5 января в широком украинском прокате стартовал фильм «Щедрик» – историческая драма украинско-польского производства, рассказывающая об оккупации города Станислав (современный Ивано-Франковск) режимами СССР и Третьего рейха. В центре событий – три семьи разных национальностей (украинская, польская и еврейская), которые вынуждены жить в этих условиях и беречь свою культуру и самоидентичность в то время, когда оккупанты рассказывают об «освобождении», пытаясь перечеркнуть всю их жизнь.
Символично, что лента добралась до украинских кинотеатров во время полномасштабной войны, хотя снимать ее начали еще три года назад. Задержку вызвал ряд жизненных обстоятельств – от ковида и карантинов до военных трудностей, но, несмотря на долгое ожидание, именно сегодня «Щедрик» выглядит невероятно актуальным. Ведь происходящее на экране удивительно переплетается с событиями, которые переживают украинцы сейчас.
В фильме есть сцены, где гражданские, прежде всего женщины и дети, прячутся в подвале. Есть российские военные, которые воруют вещи тех, кого они оккупировали. «Во время съемок для нас это был другой мир, мы удивлялись, как люди это переживали, – говорит продюсер картины Тарас Босак. – И после 24 февраля, когда все началось, я много раз вспоминал, как мы это снимали в кино».
«Щедрик» рожден реальными историями конца 30-х – начала 40-х годов ХХ столетия. Сценарий ленты создала писательница Ксения Заставская, а на экране его воплотила режиссер Олеся Моргунец-Исаенко. В 2018 году проект картины был одним из победителей конкурса патриотических фильмов: Министерство культуры Украины обеспечило половину производственного бюджета, 24 млн 629 грн. Вторую часть профинансировала польская компания Stewopol MS и другие частные инвесторы. Общий бюджет, по словам продюсера, составляет 49 млн 259 тыс. грн.
Копродукционный партнер был вовлечен в проект еще на этапе разработки и поиска финансирования. С польской стороны производство обеспечивала компания Stewopol MS. Она же занималась поиском и организацией участия в съемках польских и немецких актеров, а также взяла на себя значительную часть расходов на постпродакшен.
Ключевые роли в фильме играют дети: их персонажи через десятилетия оккупации проносят с собой песню «Щедрик», помогающую им выжить и сохранить человечность. Тарас Босак говорит, что кастинг длился примерно полгода, поскольку детей-актеров пытались подобрать так, чтобы они были похожи на своих экранных родителей. Ради этой похожести даже пришлось заменить нескольких взрослых актеров. Впрочем, результат того стоит. Да и на площадке, несмотря на сложность работы, дети вели себя вежливо и профессионально весь съемочный процесс.
Кастинг польских актеров, как уже отмечалось, проводила польская сторона. В целом создатели многонационального фильма пытались придерживаться аутентичной концепции: украинцы играют украинцев, поляки – поляков, немцы – немцев и т. д. Но не обошлось и без исключения: пройдя пробы на роль поляка, Томаш Собчак (ранее его можно было увидеть в украинских лентах «Крути» и «Скажене весілля – 2») получил предложение также попробоваться на еврейскую роль. Актер прекрасно справился с задачей, так что главного еврея в «Щедрике» в итоге сыграл поляк.
На экране все также говорят на своих родных языках, поэтому часть реплик решили дублировать, а часть – переводить титрами, чтобы сохранить аутентичность
Еще одна изюминка кастинга – украинская певица Оксана Муха, которую пригласили не только для расширения аудитории ленты. По идее режиссера, именно победительница «Голосу країни» должна была сыграть известную певицу, живущую в Нью-Йорке. Оксана Муха часто ездит с гастролями в Канаду и США, ее там хорошо знают, в частности среди диаспоры. А для фильма звезда вместе с Иваном Леньо из Kozak System записала саундтрек – песню «Я відчуваю тебе». В декорациях картины сняли и клип.
«Щедрика» снимали преимущественно в Киеве, в павильонах Национальной кинематеки Украины – там построили декорации и все интерьеры. На натуре же снимались лишь некоторые сцены. Как рассказал продюсер, сначала часть ленты хотели отснять в современном Ивано-Франковске, но не нашли там нужных локаций, поскольку на многих исторических зданиях уже присутствуют неотъемлемые элементы современности: кондиционеры, пластиковые окна и т. д.
В целом съемочный процесс «Щедрика» преодолел большое количество испытаний. Одно из главных – пандемия ковида, из-за которой съемки фильма пришлось отложить на полгода. По словам Тараса Босака, съемочная команда ждала, когда в Украину смогут приехать поляки, но в конце концов доехать все равно смогли не все, поэтому пришлось несколько изменить определенные сцены. «Например, в одной из сцен тех польских актеров, которые не смогли быть на площадке, заменили дублеры, а содержание их реплик пришлось передать украинским актерам и драматургически решить сцену другим образом. Конечно, зритель этого, скорее всего, не заметит, но таких нюансов было немало», – делится продюсер.
Еще один нюанс съемочного процесса заключался в погоде, ведь фильм «Щедрик» о Новом годе, о зиме. «Но пока мы снимали, не было никакого снега. В один день выпал, да и то даже не снег, а просто немного притрусило. Мы сразу же поехали на локацию. Отсняли все, что можно было, чтобы ухватить хоть немного зимы, – вспоминает Босак. – И было много сцен, где пришлось использовать искусственный снег. Последние сцены мы снимали уже в марте, когда совсем зеленое все было. Мы все снежили».
Поскольку картина рассказывает нашу историю, корректное воспроизведение исторических реалий было очень важным, поэтому создатели привлекли к производству профильных консультантов как с украинской, так и с польской стороны. Особое внимание было уделено национальному празднованию Рождества в Польше и Украине. Также специалисты консультировали относительно формы военных, знаков отличия, военных событий. Кроме того, подчеркивает продюсер, команда старалась аутентично воспроизвести не только исторические события, но и интерьер и гражданскую одежду того времени: по словам Тараса Босака, на исторические декорации и костюмы ушла примерно четверть бюджета.
Фестивальный путь «Щедрика» только начинается (а впоследствии создатели планируют подавать заявку в Украинский оскаровский комитет). Хотя на сегодняшний день у украинско-польской драмы более десяти международных фестивалей, в частности Toronto Jewish Film Festival, Echoes of Katyn International Film Festival On Totalitarianisms, Scandinavian International Film Festival, HECare Film Festival (Human-Environment Care Film Festival), Festival de Cinema de Arapiraca, Terni Film Festival, Seattle Gdynia Film Festival, Uk Jewish Film Festival, NewPort Jewish Film Festival, Galway Film Fleadh, Ukraina Festiwal Filmowy. Фильм преуспевает и в максимально далеких от «Щедрика» и украинской истории странах: например, на фестивале Women's International Film Festival Nigeria (WIFFEN) в Нигерии лента была признана лучшей.
Судя по уже состоявшимся международным показам, фильм интересует максимально широкую аудиторию, ведь на экране демонстрируется Вторая мировая война, которая для многих понятное страшное явление. В Польше, вспоминает продюсер, на показ пришел брутальный байкер, плакавший весь сеанс. А один из британских университетов вызвался приобрести «Щедрика» для своей библиотеки как историческую ленту украинского кинематографа.
Несмотря на участие в ряде международных фестивалей, фильм еще не выходил в прокат за границей. Даже в Польше, являющейся копродюсером проекта. «У нас подписан контракт с британским дистрибутором One eyed films, – рассказывает Тарас. – Эта компания продает этот фильм по миру. Например, продолжаются переговоры с Японией. Но сейчас очень много некоммерческих фестивальных или единоразовых показов. Фильмом интересуются. Но так, чтобы его купить и сделать прокат или показать на телевидении – пока нет. В Польше у нас было несколько показов, которые проходили при поддержке Госкино, но такого проката, как сейчас ожидается в Украине, пока не было. Надеюсь, он будет. Но сейчас любой прокат, вероятно, будет больше не о коммерции, а о том, что кино вообще существует».
После всеукраинского проката «Щедрик» будут пытаться продать стримингам (за украинскую дистрибуцию отвечает компания FILM.UA Distribution). Босак надеется, что ленту удастся определить на Netflix и Megogo, как это было с его предыдущим фильмом «Я працюю на цвинтарі». А пока «Щедрика» можно посмотреть в кинотеатрах: в начале 2022 года создатели планировали перенести премьеру – уже перенесенную из-за ковида – ближе к новогодним праздникам. Впрочем, здесь свои коррективы внесла война. «Начало 2023-го, возможно, не совсем удачное время для коммерческого проката. Но в период новогодних праздников пришлось выбирать между иностранными релизами и украинскими премьерами. Нам предложили такую дату. И мы решили, что это оптимальный вариант», – делится продюсер.
Из-за войны Тарас не ожидает очень больших сборов, ведь понимает, что страдающие от тревог и обесточивания кинотеатры охотнее предоставляют сеансы коммерческим проектам американских или европейских студий. Поэтому продюсер сравнивает ожидания со сборами «Я працюю на цвинтарі»: «Мы думали, что соберем 10–15 млн грн. Но удалось собрать 3 млн грн. И все нам говорили, что это хороший результат. В то же время он отмечает, что второй «Аватар» в первую неделю проката собрал в украинских кинотеатрах 26 млн грн, что свидетельствует о глубине и возможностях рынка.