Строительство знаменитого Версальского дворца заняло полвека. На «строительство» же сериала об этом периоде французской истории, где создание архитектурного шедевра идет параллельно со становлением Людовика XIV как истинного Короля-Солнце, времени потребовалось меньше, но тоже немало. Разработка «Версаля» (Versailles) - с момента питчинга идеи и до старта съемок - длилась пять лет.
За эти годы амбициозный проект не раз оказывался на грани закрытия, тем не менее в результате он состоялся - и оказался очень успешным. По итогам телесмотрения осени-2018 «Версаль» принес французскому Canal+ самые высокие рейтинги в секции художественного контента. На этом телеканале каждую из первых серий проекта смотрели в среднем 1 млн человек. А в Великобритании на канале ВВС Two каждый эпизод собрал почти 2 млн зрителей: согласно данным Zodiak Rights (дистрибуторского подразделения французской продакшен-компании Zodiak Media, которая с 2016 года входит в Banijay Group) «Версаль» стал самым успешным сериалом, купленным Великобританией за последние несколько лет.
«Сексуальное, красивое, хорошо снятое шоу» - так охарактеризовал «Версаль» Гэвин Рирдон (Gavin Reardon), глава отдела продаж и копродакшена канадской компании Incendo, которая выступила копродукционным партнером проекта. Во время своего выступления на KYIV MEDIA WEEK «Incendo: копродукция с Канадой - кейс-стади сериала «Версаль» Рирдон рассказал о практических моментах продюсирования и производства этого сложного и масштабного проекта. А MBR законспектировал ключевые моменты.
Таймлайн: 5 лет девелопмент-«чистилища»
Когда возникла идея «Версаля», еще не было бума масштабных костюмированных исторических (или фэнтези) шоу с откровенными сценами. До выхода той же «Игры престолов» оставалось два года, а из уже состоявшихся на тот момент успешных подобных проектов можно отметить, пожалуй, только «Рим» (HBO; премьера - в 2005 году) и «Тюдоры» (Showtime; премьера - в 2007-м). Итак, как же строился «Версаль».
2009
- Французская продакшен-компания CAPA Drama (с 2010 года входит в NEWEN Group) начинает питчить на международном рынке идею сериала «Версаль» как «сексуальную, рок-н-ролльную версию истории Франции». Canal+ соглашается взять проект в разработку.
- Французская продакшен-компания Marathon Media (с 2008 года входила в состав Zodiak Media, а с 2016-го - в Banijay Group) становится партнером по кофинансированию и дистрибуции. Marathon Media и CAPA Drama подписывают копродакшен-соглашение 50/50.
- Учитывая международный потенциал проекта, принимается морально сложное, но необходимое с коммерческой точки зрения решение - снимать сериал о национальном символе Франции на английском языке.
2010
- Продюсер Marathon Media Бенуа Рунель (Beniot Runel) начинает активно проводить встречи с американскими агентствами талантов в поисках шоураннеров для проекта. Почему искали в США? Опять-таки - ради успеха на международном рынке.
- Canal+ утверждает найденных Рунелем шоураннеров - Андре и Марию Жакеметтонов (Andre and Maria Jacquemetton), ранее работавших над сериалом «Безумцы» (Madmen).
- Жакеметтоны создают свое описание проекта, а Рунель начинает продвигать его на международном рынке в поиске партнеров для копродукции.
2011-2012
- Вот он - момент, когда, как говорится, что-то пошло не так. «То, что предложили Жакеметтоны, - сериал о короле-рок-звезде. И это был не тот коммерчески успешный подход, который искал Canal+», - объясняет Гэвин Рирдон. В итоге принимается решение заменить Жакеметтонов. Но кем?
- В 2011 году состоялась премьера «Борджиа» (The Borgias; Showtime), который сразу же стал настоящей сенсацией. Команда «Версаля» захотела привлечь к разработке автора и режиссера «Борджиа» Нила Джордана. Всемирно известный режиссер мог бы стать консолидирующей силой для проекта, который просто разваливался на глазах, но - не срослось.
- «Несколько раз «Версаль» оказывался на грани. Но тогда он практически умер», - вспоминает Рирдон. А реанимировать его удалось с помощью продюсера Энн Томопулос (Anne Thomopoulos), которая была исполнительным продюсером «Борджиа», а также «Рима». Именно она занялась поисками новых шоураннеров.
2013
- Поиски Энн увенчались успехом: она привела на проект сценаристов и шоураннеров Симона Миррена (Simon Mirren) и Дэвида Уолстенкрофта (David Wolstencroft). «Вся чувственность, сексуальность и энергия власти «Версаля» - их заслуга», - подчеркивает Рирдон.
- Новые шоураннеры наконец определяют общий вектор проекта, и в Лондоне начинается кастинг. «Этот процесс осложнялся тем, что некоторые партнеры хотели привлечь в проект большие звездные имена, но по финансовым соображениям пришлось снизить их желания до более реалистичных», - вспоминает Гэвин. В итоге «Версаль» получил двух «относительных» международных звезд: Джорджа Благдена (сериал «Викинги» и фильм «Отверженные»), сыгравшего Короля-Солнце, и Александра Влахоса (сериал «Мерлин»), который воплотил на экране брата Людовика XIV, герцога Филиппа Орлеанского. А остальной каст подбирался из хороших, но малоизвестных в мировом масштабе актеров.
2014
- Поздней весной в Париже начинаются съемки. И это были ОЧЕНЬ масштабные съемки.
- Кроме непосредственно Версаля задействовали такие локации, как усадьба Во-ле-Виконт, замки Пьерфон, Вини, Лесини, дворцы Мезон-Лаффит, Жанври, Шан-сюр-Марн и Со.
- По данным The Guardian, общий бюджет первого сезона составил 30 млн евро. И 12% бюджета досталось департаменту, занимавшемуся костюмами и декорациями, чтобы сделать сериал максимально красивым и исторически достоверным.
2015
- 16 ноября состоялась премьера сериала на французском Canal+ и канадском Super Channel.
Бюджет и структура копродукции
Строить Версаль - будь то дворец или сериал - это очень-очень дорого.
По данным Википедии, общая сумма, которая за 50 лет ушла на создание Версаля-дворца, составила 25 млн 725 тыс. 836 ливров (1 ливр соответствовал 409 г серебра). Корректно пересчитать это на современную стоимость практически невозможно, а потому диапазон версий расходится: от 4,3 млрд евро - через «средненькие» 37 млрд евро - до совершенно фантастической цифры в 259,56 млрд евро.
С «Версалем»-сериалом проще: один эпизод первого сезона стоил $3 млн 150 тыс. (около 2,8 млн евро), второго - $3 млн 200 тыс. (около 2,9 млн евро). Всего в каждом сезоне по 10 серий.
Что же касается третьего - финального - сезона, то его цифры Рирдон не назвал, так как на этом этапе компания Incendo уже не участвовала в проекте.
«Когда речь идет о таком высокобюджетном проекте, как «Версаль», тебе просто необходимо искать дополнительные источники финансирования», - подчеркивает Гэвин. Поэтому сериал изначально рассматривался как копродукционная история.
Партнерство Франции и Канады на проекте строилось по соотношению 80% к 20% соответственно. Если говорить о долях конкретных компаний, то это выглядело так: Zodiac Fiction - 40%, CAPA Drama - 40% и Incendo - 20%.
Сотрудничество двух стран в рамках сериала регулировалось межгосударственными соглашениями - сродни договору о копродукции между Канадой и Украиной, подписанному в июле этого года.
По словам Рирдона, Канада пристально следит за всеми условиями, которые должны быть выполнены, чтобы проект считался копродукцией. Регулируется все: распределение вложений со стороны партнеров, вопросы дистрибуции, кто какие риски несет и пр. При этом он подчеркивает: «Канада - прекрасная территория с точки зрения получения soft money. Вся индустрия построена вокруг тезиса: в Канаде ты должен производить канадский продукт для канадской аудитории. Иначе страна будет культурно поглощена Соединенными Штатами. Поэтому локальное производство очень поддерживается канадским правительством».
Компания Incendo должна была обеспечить 20% общего бюджета «Версаля» (то есть около $600 тыс. на каждый эпизод двух сезонов). Благодаря государственной поддержке около 35-38% средств пришли именно как soft money. И это притом, что в производстве «Версаля» Incendo преимущественно отвечала за VFX и постпродакшен (хотя работа канадских актеров, режиссеров и композиторов также учитывалась в общих расходах).
Продажи: sex sells! Но не везде
Канадские продажи «Версаля» поначалу шли очень хорошо. Первый сезон был продан на Super Channel (Рay-TV) с 18 месяцами эксклюзивных прав. Но после премьеры первого эпизода телеканал внезапно… объявил о банкротстве. В итоге Super Channel выпустил в эфир все 10 серий первого сезона, но заплатил только треть лицензионных отчислений. Параллельно канадский вещатель Citytv (бесплатное телевидение) также приобрел пятилетние права на проект.
Incendo пришлось экстренно искать замену Super Channel. Ею стали Рay-TV-вещатели The Movie Network и Super Ecran (после ребрендинга 2019 года - Starz в составе Bell Media). Они заменили Super Channel в 18-месячной сделке и получили эксклюзивные права на такой же срок на второй сезон сериала.
Второй сезон также приобрел и Citytv - снова на пять лет. Но вещатель сразу предупредил, что третий сезон покупать не будет, ведь из-за «пересменок» эксклюзивных правообладателей он оказался в ситуации, когда, имея на руках два сезона сериала, на тот момент ни один не мог выпустить в эфир.
Что касается мировых продаж, то за глобальную лицензию «Версаля» отвечала компания Zodiak Rights. Для нее критически важной была продажа сериала в Великобританию, на канал BBC Two, чтобы потом улучшить свои шансы по выходу на американский рынок (платформы Netflix и Ovation).
«Как только BBC Two приобрел сериал, его «кредитоспособность» в глазах международных бродкастеров выросла, так же как и цена прав на него», - подчеркивает Рирдон. В итоге «Версаль» стал настоящим международным хитом, который был продан в 140 стран мира.
«То, что бум OTT-платформ пришелся именно на период выхода «Версаля», - еще один залог успеха проекта, - акцентирует Рирдон. - Шоу очень хорошо проявило себя в системе Рay-TV, а вот у бесплатных показов рейтинги были средние как для канадских драматических сериалов. Для традиционного бесплатного эфирного телевидения «Версаль» оказался слишком сексуальным и откровенным». Что ж, как говорится, sex sells. Но как оказалось - не все, не всегда и не везде.