проектов «Эксы» и «Дети против звезд», но их цифры, поначалу внушавшие оптимизм, не были стабильными. То же самое можно сказать о кинопоказе, от показателей которого вещатель по-прежнему сильно зависит, а с собственными сериалами в 2021-м не сложилось (почему - читайте тут).
«Интер» (6 - 6)
За последние три года все шутки о стабильности в отношении «Интера» перешучены, но факт остается фактом: по аудитории 18-54, 50+ канал по-прежнему шестой, хотя и с незначительной потерей (-7%). По старшей 18+, 50+ картина наконец изменилась, но не в лучшую сторону: вещатель опустился с четвертого места на пятое, а доля уменьшилась с 7,38% до 7,18%. Весь год «Интер» преимущественно был шестым (опускался на седьмую позицию пять раз), а по старшим аудиториям - четвертым-пятым, всего раз поднявшись на вторую строку по 18+, 50+ (на 29-й неделе) и по 18-54, вся Украина (на второй).
С точки зрения проектов ситуация все та же: лучшим собственным проектом остается ток-шоу «Касается каждого», относительно неплохо собирали утренние программы «Утро» (будни) и «Готовим вместе» (выходные), тревел «Другая жизнь», собственные докудрамы из цикла «Вещдок» (за год он пополнился тайтлами «Вещдок. Большое дело» и «Вещдок. Опережая время») и российская «Следствие вели...». Премьерных сериалов в 2021 году практически не было, а возвращение в эфир форматов «Позаочі» и «Все для тебя» особой погоды не сделало.
Второй эшелон
Второй год подряд места вещателей второго эшелона в общем топе не меняются, чего не скажешь об их доле: «2+2», сохранив положительную динамику, незначительно улучшил результат, а остальные теряли (годом ранее ТЕТ нарастил, а потери К1 составили всего 3%).
С точки зрения премьерного контента «2+2» снова показал себя лучше всех: шестнадцатисерийный детектив «Плут», тридцатисерийный «Козырное место» (адаптация российской франшизы «Невский»), «Опер по вызову - 5», третий сезон «Ментовские войны. Харьков», экшен «Ангелы-2» - все сериалы были успешными, как и цикл документальных программ «Затерянный мир», обновлявшийся дважды в год. Традиционно неплохо собирали матчи украинского чемпионата по футболу.
В эфире ТЕТ хорошие цифры демонстрировали скетчкомы «Однажды под Полтавой» (двенадцатый и тринадцатый сезоны) и «Страна У 2.2», реалити «Богиня шопинга» (сезоны «Батлы за патлы» и «Битва блондинок»), а также кинопоказ. Из собственных сериалов уверенно зашла украиноязычная двадцатисерийная комедия «Ромео і Джульєтта з Черкас».
В контексте сериалов стоит также отметить НЛО TV, все премьеры которого - двадцатисерийки «Прєподи» и «Екстрасенс», новые сезоны ситкомов «Швидка» и «Громада» - были украиноязычными.
Топ-15
За год ICTV добавил к первому месту по 18-54, 50+ и 14-49, 50+ лидерство по активной и молодежной аудиториям в городах 50-, а канал «Украина» остался во главе топа лишь по старшим. В целом же график наглядно демонстрирует общую тенденцию минувшего года - теряли все, за исключением СТБ и информационного канала «Наш», занявшего место закрытых вещателей Медведчука.
Битва титанов
За год смотрение больше всех нарастили вещатели, не измеряющиеся в панели, и если в 2020-м группа Other TV занимала второе место по активной городской аудитории, то в 2021-м вышла на первое (по остальным лидировала и год назад). Кроме того, расстановка сил изменилась по старшим аудиториям: в выборке «50+» 1+1 media поднялась с пятой позиции на третью, а по «вся Украина» «Плюсы» опередила «Медиа Группа Украина», выйдя на третье место. Отметим, что МГУ пополнилась еще одним телеканалом - «Украина 24», вклад которого в общее телесмотрение по старшим аудиториям вполне ощутим (по обеим вещатель вошел в топ-15).
Единственной телегруппой, которой удалось нарастить показатели по всем четырем аудиториям, стала StarLightMedia, хотя рост по 18-54, 50+ был номинальным (на 0,01% п. п.), остальные (а также нишевые телеканалы) - теряли.
За минувший год рейтинг Total TV (телесмотрение в целом) уменьшился, хотя в 2020-м динамика была обратной. А вот смотрение Other TV неуклонно растет еще с 2018-го, что негативно влияет не только на рейтинг, но и на долю каналов:
Other TV
За год суммарная доля телеканалов, не измеряющихся в панели Nielsen, снова выросла во всех без исключения регионах: максимально - в Северном (на 16%), Восточном, куда входят Днепропетровская, Харьковская, Запорожская области (+13%) и Киеве (+17%). Напомним, в группу «Другие» входят не только небольшие украинские вещатели, но и тематические иностранные, а также запрещенные российские, добивающие с открытого спутника. Поэтому остается лишь надеяться, что столь заметный рост (по крайней мере в Киеве) обеспечило смотрение в диджитале.
Если в прошлом году смотрение «других» каналов выросло во всех бех исключения областях, а также столице, то на этот раз - в 19 и Киеве (а Закарпатская, Черниговская, Черновицкая, Волынская и Николаевская области продемонстрировали отрицательную динамику). Рекордсменами же по наращиванию Other TV стали Донецкая (+8,3 п. п.), Сумская (+7,3 п. п.) и Днепропетровская (+5,7 п. п.) области.
В 2021-м к «другим» телеканалам присоединились музыкальный O-TV (перестал измеряться 1 марта), а также информационный Live, продержавшийся в панели всего два месяца (с 7 октября по 13 декабря) и демонстрировавший цифры, близкие к нулю.
Информационные каналы
С блокировкой телеканалов «112 Украина», NewsOne и ZIK, пропавших из панели 1 марта, в информационной нише произошли значительные пертурбации. По активной аудитории канал «Наш» поднялся с последней позиции на третью, нарастив около 7% (как мы выяснили ранее, вещатель стал главным бенефициаром блокировки активов Медведчука, но не стоит думать, что он смог аккумулировать аудитории всех отключенных каналов - по итогам года его доля и рейтинг примерно соответствуют показателям ZIK, который был третьим по телесмотрению в холдинге «Новости»). Канал «24», бывший четвертым, стал шестым, потеряв 36% и пропустив вперед «Еспресо» и «5 канал» (при этом доля «Еспресо» уменьшилась с 0,35% до 0,27%, а «5-го» - незначительно увеличилась). Новенький в панели - «Украина 24», присоединившийся 11 мая, - пока занимает последнее место по активной аудитории.
По старшей «Наш» поднялся с последней строки на первую, нарастив около 15% и заменив «112 Украина». Канал «Прямой» с уменьшением доли (с 1,8% до 1,3%) остался вторым, а на третье месте вышел «Украина 24». Стоит отметить, что при наших подсчетах показатели усредняются за весь год: соответственно, если канал не измерялся в течение какого-то времени, то за этот период ему насчитывается 0. Поэтому среднегодовые показатели «Украины 24» и закрытых каналов Медведчука меньше их фактических цифр в период измерений.
Общественное
Из всех вещателей Общественного мы продолжаем анализировать лишь «UA: Перший», покольку остальные в панели не измеряются (даже интересно, откуда компания берет показатели канала «Культура», которые выдает за данные Nielsen). За год флагману НОТУ удалось больше всего нарастить по аудитории 18+, вся Украина (с 0,93% до 1,08%), чуть меньше - по 4+, вся Украина.
А вот по аудиториям 18-45, 50+ и 18+, 50+ рост был номинальным - на 0,01 и 0,1 п. п. соответственно.
Самыми успешными для вещателя ожидаемо оказались три недели Олимпиады (с 29-й по 31-ю): на 31-й канал стал десятым и одиннадцатым даже по молодежым аудиториям, а по своей главной аудитории - пенсионерам в селах - выбился на шестое место в топе.
За год «Перший» значительно разнообразил палитру собственных программ, запустив социальное ток-шоу «По-людськи», итоговую аналитическую программу «Тиждень на Суспільному», прямоэфирные проекты «Прозоро: про актуальне», «Прозоро: про головне» и «Прозоро: про соціальне», на второй неделе года устроил телепремьеру украинской прокатной комедии «Халепа на 5 баксів», а к 30-летию независимости показал документальный сериал Сергея Лысенко «Колапс: як українці зруйнували імперію зла», но в топ-20 лучших проектов года все равно попали только спорт и немного богослужений.
Первая двадцатка практически идентична по всем аудиториям, поэтому ограничимся самой общей - 4+, вся Украина
ТОП программ, сериалов, новостей
Главное отличие общих топов проектов 2021-го от 2020-го - присутствие футбола, занявшего первые места по всем основным аудиториям. Еще один любопытный момент: новогоднее Dizel Show, в позапрошлом году бывшее вторым по активной городской аудитории (после поздравления президента на «1+1»), в прошлом стало аж одиннадцатым.
На этот раз верные «Украине» пенсионеры даже поздравление Владимира Зеленского смотрели на любимом канале (в 2020-м - на «Плюсах»), а в остальном предпочтения аудитории не особо изменились.
По активной аудитории в выборке «вся Украина» сериалы канала «Украина», годом ранее стоявшие сразу после новогодних проектов, оттеснили вниз «Сваты-7» и развлекательные шоу.
По 18+, вся Украина канал «Украина» продолжает лидировать безальтернативно.
Первое место в топе развлекательных шоу, где годом ранее лидировал ICTV с новогодними «Дизелями», заняли праздничный «Вечерний квартал» и финал первого сезона «Маски».
В топе сериалов лидерство по активной аудитории у «Украины» перехватили «Плюсы» со вторым сезоном «Папика» (по рейтингу) и седьмыми «Сватами» (по доле). По старшей, как и в 2020-м, все десять мест достались каналу «Украина».
В нише утренних проектов первое место по обеим аудиториям разделили «Снiданок з 1+1» и «Снiданок з 1+1. Вихідний» - по доле и рейтингу соответственно (в 2020-м за пенсионеров боролись проекты «Интера» и «Украины»).
В топе политических ток-шоу единственным обладателем первого места по активной аудитории стала программа «Право на власть» (годом ранее делила его с Шустером), лидером по старшей осталась «Свобода слова Савика Шустера».
Лидеры новостного топа за год не изменились - ТСН на «1+1» (по активной) и «Сегодня» на канале «Украина» (по старшей).
В топе итоговых новостей программа «ТСН-тиждень» стала безоговорочным лидером по активной (в 2020-м делила первое место с «Фактами недели»). По старшей рейтинг все так же возглавляет «Сегодня. Итоги».
Таким был 2021 год. А в 2022-м очень ждем появления в панели измерений государственных телеканалов «Рада», перезапущенного в формате информационного, и «Дом», постепенно превращающегося из вещателя для оккупированных территорий в русскоязычный канал для всех.
*Данные исследования ТВ-аудитории принадлежат ИТК. Оператор панели - Nielsen; мониторинг - Коммуникационный Альянс. Данные предоставлены МРМ; рассчитаны для аудиторий 14-49, 18-54, 18+ (50 тыс.+ и «вся Украина») с 1 января по 31 декабря по показателям shr%. Подробнее о показателях и целевых аудиториях - в глоссарии ИТК