«Договор с HBO, как это обычно происходит на таких масштабных проектах, согласовывался порядка полугода. В конечном итоге финализирован он был уже глубоко в процессе подготовки к съемкам. И только потом, спустя еще какое-то время, мы заметили, что подписан он как раз 26 апреля», - вспоминает Евгения Яцута, исполнительный продюсер ведущего украинского продакшена Radioaktive Film.
Проект, о котором идет речь, - это, конечно же, «Чернобыль»: мини-сериал, позднее отмеченный двумя «Золотыми глобусами», десятью «Эмми» и побивший летом 2019-го рекорд рейтингов IMDb (тогда его зрительская оценка составляла 9,7 из десяти, и выше до сих пор никто не поднялся).
Изначально HBO отказались от идеи работы в нашей стране, но в итоге сняли здесь около 25% проекта, а также использовали VFX-модели ЧАЭС, ранее созданные украинской студией POSTMODERN (FILM.UA Groupe) для сериала «Мотыльки».
О том, как все-таки удалось заманить HBO в Украину, Евгения Яцута, изящно лавируя между бесчисленными NDA, рассказала в совместном подкасте MBR и FILM.UA «У меня было». К 35-й годовщине трагических событий, которые легли в основу сериала, мы переслушали этот выпуск и законспектировали его ключевые моменты. Итак, Евгения Яцута…
…о риторическом вопросе «Ну почему это сняли они, а не мы, ведь это же наша тема?!»
- В первую очередь потому, что у нас недоступны такие масштабы бюджетов. Думаю, если бы пять лет назад с тем же составом творческой группы, которая в итоге сделала «Чернобыль», мы пришли, например, подаваться в Госкино, то даже за десятую долю такого бюджета нас бы выгнали метлой. «Это все сомнительно. Ну и Крейг Мейзин - шоураннер… Что за сценарии он раньше писал? «Очень страшное кино», «Мальчишник», а тут вдруг в драму полез. Как-то это неубедительно» - вот как обычно у нас отвечают на такие истории. А HBO как раз отличается тем, что они - рисковые ребята. Знаете, на самом деле я думаю, что даже Netflix вряд ли бы на такой пакет питча откликнулся. Слишком дорого или слишком драматично? Всего понемногу.
…о налаживании контакта с HBO
- Это был процесс практически одновременный с двух сторон: они нас нашли - и мы к ним постучались. Узнали, что проект полномасштабно готовится к съемкам в Литве и возмутились: как это так - сериал о Чернобыле снимается не здесь?! И посредством сарафанного радио нашли общих знакомых в индустрии, которые и сконтактировали нас. Одновременно HBO в Литве поняли, что у них, во-первых, есть проблемы с художественной частью, а во-вторых, без съемок в Украине так или иначе не обойтись: все выйдет не настолько аутентично, как хотелось бы Крейгу Мейзину и режиссеру Йохану Ренку. На самом деле HBO бывали в Украине до этого - с ознакомительной поездкой на другую студию. Насколько я понимаю, они не поняли друг друга, та студия не соответствовала их ожиданиям по скауту, и после этого приезда они решили: с Украиной все понятно, еще и рибейтов нет, - ладно, будем снимать в Литве. А потом, когда все уперлось в проблемы с креативной частью, они намерились попробовать еще раз - может, мы не догуглили украинские студии? (Смеется.) Ну есть же там все-таки люди, которые работают на Голливуд, и вроде все довольны остаются... Давайте с ними познакомимся. Итак, мы сделали пробный скаут для HBO, ну и все завертелось. Стало ясно, что мы как раз понимаем, чего они хотят, говорим на одном языке. Сначала нам пробно прислали сценарий одной серии - не всю историю сразу. И уже по этому фрагменту было понятно: это шедевр, будет очень круто. Поэтому, естественно, у всех было задание выложиться на 200%, чтобы HBO точно приехали к нам в Украину - хотя бы на чуть-чуть.
…об исторической достоверности и съемочной группе как экспертах
- Концептуальная проблема, с которой HBO столкнулись в Литве: эта страна - одна из республик, которые первыми вышли из СССР, - очень активно все эти годы избавлялась от любых следов советского прошлого. И поэтому в контексте реквизита у них просто физически не было нужного в необходимом количестве. Мы для проекта просто выгребли барахолки и блошиные рынки всей Украины.
Для любой картины, реконструирующей историческую эпоху, проводится детальный рисерч по всем нюансам и деталям, а потом делаются большие подготовительные рабочие базы - и для художественного департамента, и для департамента костюмов. Все ради того, чтобы у тебя в массовке не появился вдруг человек в костюме 2020 года. И точно так же по реквизиту: все сортируется, отсматривается на соответствие эпохе, ищутся бэкап-варианты, если не получается найти что-то, точно соответствующее времени.
Грани исторической достоверности «Чернобыля» диктовали Йохан, Крейг и продакшен-дизайнер Люк Халл. Кстати, поскольку Люк достаточно молод, наш художник-постановщик Владимир Радлинский провел для него такой себе образовательный курс с полным погружением в стилистику тех времен. Ну и как-то так получилось, что для большей части нашей съемочной группы все это - история детства. Мы все для HBO были экспертами, нам было очень легко в этом им помочь. Потому что любой мог ответить на вопрос: «У тебя дома была такая пепельница? А сервизик какой тебе нравится?» - «О, у моей бабушки был такой, такой и такой». Поэтому ты сейчас видишь картинку и понимаешь: вот и сервиз, и часики, и обои - я же все это помню!
Такая дотошность очень важна. Знаете, когда на площадке начинает слишком часто звучать фраза «Поправим на посте», это сигнал: что-то кардинально идет не так. Иностранные заказчики «дрессировали» нас тем, что приезжали сюда, чтобы все получить in camera: все по максимуму должно происходить непосредственно физически на площадке. Потому что у них в отличие от Украины постпродакшен дорогой.
…о контейнерах реквизита и 23-километровой колонне техники
- Говорите, в Украине сделали 25% проекта? Да, думаю, где-то так - учитывая, что мы не только украинскую часть съемки обеспечивали художественными составляющими, но еще и в Литву отправляли наших гримеров, реквизит: палатки, костюмы - это все контейнерами туда шло. И еще транспорт в большом количестве - гражданский и а-ля военный, внешний вид которого мы по большей части воссоздавали в соответствии с той эпохой: перекрашивали, меняли покрышки, колпаки и пр. Колонна, которую мы туда отправили, была 23 км длиной.
Были в этой колонне и «игровые» автобусы - те, которые видны в сцене эвакуации: они снимались здесь, а потом были сцены в Литве, где их тоже нужно было задействовать. На самом деле перед нами стояла задача найти аутентичные желтые «Икарусы», на которых тогда вывозили людей. Но оказалось, что их уже просто не существует в нужном количестве. Потом стало понятно, что даже если мы их пятнадцать найдем - не важно, желтых или не желтых, мы бы перекрасили, - то сколько из них были бы на ходу? В итоге оказалось, что два или три. И то вопрос - доедут ли они до Литвы? А ведь они же еще должны вернуться обратно: возможен был только временный ввоз, потому что Литве не нужен металлолом в таком количестве. Одним словом, все это ни юридически, ни логистически никак не решалось. Поэтому пошли на уступки: какие автобусы найдем в нужном количестве - такие и будут. В итоге остановились на «кругляшах»-ЛАЗах, которые мы тоже собирали по всей Украине и тоже многие перекрашивали, чинили.
…о локациях
- В Киеве мы снимали в районе Русановки, Оболони, Троещины, КПИ. Еще Дом со звездой на Крещатике, корпуса Университета им. Шевченко возле ВДНХ, Государственный музей авиации, Институт гидробиологии, улицу Богдана Хмельницкого, Константиновскую и еще много мест на Подоле… Также были съемки на Киевском море, в селе Украинка, на аэродромах в Борисполе и Гостомеле, ну и непосредственно в Чернобыле.
Вот так HBO и Radioaktive Film на улице Богдана Хмельницкого отмотали время на три десятка лет назад
Было важно, что у нас есть возможность снимать на военных аэродромах, базах и т. д. - есть доступ к режимным объектам и военной технике. Потому что сцены предполагались достаточно сложные - с военными вертолетами, которые, к сожалению, не вошли в монтаж. Эти сцены готовились неделями и снимались целыми днями, но в итоге по драматургическим соображениям просто не поместились в заданное количество серий и от них решили отказаться. Хотя на момент подготовки возможность снять эту реальную технику была очень важна для творческой группы.
…о тандеме шоураннера и режиссера
- На самом деле для Крейга Мейзина этот сериал тоже был переворотной точкой в карьере, потому что он очень долго пытался избавиться от шаблона восприятия его как комедийного сценариста. И он с этой идеей долго носился, буквально жил ею. Он очень творческий человек, дотошный ко всем деталям.
Крейг Мейзин, Джаред Харрис и Стеллан Скарсгард на съемках «Чернобыля»
Крейг - за «трушность», и в этом смысле они с Йоханом Ренком были великолепной командой. Мне сложно сказать, как они договаривались между собой, но за время рисерча, подготовки они стали друзьями. И я думаю, залог успеха в том, что эти двое очень хорошо друг друга понимали. Я не помню каких-то конфликтов, споров. Крейг все время присутствовал на площадке, но тем не менее там больше Йохан имел вес - режиссер все равно главный. А еще на момент работы над сериалом Йохан так или иначе был более состоявшимся творцом в этом жанре, нежели Крейг, поэтому все равно за ним оставалось последнее слово.
…о том, как Йохан Ренк все-таки попал в Чернобыль
- Когда снимался проект, в лесах вокруг Чернобыля начались пожары. Наш второй съемочный юнит сумел все же прорваться, а вот первый, с которым должен был ехать Йохан, туда не пустили. И остался незакрытый гештальт. В итоге я свозила Йохана туда осенью 2020-го: он тогда приезжал в Киев по приглашению фестиваля «Молодость» на семинар - и удалось заманить тем, что мы пообещали в этот раз его точно свозить в Чернобыль (смеется).
И вот мы поехали. Когда выезжали из Киева, экскурсовод от «Чернобыль-тура» спросила, какой тур мы хотим. Говорим: «А какие есть?» Оказывается, теперь есть маршрут по локациям сериала «Чернобыль». Мы решили шутки ради по нему пройтись. И оказалось круто! Для этого тура они нашли места, где жили пожарные и другие герои сериала: Людмила Игнатенко, Дятлов - реальные квартиры реальных людей в реальной Припяти. Еще включили туда пожарную часть. И вот по этим местам мы прошлись - гостя очень сильно проняло... Вот она, сила сериалов!
Вообще в какой-то момент после выхода «Чернобыля» случился туристический бум по местам его съемок. А потом, еще через несколько месяцев, до меня дошли слухи, что эти туристические бюро - наш сайд-бизнес. И мы с Дарко (основателем Radioaktive Film Дарко Скульским. - MBR) тогда подумали: «Блин, а ведь было бы неплохо, если бы у нас на это было время!» (Смеется.) И еще посмеялись, что компании с таким названием, как у нас, было просто предрешено снимать этот сериал.