В мире ежедневно создается такое количество видеоконтента, что, даже отказавшись от сна и работы, среднестатистический житель планеты вряд ли способен осилить хотя бы его половину. Казалось бы, для сервисов, поставляющих такой контент, это тупик: создавать фильмы и сериалы можно бесконечно, а вот расширить сутки не получится, сколько не старайся. Но там, где закрывается одна дверь, вполне может открыться другая - нужно только внимательно посмотреть по сторонам, чтобы понять, в каком направлении двигаться.
На днях компания Megogo собрала журналистов в почти сакральном месте - библиотеке им. Вернадского - с целью доказать: ее команда способна смотреть по сторонам и улавливать мировые тренды. Правда, тема встречи до последнего держалась в секрете, а на все вопросы представители сервиса отвечали, что пресс-бранч будет посвящен запуску нового проекта, не имеющего отношения к видео.
«Сегодня мы вам представим продукт, которым занимались последние полтора года - на самом деле над любым новым продуктом мы работаем как минимум полтора года», - продолжил напускать интригу маркетинг-директор компании Иван Шестаков.
Журналисты тем временем собирались, пили приветственный кофе и потихоньку начинали догадываться, что речь пойдет о чем-то, связанном с книгами - не зря же позвали в библиотеку!
И в общем-то, завеса тайны довольно быстро рассеялась. Презентуемым продуктом оказался сервис Megogo Audio - о нем вы уже слышали, а пользователи Android, возможно, и видели собственными глазами. Однако на встрече помимо непосредственной информации о новинке представители Megogo рассказали много любопытных фактов и показали статистику, которую важно знать, поэтому сегодня мы поговорим именно о ней.
Начать, пожалуй, стоит с того, зачем вообще видеосервису понадобилось заниматься аудиоконтентом. Шестаков принялся разматывать этот клубок мотивации с самой первой нитки. «Наша основная цель - чтобы пользователь как можно больше времени проводил с Megogo», - не стал скрывать он главного посыла.
По его словам, подтвержденным статистикой, этот показатель по каждому отдельно взятому пользователю постоянно растет. В представленной инфографике пока нет данных за 2019 год, но Шестаков сообщил, что даже без декабря, который традиционно становится самым активным месяцем для сервиса, показатели 2019-го выше, чем показатели всего 2018-го
Поскольку время в сутках нерезиновое, а среднестатистическому представителю вида Homo Sapiens необходимо не только восемь часов сна, но еще и работать, получается, что у каждого члена семьи времени на просмотр Megogo (да и любого другого сервиса) остается не так уж много - всего два часа в день, и на картинке это обозначено красивым мятным цветом
Иван признался: такие результаты команду сервиса, конечно, радуют, однако проводить с пользователем всего пару часов в сутки они решительно отказываются - мол, слишком мало. Здесь, собственно, и кроется главный камень преткновения, о который чуть было не споткнулся видеосервис: дело в том, что улучшить статистику стандартными для Megogo методами не получилось бы из-за наличия в сутках всего 24 часов.
«Устройства, с которых пользователи приходят на Megogo, - преимущественно телевизоры. Но поскольку мобильных гаджетов намного больше, чем телевизоров, нам важно наращивать именно этот способ потребления», - наконец подобрался к главному Шестаков.
Более того, по словам Ивана, раньше команда сервиса очень комплексовала из-за того, что мобильное приложение у них получилось крутым, но такой популярностью среди пользователей, как тот же YouTube, оно похвастать не может. «Когда мы копнули глубже и поспрашивали у наших друзей и конкурентов, поняли - ситуация у всех плюс-минус одинаковая: мобильными устройствами для просмотра видео, особенно фильмов, сериалов и телеканалов, пользуются только в том случае, если под рукой нет более удобного гаджета», - поделился Шестаков, добавив вывод, что с контентом, который уже есть у Megogo, мобильное потребление увеличить не получилось бы.
Осознав истоки проблемы, сервис принялся работать в избранном направлении. Для этого, по словам Ивана, им нужно было прежде всего увеличить спонтанное и фоновое потребление контента, а сам контент притом должен располагать к короткому контакту - чтобы в его компании можно было без сожалений провести не часы, а минуты. «Более того, спонтанный контент должен быть еще и периодическим. То есть нам надо было сделать так, чтобы пользователь, послушав его, понимал, что будет продолжение, которое он бы ждал», - объяснил Шестаков.
Кроме того, во время работы исключительно с видео в Megogo поняли - пользователи очень не любят выбирать: им крайне важно, чтобы это уже сделали, а они бы просто воспользовались предложениями по своему вкусу. Ввиду чего в компании давно прижились сразу несколько систем рекомендаций, которыми раньше можно было воспользоваться в разделе с видео, а теперь они пригодились и для аудио.
Что же касается фонового потребления, то здесь Megogo тоже сделали несколько выводов - благодаря им на свет появились новые продукты. Во-первых, сервис не стал гнаться за короткими видеороликами, честно признав, что эту нишу давно и прочно занял YouTube. Во-вторых, пришло понимание, что фоновый контент должен быть легким и простым, развлекать пользователя, не отвлекать, а после себя оставлять позитивные эмоции.
«Так мы и придумали Megogo Audio - продукт, который поможет нам нарастить спонтанное и фоновое потребление за счет привычной модели. Кроме того, с его помощью мы увеличиваем ценность подписки, так что в первую очередь это сервис для подписчиков», - отметил менеджер.
Еще одним логичным мотивом погрузиться в мир аудиоконтента для Megogo стало то, что новый продукт отлично вписался в экосистему сервиса, заполнив собой нишу мобильного потребления
Профит, с какой стороны ни посмотри
Как видите, мотивации вспахивать ниву мобильного потребления у сервиса достаточно, потому появление такого продукта было лишь вопросом времени. Но почему именно аудиокниги и подкасты? На вопрос Иван ответил тоже инфографикой, которая отражает пользовательскую статистику этих сегментов на более развитом западном рынке.
Вот так выглядят общие цифры по аудиокнигам,
а так - по подкастам
Естественно, картина в Украине выглядит иначе:
Чтобы вы лучше понимали разницу, стоит добавить - блок предваряла ремарка Ивана: по большому счету в этой отрасли у нас все плохо
Может показаться, что с такими вводными работу с аудиоконтентом не стоило и начинать, однако в Megogo легких путей не выбирают, а жизнь потом доказывает, что цель оправдывала средства. К тому же кое-какая аудитория у продукции все же есть:
У нас пока не слишком различают аудио- и электронные книги, но 28% молодой аудитории у продукта уже есть. К сожалению, из-за неразвитого рынка они сейчас идут в первую очередь к пиратам, однако со временем и это можно исправить, что доказывает опыт с видеоконтентом
Несмотря на далекие от идеала потребительские цифры по Украине, в Megogo не унывают. Компания уже придумала модель работы, по которой аудиоконтент будет не только закупаться у сторонних производителей и правообладателей, но и создаваться самостоятельно.
Его монетизация будет происходить вот так
Вопрос с аудиокнигами при этом помогут закрыть различные издатели, у которых бизнес и раньше был налажен, хоть и в других нишах. А для подкастеров новый сервис может стать если не золотой жилой, то хотя бы простым и понятным способом монетизировать собственный труд: сейчас, по словам Шестакова, все, на что они могут надеяться, - крайне небольшие деньги от рекламодателей. Так что, если вы как раз ищете площадку для реализации в данной сфере, присмотритесь к Megogo. Только учтите, что Иван и Ко питают слабость к фикшен-подкастам и их производству обещают уделять особое внимание.
На этом кадры презентации закончились, но вопросы, на которые мог бы ответить Шестаков как в связи с запуском нового проекта, так и по поводу происходящих вокруг сервиса событий, - нет. И мы, разумеется, без десерта вас не оставим:
- Иван, для начала расскажите, повлияет ли запуск нового сервиса на месячную стоимость подписки?
- Нет, не повлияет.
- А вам для его запуска пришлось задействовать какие-то дополнительные ресурсы или обошлись тем, что у Megogo уже было в наличии?
- Конечно, пришлось. Во-первых, команда, во-вторых, техническая база - мы и студию построили, и закупили звуко- и видеозаписывающее оборудование. Но оно нам нужно не только для этого сервиса: мы же еще и спортом занимаемся, поэтому используем его для комментирования, а с помощью видеоаппаратуры записываем контент для нашего музыкального проекта.
- Аудиоконтент, который вы покупаете у правообладателей, на каком языке?
- Мы покупаем на всех возможных.
- И как часто в списке есть украинский?
- Очень редко, на сегодняшний день у нас в библиотеке украиноязычного аудиоконтента процентов 15. Но со временем его будет больше, поскольку прямо сейчас мы договариваемся сразу с несколькими украинскими издателями. Надеюсь, вопрос решится в течение года, и тогда эта цифра вырастет до 40%.
- Дорого ли производить аудиокниги и подкасты самостоятельно?
- Контент бывает разным, потому и стоимость в каждом случае отличается. Точнее мы сможем сказать об этом чуть позже, когда у нас уже будет достаточно опыта и мы сможем сравнивать. Пока в ходе экспериментов сделаем подешевле, подороже и средненькое: сравним результаты и определимся, что нам больше подходит.
- Вы намерены изменить ситуацию с тем, что рынок не дорос до аудиоконтента. Каким образом?
- Банальным присутствием на рынке и работой с аудиторией. То есть чем больше людей начнет потреблять немузыкальный аудиоконтент, тем активнее рынок будет развиваться. Количество пользователей будет нарастать, достигнет критической массы и начнет подталкивать в том числе и других игроков к развитию.
- Вы изучали, как в Украине потребляют аудиоконтент, например, через приложение Apple?
- Дело в том, что у Apple нет такой статистики. Да и в целом в отношении аудиоконтента у всех она очень скудная. Основная проблема у подкастеров, которые выгружают свой контент на платформу Apple или куда-то еще, как раз в том и состоит, что ни у кого нет быстрой адекватной статистики. Да, можно вытянуть из разных мест какие-то куски информации, но каждый раз ее придется заново приводить к общему знаменателю, чтобы сделать выводы.
- Нынешнее положение дел с пиратством располагает к тому, чтобы работать с этим рынком в Украине?
- Никогда не бывает вовремя, а если брать во внимание пиратство, то все всегда преждевременно. То, что у нас сейчас нет рынка, означает лишь одно - он практически на 100% пиратский. Сейчас благо с аудиокнигами есть какие-то игроки, какие-то попытки продавать их на украинском рынке, поэтому пиратство здесь нестопроцентное. Но та же статистика говорит, что подавляющее большинство людей потребляют бесплатный, то есть пиратский контент. Соответственно, нужно делать все, что мы делали и раньше: с одной стороны, бороться с пиратами, а с другой - предлагать качественный контент и удобный легальный сервис.
- Нужны ли специальные нормы в законодательстве для борьбы с пиратами в области аудиоконтента?
- Все нормы уже есть - важно, чтобы они просто работали. Но еще важнее, чтобы сам рынок консолидировался, как это случилось с видео и «теликом». Если все будут работать сообща, то победить пиратство проще.
- Вы упоминали, что хотели бы производить фикшен-подкасты, а на английском языке их уже достаточно много. Планируете переводить для своего сервиса?
- Мы точно попытаемся, но, конечно, тоже придется покупать права. Пока не знаю, какие именно зарубежные подкасты мы выберем. Скорее всего, будем ориентироваться на популярные жанры, как это происходит с книгами: и детективы, и фантастика, и что-то приближенное к современной прозе. Одним словом, истории про людей. Единственная загвоздка здесь состоит в том, что нельзя просто взять и перевести - никто не будет слушать такой подкаст. Нужно как минимум его адаптировать, а иногда и переписывать практически с нуля, ведь история должна быть максимально близкой локальному пользователю.
- У вас уже есть люди, которые будут это реализовывать?
- Пока нет, но мы занимаемся их поиском.
- Недавно Александр Ткаченко заявил, что его комитет в ВР разрабатывает законопроект «О медиа», где среди прочего может появиться норма о налогообложении для стриминг-сервисов. Как в Megogo относятся к такой инициативе?
- Если это коснется всех без исключения сервисов, то почему бы и нет? Мы не против. Если и Megogo, и YouTube, и Netflix c Amazon, и Vimeo, и Facebook (у которого тоже есть своя стриминг-платформа), и еще сотни других сервисов будут платить налог - прекрасно! Украине и каждому украинцу такое развитие событий только на руку. А те, кто не будет, должны стать недоступными в украинском интернете. Тут самое важное, чтобы новый закон, новые правила не начали применяться избирательно - только к некоторым участникам рынка; чтобы не оказалось, что закон популистский и преследует интересы отдельного круга людей. Очень хочется верить, что так не будет, иначе это в первую очередь негативно обернется для зрителей и для легального рынка.
Что касается национального продукта и гипотетической необходимости увеличить его долю не менее чем до 30% - мы готовы это делать. Даже готовы забрать его весь. Только его нет в достаточном количестве. А тот, что есть, стоит очень дорого. Чем меньше и беднее рынок сбыта (украинский контент в основном интересен в Украине), тем дороже будет единица контента. Именно поэтому за все годы независимости в прокате отбили затраты на производство всего нескольких фильмов.
И опять-таки ладно мы. А что делать с YouTube и Netflix? На YouTube тоже должно появиться 30% всего контента украинского производства? Откуда его столько? А точно ли Netflix сейчас бросится покупать за любые деньги украинские сериалы?
- Вы как украинская компания уже и так платите налоги - не будет ли дополнительная нагрузка слишком большой?
- Да, мы платим и будем продолжать платить. Станет ли ситуация критичной? Не станет, если это коснется всех тысяч сервисов - рынок со временем выровняется, а новый налог будет заложен в цену для пользователя. Если же вся нагрузка ляжет на некоторые легальные сервисы, но не коснется нелегального бизнеса, который налоги не платит и платить не будет, то разрыв в условиях станет еще больше, и мы получим обратный эффект от намерений законодателей.
- Знали ли вы об этой инициативе до того, как Ткаченко ее озвучил? С вами консультировались, обсуждали?
- Нет, о намерениях мы не знали, и с нами это не обсуждалось. Обсуждения начали вестись уже после того, как инициатива была озвучена. Мы свои опасения и встречные предложения высказали, но не знаем, повлияют ли они каким-либо образом на текст закона.
Судьба законопроекта, о котором говорит Шестаков, пока под вопросом, однако Megogo Audio уже запустился и работает. И если вы еще не слушаете книги и подкасты, то самое время начать это делать: целый новый мир будет рад новому жителю.