Вчера вечером президент Украины Владимир Зеленский подписал указ, приводящий в действие решение Совета национальной безопасности и обороны о применении санкций против народного депутата Тараса Козака. «Персональные специальные экономические и другие ограничительные меры» применены в том числе к ряду ООО («Аріадна ТВ», «Новий формат ТВ», «Лідер ТВ», «ТВ Вибір», «Партнер ТВ», «Телерадіокомпанія «112-ТВ», «Новини 24 години», «Нові комунікації»), на которые записаны лицензии телеканалов «112 Украина», NewsOne и ZIK. Другими словами, указ блокирует работу указанных информационных каналов - официально принадлежащих Козаку, а не официально находящихся под контролем Виктора Медведчука. Вещателям нельзя работать в течение пяти лет.
Долгое время «112 Украина», NewsOne и ZIK, объединенные в холдинг «Новости», подавали ложную информацию, манипулировали фактами, распространяли призывы к разжиганию вражды, проводили телемосты с Москвой, транслировали выступления Путина, за что неоднократно получали предупреждения Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания. Чтобы не ходить далеко, можно вспомнить недавнее предупреждение, выданное «112 Украина» и ZIK за российский контент, судебные разбирательства регулятора с NewsOne или громкую историю о лишении лицензий пяти региональных компаний, незаконно транслировавших «112 Украина».
Основное обвинение Козака - в финансировании терроризма - отношения к медиа не имеет. Но и без него - исключительно в медийной плоскости - наказывать телеканалы было за что. Например, министр культуры Украины Александр Ткаченко высказался о происходящем так: «По сути это иностранная пропагандистская машина, которая была сформирована в Украине и опосредовано профинансована Москвой, где о свободе слова давно нет речи, а отдельные журналисты стали солдатами Кремля».
Но наказывать ли таким образом? Общество разделилось на два лагеря: аудитория вещателей, мягко говоря, негодует, а противники риторики перечисленных телеканалов засыпали соцсети постами о том, что у Зеленского «хватило мужества», а у Нацсовета - нет. Что ж, давайте рассмотрим, почему Нацсовет не мог предпринять подобные шаги, что дает блокировка от СНБО и что за ней, вероятно, последует.
Почему Нацсовет не мог заблокировать/отключить каналы Медведчука?
У медийного регулятора в принципе нет полномочий по отключению телеканалов. От слова вообще. Нацсовет имеет право подавать на вещателей в суд - если они несколько раз жестко нарушили законодательство, за что получили санкции регулятора.
То есть отключить каналы может только суд?
Именно. И не отключить, а аннулировать действующую лицензию вещателя.
Но разве Нацсовет не подавал в суд на каналы Медведчука?
Подавал. И неоднократно. Но судебные разбирательства могут длиться годами, при этом суд одной инстанции встает на сторону вещателя, а другой - Нацсовета. И разбирательства стартуют по новой… А все это время, пока нет окончательного решения суда, вещатель имеет полное право продолжать работу.
Решений суда о том, что каналам «112 Украина», NewsOne и ZIK нельзя вещать, нет. Выйти из юридической плоскости и просто запретить их, как сделал СНБО, регулятор не может. Для этого требуется новое усовершенствованное законодательство или, по крайней мере, не должно быть «дыр» в существующем.
Почему все так сложно? Почему Нацсовет не может просто «выключить» каналы из эфира?
Потому что законодательство не позволяет такого регулятору. Только через суд. При этом структура собственности лицензиата порой настолько запутанная, что в действительности Нацсовет может судиться с каналом, а канал - отрицать, что у него есть какие-либо проблемы. Например, член Нацсовета Максим Оноприенко недавно очень хорошо расписал ситуацию с каналом «Наш». Вещателем управляют два юридических лица: к одному у Нацсовета претензий нет, к другому - есть. И «Наш» манипулирует этим.
А СНБО, получается, может блокировать каналы без суда и в любое время?
Может - это теория. Даже сейчас, когда СНБО уже заблокировал каналы, практикой это назвать нельзя. Скорее, прецедентом. В решении действительно говорится об «аннулировании или приостановке лицензий и других разрешений, получение (наличие) которых является условием для осуществления определенного вида деятельности», а также «прекращении предоставления услуг по ретрансляции / распространению телепрограмм / предоставления телекоммуникационных услуг и использования телекоммуникационных сетей общего пользования». Но все это очень спорно, и будьте уверены, «112 Украина», NewsOne и ZIK пойдут в суд.
То есть лицензии у «112 Украина», NewsOne и ZIK не забрали?
Нет. Они лишь приостановлены решением СНБО. «Вопросы, связанные с этими лицензиатами, Нацсовет продолжит рассматривать в рабочем порядке».
Но, получается, каналы пропадут из эфира?
Да, поскольку операторы и провайдеры телевизионной услуги не захотят проблем с правоохранительными органами или судебных разбирательств, они исключат каналы из своих пакетов.
Это касается любого типа приема?
Абсолютно. И кабельного, и спутникового, и эфирного ТВ - в решении СНБО четко говорится о запрете использования каналами «112 Украина», NewsOne и ZIK радиочастотного ресурса. Впрочем, на медиарынке уже есть сомневающиеся в последнем: например, Орест Билоскурский отмечает, что после отключения спутникового вещания у ИТК пропал контрольный сигнал (то есть указаные телеканалы перестали измеряться панелью Nilsen). «Это означает, что кабельщики могут показывать каналы, а мы не будем знать, что их смотрят», - пишет аналитик в своем Телеграм-канале. Впрочем, на это у регулятора уже есть ответ: «Представители Нацсовета в регионах сотрудничают с СБУ и облгосадминистрациями. Мониторинги продолжаются».
А через интернет?
Интернет-сигнал каналов через ОТТ/IPTV также будет заглушен в любом виде, потому что это тоже ТВ-услуга, а значит, ее поставляет некий оператор. Остается вариант просмотра контента через браузер, но не в составе прямой услуги оператора ТВ и/или интернета. Но, скорее всего, домены также будут заблокированы, и смотреть видео каналов не получится.
А YouTube?
Здесь интереснее. «112 Украина», NewsOne и ZIK - правообладатели контента, который они выкладывают в сервис, то есть заблокировать их YouTube-каналы за нарушение авторских прав нельзя. А заморачиваться с жалобами на каждое конкретное видео, нарушающее правила сообщества, вряд ли кто-то будет. В любом случае, аудитория в YouTube и потенциальная аудитория традиционных телеканалов (особенно учитывая, что «112 Украина», NewsOne и ZIK смотрят преимущественно пенсионеры) - не сопоставимые цифры.
Есть ли у «112 Украина», NewsOne и ZIK шансы выиграть в суде?
Есть. Об этом, в частности, пишет бывший член Нацсовета Сергей Костинский: «Телеканалы из медиахолдинга «Новости» и сам Тарас Козак оспаривают решение СНБО сначала в Украине - проходят все инстанции. Потом оспаривают решение в ЕСПЧ. С высокой вероятностью рано или поздно выигрывают европейский суд, получают позитивное решение в свою пользу, которое, кроме прочего, предусматривает компенсацию со стороны украинского государства. Потом, при необходимости, эти телеканалы возобновляют свое вещание».
Что будет с сотрудниками каналов?
Скорее всего, сидеть без работы они не захотят. А значит, будут искать новые места. Вопрос в том - сохранят ли они риторику заблокированных каналов? Кроме того, Виктор Медведчук может оперативно приобрести новые каналы с «чистенькой» историей, и запрет им не грозит (об этом, в частности, также пишет Костинский).
Что дальше?
Очевидно, «112 Украина», NewsOne и ZIK пойдут в суд. И, если выиграют (а шансы, как мы обозначили выше, есть), то вернутся в эфир. А все это время будут работать со своей аудиторией в плоскости «зрителей лишают правды». В результате узнаваемость брендов «112 Украина», NewsOne и ZIK, а также их аудитория и охват в социальных сетях могут увеличиться. Вдобавок, не стоит забывать о каналах Kyiv Live, Odesa Live, а также готовящемся Kharkiv Live, которые тоже входят в пул каналов ОПЗЖ. Есть подозрение, что в условиях блокировки «родственных» вещателей, их аудитория будет стремительно увеличиваться.