Каждый год примерно в одно и то же время - в конце ноября - медиасервис MEGOGO подводит итоги года. Но не календарного, ведь до его окончания остается еще целый месяц, а своего собственного: девять лет назад, 22 ноября 2011-го, компания начала свою жизнь. 2020-й, несмотря на все его пандемийные происшествия, исключением не стал, и вчера MEGOGO собрал журналистов на традиционный пресс-завтрак в нетрадиционном онлайн-формате, чтобы поделиться свершениями недалекого прошлого и надеждами ближайшего будущего.
Обычно на подобных мероприятиях Иван Шестаков выступает сольно, но в этом году в команде медиасервиса случилось важное пополнение - к ней в должности маркетинг-директора присоединилась Валерия Толочина. И поскольку возглавляемое Валерией направление - это своего рода зеркало внутренних и внешних процессов в компании, теперь спикеры выступали вдвоем.
«2020 год был сложным не только для нас, но и для всей планеты», - начал с констатации очевидного Иван. По его словам, медиасервису, как и множеству других компаний, пришлось экстренно подстраиваться под новые реалии нынешнего года, а глобальный локдаун стал катализатором многих процессов, которые и так уже происходили. Но давайте обо всем по порядку.
Ни одна презентация MEGOGO не обходится без информативных слайдов, и мероприятие в Zoom исключением не стало. Правда, Шестаков сразу же предупредил: точных данных о деньгах и количестве пользователей ждать не стоит.
Зато можно хорошенько изучить косвенные данные - например, как менялась нагрузка на серверы медиасервиса с 2017-го по 2020-й. По этому графику можно понять, как вообще развивалась компания за это время, как меняется смотрение в течение каждого отдельно взятого года, а также отследить разные интересные события. Например, необычный пик в апреле 2018-го, превысивший даже самые «жаркие» новогодние показатели - оказалось, это трансляция дебатов между Петром Порошенко и Владимиром Зеленским
По словам Ивана, такие результаты трансляции дебатов и, соответственно, нагрузка на серверы заставили компанию провести работу над ошибками и сделать технические выводы на будущее. Ну а необычный во всех смыслах 2020-й прошел для MEGOGO под знаком бурного роста смотрения, пики которого приходились на начало карантина и старт нового спортивного сезона - в марте и сентябре соответственно.
Активно смотрящая аудитория также пошла в рост: на текущий момент ее количество на 10% превышает аналогичный показатель прошлого года
Более того, рост продолжается и внутри MEGOGO: когда вокруг только и слышно, что о сокращениях, в команде медиасервиса появились 102 новых бойца
Логично предположить, что основным драйвером роста для площадки стал карантин, но, по словам Шестакова, это не совсем так. «Чтобы разобраться, как на нас повлиял карантин, нужно смотреть, в том числе, на показатели и тренды до его начала. До пандемии вся киноиндустрия плавно и осторожно менялась: правообладатели и стриминги постепенно трансформировали ландшафт на рынке, а у кинотеатральных сетей и других традиционных участников рынка еще оставалось огромное влияние на правообладателей», - объяснил Иван, подкрепив свои слова слайдом с данными о посещении кинотеатров в разных странах за последние 20 лет и результатами онлайн-сегмента за последнее десятилетие:
Как видите, первый сегмент и раньше медленно, но уверенно стремился вниз, а второй - наоборот
Даже кинотеатральное окно, о сокращении которого мы сегодня говорим все чаще, раньше тоже стремилось к уменьшению. Сначала Иван продемонстрировал это жестами,
а затем и цифрами
Из озвученного следует вывод, что пандемия не принесла ничего кардинально нового - лишь ускорила зародившиеся ранее изменения. Впрочем, это не отменяет факт, что именно 2020-й стал антирекордным годом для глобальной киноиндустрии, и, по оценкам аналитиков, до восстановления еще очень далеко: в ближайшие пять лет ее потери составят аж $160 млрд. Собственно, в этом и кроется ответ на вопрос, почему карантин не пошел MEGOGO исключительно во благо. «Наш бизнес во многом опирался на кинотеатральные новинки, которые мы старались покупать как можно больше, а теперь их количество значительно сократилось», - объяснил Шестаков. Второй фактор тоже предсказуем: во время пандемии у людей стало меньше денег, а первое, на чем экономят, - это развлечения.
Резюмируя все глобальные тяготы и лишения 2020-го, Иван подвел к одному из главных месседжей презентации: MEGOGO находился в зоне риска по ряду причин, но компании удалось пережить самые сложные времена со знаком плюс.
Секрет успеха прост: нужно все время меняться и делать это с умом
А еще - заключать взаимовыгодные партнерства
Впрочем, одним из центральных событий года для MEGOGO стал вовсе не карантин. Как вы уже знаете, с февраля по сентябрь компания, заручившись поддержкой агентства Fedoriv, разрабатывала новую маркетинговую стратегию.
Сидевшая рядом с Иваном Валерия напомнила, что старое позиционирование медиасервиса, где упор был сделан на кино и онлайн-телевидение, давно перестало быть актуальным, ведь в MEGOGO появилось много новых направлений: аудиокниги, подкасты, спортивные трансляции и т. п. «Мы понимали, что теперь нам нужно все это правильно упаковать и донести до пользователя, что такое MEGOGO сегодня», - отметила она.
Основные результаты этого процесса вы уже знаете, но Толочина в своем выступлении раскрыла несколько любопытных деталей, которые раньше оставались за кадром. Например, исследование MEGOGO показало: многие люди беспокоятся, что, проводя время перед телевизором (или любым другим девайсом), тратят его впустую, однако полезный контент сводит переживания к минимуму.
Поэтому сперва месседж кампании сформулировали вот так
А в развитии он превратился в одну из главных целей новой стратегии: сделать из MEGOGO не просто медиасервис, а неотъемлемую часть жизни пользователя
«Именно этим мы и планируем заниматься в ближайшее время в нашей коммуникации - рассказывать, что такое «провайдер развлечений». А когда закончится пандемия, мы, возможно, выйдем в офлайн», - заинтриговала Толочина.
После этого слово вновь перешло к Ивану, и теперь он взялся в подробностях рассказывать, как и какие именно нишевые предложения компания развивает в 2020-м в первую очередь.
«Важнейшим, любопытным и сложным одновременно в этом году для нас стало спортивное направление. Мы очень активно работаем над его развитием. Цель - собрать на MEGOGO весь возможный спорт, а самое главное - вырастить культуру спортивного смотрения», - отметил Шестаков.
Продемонстрировав результаты направления в нынешнем году, Иван заявил, что этим амбиции медиасервиса не ограничиваются. Кроме уже имеющихся партнерств и договоренностей компания намерена поучаствовать в тендерах на покупку прав на трансляции Лиги чемпионов и Лиги Европы, а также большие надежды возлагаются на Олимпиаду-2021. Надеюсь, последнее не слишком шокирует сотрудников Общественного
Второе важное для MEGOGO направление - киберспорт. По словам Шестакова, в мире этот сегмент развивается буквально семимильными шагами - к 2021 году количество его поклонников вырастет до 250 млн, а случайных зрителей - до 307 млн. Причем вопреки распространенным стереотипам основные потребители подобного контента - вовсе не дети, а очень даже платежеспособные люди 18-35 лет. К тому же все чаще в поклонники киберспорта попадают женщины, а значит, в нише полно перспектив.
Ее результаты на MEGOGO в нынешнем году выглядят так
В приоритете компании по-прежнему остается аудионаправление, причем, по словам Шестакова, в ближайшем будущем его расширят неким секретным проектом.
Ну а пока - вот вам результаты, которых удалось достичь в сегментах аудиокниг и подкастов. Для большего эффекта напомню, что запустились они меньше года назад - в декабре 2019-го
Три предыдущих направления не стали открытием года - MEGOGO довольно активно работал над ними и раньше. А вот четвертый сегмент медиасервису пришлось запускать в экстренном режиме в ответ на карантин - речь, как вы уже поняли, об образовательных инициативах.
«Мы пришли к тому, что множество людей остались дома, школьники перестали ходить в школу, а в Украине далеко не у всех учреждений есть возможность проводить онлайн-обучение. Соответственно, мы быстренько попытались перекроить ресурсы, которые отдаем на развитие, и в течение полутора недель подключились к проекту «Всеукраинская школа Online», - напомнил Иван. Кроме того, все трансляции в этом разделе сделали инклюзивными (с сурдопереводом и переводом на жестовый язык), а чуть позже компания заключила договор с Минцифры о размещении у себя сериалов о цифровой грамотности.
Результаты года MEGOGO на образовательной ниве выглядят вот так
И это не предел: изучив мировой опыт, в медиасервисе пришли к однозначному выводу, что в будущем сегмент будет активно развиваться, так что тратить на него ресурсы определенно стоит
А еще если вы внимательно следите за новостями, то знаете: в 2020-м медиасервис наконец-то полноценно занялся созданием собственного контента.
Пока наработки здесь довольно скромные, однако их уже можно разделить на пять направлений
Итоги - это, конечно, хорошо, однако не менее любопытно выслушать прогнозы MEGOGO на ближайшее будущее. Их для презентации оформили в красноречивые слайды, которые я просто не могу не показать вам:
Выглядит все не слишком радужно, но, как заверил Шестаков, «это нормально, просто немного страшно»
По прогнозам медиасервиса, хорошо будет там, где есть онлайн-составляющая, поэтому нужно изо всех сил работать над ее освоением - в каком бы сегменте вы ни работали. Оффлайну, напротив, придется несладко, да и о «живом» общении нам пока предстоит забыть - например, в MEGOGO дистанционную работу уже продлили минимум до лета 2021 года.
Чувствую, участвовать в пресс-завтраках в онлайн-формате нам тоже предстоит долго
Таким для MEGOGO выдался девятый год работы - надеюсь, дальше будет больше и никакая пандемия этому не помешает.