Чуть больше года назад, 3 сентября 2020-го, Украина ратифицировала Соглашение о совместном производстве аудиовизуальных произведений с Канадой. А уже 1 января 2021-го оно вступило в силу. Событие действительно важное и долгожданное, поскольку копродукция со страной, имеющей куда более развитую киноиндустрию, - это не просто совместное финансирование проектов и получение в Канаде тех же льгот, что и у национальных фильмов, но и выход на аудиторию минимум двух рынков (не секрет, что в Канаде проживает большая украинская диаспора). А если сделать фильм на одном из двух государственных языков Канады - английском или французском - это в любом случае потенциал выхода еще и на другие территории.
Для канадской стороны программа взаимной поддержки была представлена на Международном кинофестивале в Торонто в начале сентября. А несколькими днями позже ее презентовали украинским продюсерам, для чего на международном медиафоруме KYIV MEDIA WEEK была организована панель «Починаємо: канадсько-українська копродукція в дії». По сути, на мероприятии был дан старт масштабному проекту Canada-Ukraine CoProduction Meetings and Conference (или сокращенно #UCANCOPRO) - конференции и питчингу проектов, имеющих потенциал стать украинско-канадской копродукцией, к участию в которой приглашены продюсеры обеих стран. Но обо всем по порядку.
Для начала коммерческий советник при Посольстве Канады в Украине Джулия Басс рассказала, что главное преимущество соглашения - статус официальной копродукции между странами, в рамках чего продюсеры получают доступ к господдержке и льготам обеих сторон. «Ежегодно с Канадой снимают более 60 проектов, официально оформленных как копродукция, - конкретизировала гостья. - Это фильмы, сериалы, анимация, шоу. Средний общий бюджет поддержки ежегодно составляет не менее 500 млн канадских долларов (около $362-365 млн, примерно $6 млн на проект. - MBR). Также это новые возможности с точки зрения промо и дистрибуции, культурное разнообразие, профессиональные сотрудники сферы производства, локации. Правительства двух стран долго работали над Соглашением - пора использовать его возможности».
«Этой осенью мы запускаем проект, который даст всю необходимую информацию для запуска копродукции, - продолжила Басс. - И заметьте, Соглашение с Украиной было одним из самых ожидаемых среди 58 аналогичных договоренностей с другими странами». В частности, соглашения, так называемые Treaties, подписаны Данией, Австрией, Бельгией, Латвией, а также нашими соседями - Польшей.
Механика проекта крайне проста: прием заявок для участия в питчинге продлится с 24 сентября и до 24 октября, 5 ноября будет оглашен список счастливчиков, прошедших отбор, 10 ноября состоится панельная дискуссия, на которой еще раз растолкуют все нюансы Соглашения, на следующий день пройдет собственно питчинг, а 16 ноября - индивидуальные онлайн-встречи украинских и канадских кинематографистов, которым после презентации проектов явно будет что обсудить.
«Онлайн-встречи и переговоры с украинскими продюсерами помогут выбрать проекты для копродукции, - добавила Шаролта Чете из Канадской ассоциации медиапродюсеров. - В прошлом году, когда мы огласили программу на Берлинале, у нас было порядка шестидесяти b2b-встреч. В этом году планируем, что их будет даже больше».
Но кто, как и в каких объемах выделяет деньги в Канаде? Занимается этим Telefilm Canada - федеральное агентство, у которого есть мандат правительства Канады на администрирование всех соглашений о совместном производстве. «Также мы занимаемся финансированием игровых фильмов через фонд Канады и предоставляем другие возможности продюсерам, студиям и дистрибуторам. - объяснила аналитик Telefilm Canada Сьюзан Кинг. - Проект, подпадающий под условия Соглашения, становится официальной национальной копродукцией в обеих странах, даже если вы - миноритарный партнер с долей всего 15%. И этот национальный проект может подаваться на любые формы поддержки в своих странах».
К слову, многие называют Соглашение между Украиной и Канадой более гибким в сравнении с Treaties других стран. Например, если в копродукции будет третья сторона, доля участия Украины может опускаться до 10%. Таким образом, если не брать во внимание льготы, рибейты и прочее, даже вложив 10 млн грн, Украина может снять копродукцию с бюджетом 100 млн грн.
Что касается копродукции с украинской стороны, то, по словам главы Госкино Марины Кудерчук, все фильмы такого рода проходят стандартную процедуру питчинга. «Мы предоставляем поддержку полнометражным фильмам, до $1 млн. А сериалам - до $50 тыс. за серию. Это не может быть весь бюджет проекта, это должна быть именно поддержка со стороны государства. В целом финансирование зависит от бюджета на год, но в последние годы у нас регулярно выходят международные копродукции. А с прошлого года есть опыт сотрудничества с Eurimages».
Telefilm Canada сотрудничает с рядом других институций страны, среди которых и региональные органы поддержки кино, как, например, Manitoba Film & Music. Руководитель последней, Луиза О'Брайен-Моран, рассказала: «В Манитобе 10 провинций и три территории, предложения по финансированию везде разные, будь то разработка проекта или уже продакшен. Но главное, что национальный фильм - а им становится любой официальный копродакшен - претендует на максимальный размер льгот. Считается, что получить льготу в Северной Америке легко, а варьироваться она может от 15% до 30%».
Здесь стоит напомнить, что в Канаде работают две общенациональные программы налоговых льгот - Canadian Film or Video Production Tax Credit (CPTC) и Film or Video Production Services Tax Credit (PSTC). CPTC действует с февраля 1995 года и предусматривает компенсацию в размере 25% от квалифицированных расходов на территории страны. А PSTC, запущенная в 1997-м, предлагает компенсацию 16% затрат, связанных непосредственно с процессом продакшена. Обе программы контролируются Канадским офисом аудиовизуальной сертификации (CAVCO) и Канадским налоговым агентством (Canada Revenue Agency). А они, в свою очередь, пользуются рекомендациями по поддержке того или иного проекта все той же Telefilm Canada.
«В каждой провинции есть и свои схемы финансирования, на которые может подаваться зарегистрированный там канадский продюсер, - продолжает Луиза. - Или канадский продюсер может подаваться от Telefilm и тогда претендовать на льготы общенациональной программы. Если, конечно, такое предусмотрено договором с Telefilm. Также можно подаваться на более скромное финансирование в провинциях по отдельности. Получается, всего три схемы поддержки».
К слову, порядка 15% населения Манитобы - выходцы из Украины. В Саскачеване и Альберте похожая ситуация.
Соглашение может принести первые плоды уже в ближайшее время: разрабатывается первый украинско-канадский телесериал «Бути монстром» (Monster Inside) от FILM.UA Group и канадской Incendo. Это детектив с элементами триллера и ужасов. Планируются 8 эпизодов по 60 минут.
«Мы работали с Великобританией, ЮАР, Францией, - говорит Гевин Рирдон, руководитель продакшена Incendo. - А с Катериной [Вишневской, продюсером FILM.UA] знакомы еще с «Нюхача», который был очень успешным несколько лет назад. Потом были «Прятки», тоже высокий уровень качества. Естественно, нам хотелось объединить усилия и поработать с украинцами. Искали проект, который сработает в двух странах не только с коммерческой точки зрения, но такой, что будет интересным, уникальным».
«Именно уникальную историю хотели найти и мы, - продолжает Вишневская. - Так появилась история Феликса Руденко, бандита из Канады, который бежит от следствия в Украину, где его кусает оборотень. Феликс - мелкий преступник, всегда старался уйти от ответственности. А тут у него появляются огромные возможности. Ему нужно научиться контролировать себя. И это уже не локальная история, а универсальная - вопрос внутренней борьбы человека».
По словам Рирдона, к Incendo обратились на этапе написания сценария двумя авторами, из Украины и Канады. «Это интересная смесь жанров: криминальной истории, комедии, ужасов и даже фэнтези. Нечто такое, чего мы еще не видели. Мы активно включились в проект, начали прорабатывать историю, планировать бюджет. И ожидаем, что к середине следующего лета зайдем в съемки - большая часть пройдет в Украине».
Одна из главных движущих сил копродукции - ОТТ- и VoD-платформы. «Несколько лет назад наш проект был бы невозможен, - признается Вишневская. - Но локдаун привел к тому, что подписчики Netflix копнули так глубоко, что канадцы нашли украинские проекты, а украинцы - канадские. Кто-то открыл для себя «Нюхача», кто-то «Прятки».
И вот тут закономерно встает вопрос языка.
«Раньше я продавал по всему миру немецкий контент, - вспоминает Рирдон. - В США тогда никто не покупал немецкоязычные проекты. Не важно, дублированные или с субтитрами. Первый проект, который купил Netflix, - «Лиллехаммер», был со смесью норвежского и английского. Сериал стал суперуспешным. Почему же тогда не английский и украинский? Это еще и большой потенциал для соседнего рынка США. Локдаун привел к тому, что зрители готовы экспериментировать».
Естественно, в Канаде и Украине есть требования к языку, на котором создается контент. «Для получения статуса национального фильм, снимаемый в Украине, должен быть минимум на 90% на украинском, - отмечает Кудерчук. - Тогда будет льгота на НДС. Но ведь фильм можно снимать на одном языке и дублировать на украинский».
В Канаде похожая ситуация. «Оригинальная дорожка должна быть на английском или французском, - говорит Кинг. - Но также допускается дубляж компанией, выступающей партнером в Канаде. Другими словами, проект могут снять на одном языке и дублировать на тот же английский. Главное, чтобы продюсеры проверяли требования в документах при подаче на одну из схем финансирования».
Отметим, что в сезоне 2018-2019 годов в Канаде был новый пик копродукций, снятых в первую очередь на французском языке. В 2009-2010-м соотношение бюджетов копродукций на английском и французском составило пять к одному, но в период 2018-2019-го оно изменилось на 1,3 к 1. На французском общаются свыше 300 млн человек во всем мире, а на английском - еще больше. Это огромный плюс для дистрибуции. Об этом мы рассказывали еще в прошлогоднем эксклюзивном исследовании KMW White Paper.
«И еще момент, - добавляет Чете. - У нас тоже можно претендовать на некоторые льготы, даже если фильм полностью снят на украинском, еще до дубляжа на английский или французский».
Какие жанры могут стать популярными в сегменте украинско-канадской копродукции?
Рирдон считает, что это могут быть любые истории: «Например, мы работали над сериалом «Версаль», события которого, очевидно, имели место во Франции. В «Бути монстром» мы обыграли украинское происхождение героя, что позволило объединить то, что ранее, казалось, не имело связи. Таким образом, можно вместе продюсировать все что угодно, если история органично объединяет страны».
Его поддерживает и Вишневская, называя более четкие ориентиры: «С точки зрения украинских продюсеров, это в первую очередь исторические проекты, причем не обязательно 18-го века или ранее. Еще у нас есть общая страсть к хоккею - можно сделать совместную спортивную драму». - «И продать этот контент потом можно не традиционному вещателю, а иностранной спортивной телесети», - добавляет О'Брайен-Моран.
«Еще важно, чтобы между продюсерами были органично выстроенные отношения, - подытоживает Кинг. - Ведь, скорее всего, они будут работать над проектом пару лет. После завершения проекта нужно снова обратиться в Telefilm Canada, чтобы мы повторно подтвердили наши рекомендации. Такие требования. Ведь часто случается, что в одной стране свою часть работы над проектом уже закончили, а в другой - нет. Могут в разные сроки сводить бюджет, ставить разные даты премьеры. Тогда продюсеры будут гоняться друг за другом, чтобы сдать документы одновременно. Налаживайте диалог».
А в качестве помощи в налаживании диалога с канадскими продюсерами стартует вышеупомянутый проект UCanCoproduce. Его представили Дарья Лысак, советник по развитию бизнеса Посольства Канады в Украине, и представитель Украинской киноассоциации Анна Волкова.
Проект - это своего рода дорожная карта для всех, кто хочет снимать кино- и телеконтент с Канадой, а также с ее партнерами. Здесь собраны инструкции и презентации, информация о том, как и куда подавать документы, перед кем и когда отчитываться, у кого просить деньги и где можно претендовать на льготы. Целый комплекс мероприятий.
«Заявки принимаются как с украинской, так и канадской стороны, - напомнила Волкова. - У вас есть целый месяц, чтобы податься, а сам питчинг запланирован на 11 ноября. Уже после питчингов в качестве бонуса будут организованы индивидуальные встречи продюсеров».
Сейчас программе уделяют много внимания, отмечает Лысак, а финансируют и поддерживают ее, в частности, правительство Канады, Telefilm Canada, Госкино и Украинская киноассоциация. Кредит доверия очень большой, поэтому с точки зрения бизнеса и для дальнейшего положительного восприятия копродукций в обеих странах нужна заинтересованность продюсеров.
Время открывать новые горизонты. А подать заявку и еще раз ознакомиться со всеми деталями можно здесь.