Как работать над проектом по мотивам реальных трагических событий и что нужно, дабы потом не было стыдно за общую картинку? В каких случаях социально значимый проект становится еще и коммерчески успешным? Наконец, на что конкретно обращать внимание сценаристу, чтобы его произведение впоследствии завоевало любовь зрителей по всему миру? Единых ответов на все вопросы, к сожалению, нет, однако есть профессионалы, которые уже прошли этот путь и готовы делиться опытом. Среди них - автор идеи и шоураннер сериала «Чернобыль» Крейг Мейзин, ставший одним из спикеров Образовательной платформы PITCH UA в рамках кинофестиваля «Молодость».
Впрочем, за плечами у Мейзина не только «Чернобыль». Работая в индустрии довольно давно, он был причастен к созданию множества кино- и телепроектов, общая касса которых превышает миллиард долларов. После всемирного успеха мини-сериала компания Disney пригласила Крейга развивать франшизу «Пираты Карибского моря», а НВО доверил ему создание телеверсии игры The Last of us. Кроме того, Мейзин дважды участвовал в американской версии игры «Кто хочет стать миллионером» - не то чтобы важный, но точно интересный факт из биографии. Словом, опыта у него действительно много, однако именно кейс «Чернобыля» доказал мысль, которую организаторы PITCH UA (компания Media Resources Management и программа USAID TCA) отстаивают последние три года: социально значимый контент может быть коммерчески успешным. Вполне логично, что разбор процесса создания мини-сериала попал в программу Образовательной платформы, и Мейзина позвали поучаствовать в нем лично.
А помогали ему в таком нелегком, но важном деле уже знакомые вам по конкурсам PITCH UA американские эксперты Адам Сигел и Джош Вайнсток - сначала они подробно расспросили Крейга о закулисье «Чернобыля», а после сформулировали главные выводы, которые стоит взять на вооружение всем, кто хоть как-то причастен к созданию контента.
Однако для начала разберемся, почему эта тема - создание социально значимого и одновременно мейнстримного продукта - вообще попала в объектив Образовательной платформы. Дело в том, что в массовом сознании укоренился стереотип, будто сосуществование этих двух составляющих в одном проекте практически невозможно - контент либо развлекает, либо поднимает важные вопросы и выполняет некую миссию. Сигел и Вайнсток, напротив, уверены: это не только возможно, но и вполне может стать началом новой глобальной системы производства контента. Здесь возникает ряд практических вопросов, вроде того, нужны ли при производстве такого продукта какие-то особые методы и сакральные знания - на них Адам и Джош постарались ответить с помощью Крейга и его «Чернобыля».
Сам Мейзин признается, что Чернобыльскую катастрофу помнит «вживую», а идея создания сериала о ней возникла много лет спустя. Заинтересоваться предметом его заставили новости о возведении защитного купола на АЭС: начав читать об этом, продюсер понял, что практически не знает деталей трагедии. И чем больше фактов узнавал, тем ярче осознавал - в истории переплелись наихудшие и наилучшие черты человечества, что само по себе очень драматично и кинематографично. Когда же дело дошло до создания проекта, Крейг решил: он хочет рассказать о событиях как можно более реалистично, а во главе угла должна быть перспектива советских граждан, которым пришлось все это перенести. Возможно, вы не найдете здесь ничего удивительного, но для западного рынка, по словам шоураннера, такой подход совсем не типичен - в Голливуде любую историю стараются рассказывать с точки зрения американского киногероизма, так что подход к созданию «Чернобыля» и в этом отличался от общепринятой логики.
Вторая отличительная черта «Чернобыля» - попади проект в другие руки, он мог бы стать типичным фильмом-катастрофой, ведь именно катастрофа выступает его основным двигателем. Однако Мейзин с самого начала решил, что идти этой дорогой не хочет: для него трагедия сама по себе - не главный герой, а повод пережить важный болезненный опыт. Поэтому, вопреки логике обычных фильмов-катастроф, непосредственно взрыву на АЭС посвящено довольно мало экранного времени, он заявлен в начале повествования, и большинство последующих событий развиваются далеко за пределами места происшествия.
Советский сеттинг, к слову, привнес в проект определенные вызовы. «Нельзя с самого начала первой серии помещать в кадр десять человек, одетых в одинаковую одежду. Зрителю трудно их различить: имен вы еще не знаете (да и, в принципе, не можете выговорить), они не отличаются по цвету кожи, поскольку это же СССР», - признался Мейзин и добавил, что именно так пришел к пониманию: дебютный эпизод должен быть целиком посвящен самому событию.
Ни один качественный проект по мотивам реальных событий не обходится без тщательного ресерча, и в «Чернобыле» он тоже был. Но продюсер уверен - секрет успеха не только в этом: создавая что угодно, автор прежде всего должен быть влюблен в то, что делает. «Если вы захвачены чем-то, что заставляет ваше сердце петь, если исследование темы - не работа, а сплошное удовольствие, - настаивает Мейзин и заодно предостерегает, - ресерч может стать ловушкой, ведь его очень удобно использовать как аргумент для отсрочки самой работы. Продолжать читать легче, чем начать писать».
К счастью для всех нас, самому Крейгу удалось этой ловушки избежать, хотя и исследовательская работа была проделана колоссальная - от изучения исторических фактов до знакомства с научной стороной. Вы же помните, что в одном из эпизодов буквально на пальцах объясняют, как работает ядерный реактор? То-то же.
Говоря о фильме или сериале, важно понимать: все происходящее, даже самые интересные научные детали, - это всегда антураж, а главное, на чем строится любой проект, - персонажи. Именно через них зритель узнает историю и обрастает реакциями, так что выписыванию арок Мейзин с командой уделяли огромное внимание. В «Чернобыле» персонажей немало, но главных героев всего трое: Валерий Легасов в исполнении Джареда Харриса, Борис Щербина (Стеллан Скарсгард) и Ульяна Хомюк (Эмили Уотсон). Первый и второй, по словам Крейга, представляли своего рода дихотомию - научный мир и государство. Задача же третьей состояла в том, чтобы дополнить Легасова, поскольку тот не был самым квалифицированным ученым и в некотором смысле защищал интересы партии, а Ульяной в сериале руководили более высокие и научные мотивы.
«Думая о том, что должно быть в сериале, а что нет, я во многом полагался на свою интуицию, - признается Мейзин. - В конце концов, если это интересно мне, то и остальным тоже будет интересно». Яркий пример - история о том, как в Чернобыле убивали облученных животных. «Я прочитал, что для отстрела специально нанимали охотников, и решил - это должно быть в картине». Проблему с множеством персонажей в одинаковых костюмах создатели тоже закрыли изящно. «Разрабатывая сцену на крыше, я задался вопросом: а действительно ли хочу знать, кто там присутствует? И понял, что нет - происходящее в этом случае важнее. Потому, если помните, на крыше зритель все время следовал только за одним человеком, который символизировал всех», - объяснил шоураннер.
Несмотря на зашкаливающий драматизм, Мейзин напоминает: «Чернобыль» - теплая история, ведь явных врагов у главных героев нет. Более того, по его словам, это весьма поэтичная картина о героизме обычных людей, готовых к самопожертвованию. А вот искажения фактов и вранья авторы старались избегать. В частности, это стало одной из причин, по которым Мейзин еще до начала показа «Чернобыля» убедил НВО в необходимости запуска подкаста, где мог бы еще подробнее рассказать аудитории и о создании сериала, и о Чернобыльской катастрофе. Что из того вышло, можно почитать здесь. Если говорить о написании сценария, то Крейг уверен: при внимательном рассмотрении правда интересна сама по себе, потому не нужно бесцельно добавлять в нее что-то еще, чтобы зрители наверняка испугались или лучше осознали масштабы трагедии. Куда полезнее уделить достаточно внимания мелочам. «В этом плане я очень волновался, как отреагируют на «Чернобыль» в Украине, России и Беларуси. Мы тщательно прорабатывали мельчайшие детали, чтобы никто не мог сказать: чушь, таких рубашек никто не носил», - поделился Мейзин.
Отдельную благодарность от шоураннера заслужил канал НВО и его боссы. Они не просто согласились вложиться в производство «Чернобыля», но и полностью доверились чутью автора - настолько тот был уверен в собственном видении и был готов его отстаивать. Кроме того, да простят Мейзина фанаты Netflix, Крейг считает посерийную модель выпуска сериалов куда более оправданной: «Во-первых, так шоу становится событием, с каждой неделей о нем узнает все больше людей. Во-вторых, смотреть проекты вроде «Чернобыля» запоем очень тяжело, лучше делать перерывы, осмысливать увиденное, а потом возвращаться».
На том часть с интервью подошла к концу, однако Адам Сигел и Джош Вайнсток только им не ограничились. По горячим следам они резюмировали беседу и выделили главные принципы создания социально значимого и при этом мейнстримного контента.
Прежде всего, разрабатывая идею, делайте ее как можно более универсальной. Какой бы частной она ни казалась, старайтесь объединить ее с глобальным контекстом, задавайте глобальные вопросы и проводите параллели с актуальной повесткой дня
Все вышенаписанное получится лишь в том случае, если вы по-настоящему влюблены в то, что делаете. Собственно, следующий совет - гореть своей идеей, даже если она отличается от того, что производят коллеги. И, конечно, доверяйте собственному чутью: «Чернобыль», как мы уже выяснили, от такой позиции автора только выиграл
О пользе ресерча мы уже тоже поговорили. Но вот что интересно: много поводов для вдохновения Мейзин находил именно в беседах с экспертами по различным вопросам. Если бы их не было, вряд ли зрители смогли бы узнать, как работает ядерный реактор
Несмотря на то, что Крейг много говорил о важности персонажей, однозначного ответа, что важнее - они или сюжет, дать невозможно. Все зависит от ситуации, от серии к серии это может меняться, потому не бойтесь быть гибкими и притом уделяйте максимум внимания обеим составляющим
Работая над проектом, не забывайте, в каком жанре его делаете. Это поможет не углубляться в дебри и сохранять целостность повествования. Мейзин, например, выбрав темой техногенную катастрофу, работал в жанре военного кино, причем делал это последовательно. Не верите? Тогда внимательно присмотритесь к выбранным экспертами кадрам - знакомая атмосфера, не так ли?
Следующий совет довольно прост и очевиден, но порой авторы об этом забывают: структура должна быть целостной, а все сюжетные линии - куда-то вести. В «Чернобыле» таких было три: А - вертикальная линия каждого эпизода, В - горизонтальная линия противостояния Легасова и Щербины, С - истории реальных людей, добавлявших красок в основной сюжет
Продолжая тему отношений Легасова и Щербины, эксперты вывели еще один урок: уделяйте как можно больше внимания персонажам своей истории. Выписывая их, не забывайте о драматической составляющей и накале страстей, а еще научитесь отличать персонажей от образов: вторые - это общее описание (например, мужчина, 40 лет, любит порядок), а первые - его детализация. И главное - всегда начинайте историю с объяснения того, чего хочет герой, что им движет, в чем состоит мотивация
Завершающий совет с точки зрения сценария - всегда помнить о главной теме произведения. Тогда она станет клеем, который соединит остальные элементы воедино. На слайде видно, как это работает в «Чернобыле»
На финал Сигел и Вайнсток оставили несколько советов, не касающихся исключительно работы над сценарием, но от того не менее важных.
К примеру, не бойтесь думать мультиплатформенно и не ограничивайте себя только одним каналом коммуникаций с аудиторией. У Мейзина с подкастом это не просто сработало, но и породило целый новый жанр, так что если чувствуете силы и возможности вещать сразу на нескольких платформах - не стоит себя ограничивать. Вот увидите, потом вам за это еще и спасибо скажут.
Не менее важно искать баланс в своей истории. Крейг, например, достигал этого демонстрацией разных точек зрения на вопрос Чернобыльской катастрофы, изучением разных перспектив. В итоге проект понравился даже министру культуры РФ, хотя впоследствии он быстро «передумал».
Ну и напоследок - осознайте собственное видение и не бойтесь отстаивать его перед потенциальными партнерами. Да, порой настойчивость может сыграть злую шутку, однако если вы сами будете четко понимать, зачем необходим тот или иной ход, то и партнеры вас поймут, а проект от этого только приобретет.