3 сентября Украина ратифицировала Соглашение о совместном производстве аудиовизуальных произведений с Канадой. Таким образом, вскоре - после ратификации Канадой - мы присоединимся к 56 странам, у которых уже есть аналогичные соглашения, изо всех без исключения регионов мира: Европа (Великобритания, Франция, Германия, Ирландия, Италия, Испания), Австралазия (Австралия, Новая Зеландия), Латинская Америка (Бразилия, Чили), Азия (Китай, Индия) и Африка (Марокко и ЮАР). Но почему Канада - такой популярный копродюсер? Почему ее выбрали столько стран? Дабы ответить, мы подготовили небольшой FAQ.
Что именно дает соглашение?
Соглашение этого типа автоматически дает украинским продюсерам возможность получить финансовую помощь ассоциации Telefilm Canada, претендовать на налоговый кредит и скидки со стороны канадского дистрибутора.
Примечательно, что Канада довольно часто становится локацией для съемок американских проектов, поскольку находится рядом со США. Однако соглашения о совместном производстве с Америкой нет, и американские продюсеры не могут выступать исполнительными продюсерами официальных копродукций. У украинцев же будет на это полное право.
Какие главные условия?
Прежде всего должно быть официальное соглашение о сотрудничестве с канадским продакшеном, который не позднее чем за 30 дней до старта съемок подает в Telefilm Canada заявку, а также подписан договор о копродукции с разбивкой расходов каждой страны. Telefilm Canada рассматривает заявку и дает предварительную рекомендацию. Через год подается еще одна заявка, чтобы продемонстрировать ход производственного процесса, с итоговыми отчетами обо всех расходах (включая деньги на DVD-релиз, если таковой имеется). Рекомендации будут зависеть от взаимного согласия между Telefilm Canada и партнерами.
В общие договорные требования включены: минимальный взнос, пропорциональность расходов, национальная принадлежность компаний-продюсеров (партнеры, имеющие право на участие), творческий и технический вклад, перечень прав и распределение доходов, дистрибуция, место производства.
А в отношении квалифицированных расходов, съемочной команды и каста?
Очевидно, официальная копродукция требует подбора актеров и съемочной команды из местных специалистов в определенном количестве. И потратить определенную сумму денег в Канаде. Расходы распределяются пропорционально: то есть если Канада инвестирует в эквиваленте 20 млн грн, то Украина должна потратить 20 млн грн на услуги на территории Канады.
В то же время часть команды и актеров - со стороны Украины. И мы получаем больше шансов снять дорогой - по отечественным меркам - фильм, даже если Украина вложит в него лишь 10 млн грн.
Можно ли брать в команду людей из других стран?
Если это двусторонняя копродукция, то люди должны быть только из Украины и Канады. Или также и из другой страны-копродюсера, если копродюсеров более двух. Продакшен и постпродакшен тоже должны быть поделены между странами-копродюсерами.
Сколько Украина может получить как копродюсер?
Фактически размер поддержки не ограничен в деньгах, но Канада может финансировать не менее 15% и не более 50% бюджета в случае двусторонней копродукции. То есть если Украина, например, планирует совместный фильм с бюджетом 30 млн грн, то Канада может предоставить деньги в эквиваленте от 4,5 млн грн до 15 млн грн.
Получается, чем больше инвестирует Украина, тем больше может вложить Канада?
Именно так. И наоборот.
Сколько сторон могут участвовать в копродукции?
И три, и четыре, и больше. В таком случае минимальная доля участия Украины составит не 15%, а 10%. Иначе говоря, Украина и Канада совместно должны финансировать по крайней мере 20% бюджета, а остальные - 80% - может и другая страна. Для Украины это все равно будет национальная копродукция.
Канадские продюсеры утверждают, что подписанные в последние годы соглашения - как то с Ирландией, Новой Зеландией или Украиной - дают больше свободы и гибкости. То, что соглашения обязывают к меньшему, нежели ранее, участию стран-подписантов - один из существенных плюсов.
Как быть, если Украина ищет третьего копросюдера в ЕС?
Одним из важных преимуществ Канады является то, что она - первая в мире неевропейская страна, которая стала членом фонда Eurimages, поэтому значительно легче договориться о трехсторонней копродукции, а также получить финансовую помощь.
С момента присоединения к программе 13 канадских фильмов заручились поддержкой Eurimages, что обеспечило свыше $6 млн иностранных инвестиций (об этом сообщили во время Canada-Ukraine CoProduction Meetings в феврале 2020 года).
На каком языке должна быть копродукция Украины и Канады?
Английский и французский - основные языки Канады. Потому, чтобы соответствовать условиям соглашения, у фильма должна быть аудиодорожка на одном из этих языков. Но стоит заметить: это никоим образом не означает, что не может быть второй аудиодорожки - украинской.
Какая потенциальная аудитория копродукции?
По последним данным (самое свежее официальное исследование со стороны Франции - Observatoire de la Langue Française от 2018 года), на французском общаются 300 млн человек, что, согласитесь, открывает хорошие перспективы для украинских копродукций с Канадой в сегменте мировой дистрибуции. С английским вообще вопросов нет - это открывает прямой путь в США и англоязычные страны по всему миру. По данным SIL International, на английском общаются 1,268 млрд людей.
К тому же непосредственно в Канаде проживает большая украинская диаспора: это необязательно украинский язык, но близость культуры и духовности. То есть найти интересный и понятный двум странам сюжет проще.
Может ли Канада поддерживать не кино, а телевизионный контент?
Да, может. В прошлом году (данные Telefilm Canada) иностранные инвестиции в производство теле- и киноконтента Канады достигли $5,69 млрд, что на $268 млн больше показателя 2018 года (здесь и далее указаны канадские доллары). Предоставляя локации и услуги продакшен- и постпродакшен-компаний, страна приняла участие в создании 164 иностранных фильмов, запланированных для кинотеатрального проката, а также 208 телесериалов, 93 телефильмов и шоу, общей суммой расходов $4,86 млрд.
Кроме сериалов это могут быть и мини-сериалы, веб-сериалы, VR и кросс-платформенные проекты.
С кем договариваться Украине, чтобы увеличить шансы на копродукцию с Канадой?
Наиболее активными копродакшен-партнерами в течение последних десяти лет были Великобритания и Франция, причем Великобритания заняла первое место с точки зрения телекопродукции, а Франция - копродукционных кинофильмов.
Рейтинг стран-копродюсеров теле- и киноконтента с Канадой 2009-2019 гг.
Країна |
Кількість проектів |
Загальний бюджет, $ млн* |
Частка Канади |
|
$ |
% |
|||
Великобританія |
164 |
841 |
463 |
55 |
Франція |
157 |
1242 |
611 |
49 |
Німеччина |
38 |
640 |
348 |
54 |
Ірландія |
27 |
783 |
212 |
27 |
Австралія |
20 |
122 |
72 |
59 |
ПАР |
14 |
74 |
37 |
50 |
Ізраїль |
14 |
15 |
8 |
50 |
Бельгія |
13 |
87 |
42 |
49 |
Бразилія |
10 |
54 |
29 |
53 |
Іспанія |
8 |
98 |
43 |
44 |
Сінгапур |
8 |
46 |
28 |
61 |
Швейцарія |
8 |
16 |
7 |
40 |
Інші двосторонні копродукції |
74 |
384 |
201 |
52 |
Три та більше копродюсерів |
36 |
357 |
101 |
28 |
Разом |
591 |
4758 |
2202 |
46% |
*канадских долларов. Источник: Telefilm Canada
Сколько в среднем Канада инвестирует в копродукции?
Поскольку общая доля в прошлом сезоне (2018-2019 годы) составляла 46%, то в среднем страна выделяла до 1,7 млн канадских долларов или $1,28 млн на ленту. Средний бюджет телевизионных проектов был даже больше:
Средний бюджет копродукций Канады и других стран мира, $ млн*
|
2009/2010 |
2010/2011 |
2011/2012 |
2012/2013 |
2013/2014 |
2014/2015 |
2015/2016 |
2016/2017 |
2017/2018 |
2018/2019 |
Кінофільми |
3,1 |
2,8 |
3 |
1,9 |
2,8 |
2 |
1,6 |
1,7 |
1,3 |
2,7 |
Телепроекти |
5,8 |
3,6 |
4,6 |
4,9 |
10,2 |
5,7 |
5,1 |
6,4 |
3,8 |
3,8 |
Усі проекти |
3,5 |
3,5 |
3,4 |
2,6 |
3,8 |
2,6 |
3,5 |
3,3 |
1,8 |
3,7 |
*канадских долларов. Источник: Telefilm Canada
Есть ли в Канаде налоговые льготы на кино- и телепроизводство?
Сейчас в Канаде существуют две программы налоговых льгот: Canadian Film or Video Production Tax Credit (CPTC) и Film or Video Production Services Tax Credit (PSTC). CPTC действует с февраля 1995 года и предусматривает компенсацию в размере 25% от квалифицированных расходов на территории страны. PSTC стартовала в 1997 году и предлагает компенсацию 16% затрат, связанных непосредственно с процессом продакшена. Обе программы контролируют Канадский офис аудиовизуальной сертификации (CAVCO) и Канадское налоговое агентство (Canada Revenue Agency). А они, в свою очередь, пользуются рекомендациями по поддержке того или иного проекта от вышеупомянутой Telefilm Canada.
Кроме общенациональных налоговых льгот в каждой провинции есть собственные программы поддержки иностранных продюсеров. Всего их 17, они включают поддержку всех видов контента, от игрового полного метра до короткометражной анимации.
Удобно ли снимать в Канаде?
В Канаде находятся популярные Pinewood и Revival 629, а также Vancouver Film Studios, крупнейшая студия Северной Америки после площадок в Лос-Анджелесе. Добавьте небоскребы в густонаселенных современных городах и отдаленные маленькие городки, национальные парки с нетронутой природой и Ниагарский водопад... Географическое положение страны позволяет снимать все четыре времени года, от солнечных пейзажей до заснеженных гор. При этом не забывайте о локальных программах поддержки иностранных продюсеров и значительное количество продакшен- и постпродакшен-компаний. Уровень местных специалистов очень высокий, ведь Канада активно конкурирует со США. Но снимать и получать продакшен- и постпродакшен-услуги здесь дешевле, чем в Америке.
Материал подготовлен при поддержке посольства Канады в Украине.