Тем, что формат подкастов пользуется огромным спросом во всем мире, сегодня вряд ли кого-то удивишь. На их производство и распространение возлагают надежды как маленькие студии, так и огромные корпорации вроде Apple и Spotify, а тренд растущей популярности не только обычной болтовни, но и аудиосериалов уже докатился и до Украины. Но пока мы только учимся потреблять художественный контент через наушники, на Западе наметилась очередная новая тенденция - продлевать жизнь видеоконтента с помощью аудио. Кто уже попробовал свои силы на этом поприще, какие сериалы успели обзавестись подобной «добавочной стоимостью» и почему отечественным производителям стоит присмотреться к новому формату - попробуем разобраться вместе.
Подкаст как действенный способ расширить вселенную хитового проекта
Пожалуй, самым ярким и знакомым в наших широтах примером коллаборации видео- и аудиоформатов стал сериал НВО «Чернобыль» и сопутствовавший ему подкаст с незатейливым названием Chernobyl Podcast. Как и побившее все рекорды телешоу, дополнение вышло в 2019-м и состояло из пяти выпусков - по одному под каждую серию. Его автором выступил создатель сериала Крэйг Мейзин, который в течение 45 минут объяснял детали отдельных эпизодов проекта - от выбора сюжетных линий и реквизита до мест съемок.
С тех пор утекло много воды, но привычка снабжать сериалы подобными подкаст-продолжениями прижилась. Тот же НВО начал проворачивать это со многими громкими проектами, причем не только игровыми, но и документальными. Например, осенью 2019-го Мейзин стал автором еще одного подкаста, на этот раз сопровождавшего сериал «Хранители». Несмотря на то что к самому шоу Крейг отношения не имел, к нему в каждом выпуске присоединялся шоураннер телекомикса Дэймон Линделоф, который раскрывал тайны закулисья проекта и делился впечатлениями от проделанной работы.
Также собственным подкастом Lovecraft Country Radio обзавелось шоу «Страна Лавкрафта», и для него это оказалось более чем удачным решением. Во-первых, как призналась одна из ведущих подкаста (и по совместительству сценарист сериала) Шеннон Хьюстон, «в шоу поднимается столько важных тем и происходит столько странных вещей, что обычные рекапы не смогли бы всего объяснить». Во-вторых, Хьюстон вместе с соведущей Эшли С. Холл действительно не просто обсуждали каждый эпизод картины, но и помещали ее в глубокий контекст опыта афроамериканцев на американском Юге - как с мистической, так и с вполне бытовой точек зрения. Вряд ли нечто подобное можно было бы сделать в каком-то другом формате.
Еще один пример - из свеженького и, как было анонсировано, документального. В феврале 2021-го на платформе НВО Max вышел мини-сериал «Аллен против Фэрроу», в котором авторы-документалисты Кирби Дик и Эми Зиринг рассказывали о личной жизни Вуди Аллена, его бывшей жены Миа Фэрроу и приемной дочери Дилан, которой режиссер якобы домогался, когда той было всего семь лет. Пока трудно сказать, похоронил ли этот сериал карьеру Аллена, зато пользу подкастов-дополнений на его примере можно доказать с легкостью. Дело в том, что параллельно в премьерами эпизодов Зиринг и Дик запустили Allen v. Farrow Podcast, где не только представили инсайдерский взгляд на собственное расследование, но и снабдили его новыми фактами. Когда картина уже была смонтирована и готова к эфиру, на связь с Зиринг вышел ключевой свидетель - бывшая няня Дилан Элисон Стрикленд, находившаяся в доме Аллена и Фэрроу в тот момент, когда режиссер проделывал свои грязные делишки. По словам Эми, добавлять ее интервью в сериал было уже поздно, но на помощь пришел формат подкаста и разговор с женщиной перекочевал туда. В результате аудиодополнение само по себе стало хитом, заняв второе место в чартах Apple.
Пока НВО выглядит как передовик производства подкастов «по мотивам», но его конкуренты тоже не дремлют. Стриминг-сервис Netflix, к примеру, оценил потенциал нового направления еще в 2019-м: в июле этого года платформа запустила свой первый официальный подкаст Behind The Scenes, в котором к сегодняшнему дню насчитывается уже пять сезонов, и каждый из них посвящен отдельному проекту - от «Очень странных дел» и «Ведьмака» до «Академии «Амбрелла» и «Тени и кости». Ведущие подкаста меняются от сезона к сезону, а производитель - студия Pineapple Street Media - остается прежним.
Другой свой официальный подкаст - The Crown: The Official Podcast, который, как нетрудно догадаться, посвящен сериалу «Корона», - Netflix продюсирует самостоятельно, но в компании специализирующейся на этом формате студии Somethin’ Else, а также работающего над оригинальным шоу британского продакшена Left Bank Pictures. Первый сезон подкаста вышел одновременно с третьим сезоном «Короны», а его ведущей стала британская журналистка Эдит Боуман. И разумеется, в каждом выпуске не обходится без звездных гостей - от шоураннера проекта Питера Моргана до его звезд Оливии Коулман, Джиллиан Андерсон, Хелены Бонем-Картер и других.
Компания Apple, будучи не только глобальным производителем видеоконтента, но и собственником одной из крупнейших подкаст-площадок, тоже не могла проигнорировать новый тренд. Правда, в игру купертиновцы вступили намного позже конкурентов, лишь в феврале 2021-го, когда состоялась премьера дебютного подкаста платформы For All Mankind: The Official Podcast. Его релиз приурочили к выходу второго сезона сериала «Ради всего человечества», а ведущей стала Крис Маршалл, исполняющая в проекте роль командира Даниэль Пул. Подкаст состоит из разговоров Маршалл с создателями шоу, коллегами по площадке, различными экспертами, а также бывшими астронавтами - те среди прочего делятся подробностями пребывания в настоящем космосе. Шоу создано в сотрудничестве с компанией At Will Media.
И хотя на сегодняшний день этот подкаст остается единственной пробой пера у Apple, на достигнутом компания наверняка не остановится, а подобные аудиодополнения к сериалам стриминг-сервиса Apple TV Plus станут серьезным подспорьем в конкуренции со Spotify.
Почему это работает?
Не секрет, что чем успешнее каждый конкретный сериал, тем больше люди о нем говорят и тем больше ищут связанную с шоу информацию. Это подтверждает и директор направления подкастов в НВО Майкл Глюкштадт: «Люди хотят тратить больше времени на размышления и разговоры о шоу, которые они смотрят, независимо от того, смотрят ли они их запоем или раз в неделю. Истории не выходят у них из головы, а тематические подкасты дополняют их зрительский опыт».
Мария Цукерман, глава американской кинокомпании Topic Studios («Мавританец», «Прачечная»), также занимающейся развитием подкастинга, уверена, что одними лишь сериалами дело в ближайшем будущем не ограничится: «Каждая компания, которая занимается производством контента, хочет захватить как можно большую долю рынка и транслировать свою продукцию всеми возможными способами». Кроме того, путь производства дополнительного контента к уже существующим тайтлам, по мнению Цукерман, не только логичен, но и оправдывает себя с финансовой точки зрения. «У вас уже есть фанатская база, жаждущая все больше и больше продукции на свою любимую тему. С помощью подкастов вы можете предложить аудитории более глубокое погружение или другую точку зрения», - уверена она.
Кроме того, эксперты сходятся во мнении, что чем дольше подкасты с нами, тем больше люди привыкают потреблять аудиоконтент, и с течением времени аудитория этого формата будет только расти. К тому же подкасты в отличие от самих сериалов можно слушать когда и где угодно, так что в теории продюсеры могут делать так, чтобы их зритель был погружен во вселенную проекта чуть ли не круглосуточно.
Правда, есть одно весомое но. На сегодняшний день производители западных проектов занимаются подкастингом, что называется, на голом энтузиазме: продюсерам не доплачивают за успехи аудиоформатов по их сериалам, а создание подкастов часто входит в изначальный договор с той или иной платформой как часть промокампании. Впрочем, эксперты уверены, что по мере развития жанра это изменится.
Стоит ли пробовать подобный трюк в Украине?
Если коротко, то да, определенно стоит. Если же длиннее, то на это есть как минимум три весомые причины. Во-первых, подкасты - это относительно недорого, для их производства не нужна большая команда и куча техники. Во-вторых, даже украинская аудитория постепенно привыкает к потреблению аудиоконтента - к примеру, MEGOGO Audio динамики роста хватило для того, чтобы начать создавать фикшен-подкасты, хотя конкретных цифр платформа так и не раскрыла. Ну и, в-третьих, на нашем рынке уже хватает качественных проектов, которым дополнительный контент совсем не помешал бы. Вы наверняка не отказались бы послушать подробности закулисья «Первых ласточек», «Крепостной» или «Спіймати Кайдаша», не так ли?