Несколько недель подряд украинское киносообщество обсуждает дальнейшую судьбу Национального центра Александра Довженко, поставленную под сомнение приказом Госкино о реорганизации в несколько новых юридических лиц. Согласно приказу все фильмы из коллекции и имущество Довженко-Центра должны быть переданы государственному учреждению «Научный центр кинематографии Украины». Кроме того, из структуры Центра планируется выделить ГП «Украинская анимационная студия», которому отойдут авторские права на украинскую анимацию, принадлежащие сейчас Национальному центру. В то же время в приказе о реорганизации вообще не упомянуты киноархивная и музейная коллекции институции.
Объясняя свое решение, Государственное агентство Украины по вопросам кино аргументировало реорганизацию Довженко-Центра убыточностью и неэффективностью институции, поддерживающей свою деятельность на средства государства. Уже 26 августа Комитет ВР по вопросам гуманитарной и информационной политики единогласно принял решение обратиться к Кабинету Министров Украины и Госкино касательно отмены приказа о реорганизации Довженко-Центра, а на сайте Кабмина приближается к необходимым 25 тыс. голосов общественная петиция на защиту институции. Но вопрос до сих пор остается нерешенным.
На прошлой неделе руководство Довженко-Центра пригласило журналистов на пресс-конференцию, посвященную дню рождения институции – чтобы подробно рассказать о работе в предыдущие годы и, несмотря на обстоятельства, поделиться планами на будущее.
«Появление такого приказа [Госкино] продемонстрировало полную неосведомленность или обесценивание нашей деятельности, – с самого начала объяснила исполняющая обязанности генерального директора Елена Гончарук. – И это для коллектива было самым большим ударом. Поэтому сегодня мы хотим поговорить и вернуть ценность, которая на самом деле здесь существовала, но иногда себе нужно напоминать о собственных успехах, как и анализировать, что происходит не так».
Продолжая тему, главный искусствовед Музея кино Марина Скирда подчеркнула: коллекция Довженко-Центра – это целостный сборник экспонатов и элементов, касающихся киноискусства как такового. Это отдельные произведения, фильмы на пленке, зарубежные произведения. И разделять такие коллекции (что запланировано приказом Госкино) нельзя.
К тому же, по словам Скирды, в Центре исповедуют принцип комплексного подхода к формированию коллекции. Этот принцип искусствовед объяснила на конкретном примере: в коллекции Довженко-Центра есть лента Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом», в отделе «Киноархив» хранится немецкоязычный плакат к этому фильму, а в Музее кино – камера, фактически являющаяся персонажем «Человека с киноаппаратом». Трудно представить, как разрывать такую коллекцию.
«Музей в Довженко-Центре имеет две основные функции: хранение части коллекции, а также он должен быть площадкой для презентации того, над чем мы работали. Если институт разделить на части, это бесперспективно и ставит большой крест на нашем развитии», – подытожила Марина Скирда.
За последний отчетный период коллекция фильмофонда была увеличена почти на тысячу единиц учета
К сожалению, первым коллекционным экземпляром 2022-го стали куски ракеты, разорвавшейся над Центром 24 февраля
В прошлом году коллекция украинского фильмофонда пополнилась экземпляром, о котором стоит рассказать отдельно. Речь идет о черно-белой немой ленте «Кира Киралина», произведенной в 1927-м. Это один из первых украинских советских фильмов, посвященных «современному рабству и жестоким порядкам капиталистического мира», который считался безвозвратно утраченным. Специалисты Довженко-Центра нашли в каталогах сразу двух фильмофондов – Национального киноархива Румынской синематеки (Бухарест) и Федерального архива Германии (Берлин) – прокатные копии «Киры Киралиной». Репремьера фильма с современным саундтреком состоялась в 2021 году.
За последние семь лет специалисты институции нашли в Европе значительное количество украинских лент, в чем не последнюю роль сыграла война, начатая в 2014 году россией против Украины. Как отметил руководитель киноархива Довженко-Центра Александр Телюк, много потерянных украинских фильмов до сих пор хранятся в Москве. Но если раньше с российским фильмофондом поддерживалась хоть какая-то коммуникация, то в последние годы общение прекратилось – и Довженко-Центр сконцентрировал внимание на международных киноархивах.
Кроме того, на пресс-конференции руководство института прокомментировало намерения Госкино отделить ГП «Украинская анимационная студия», ситуация с которым на самом деле довольно печальна. Еще в 2019 году Минкульт решил ликвидировать студию: права на мультики перешли в Госкино, а Довженко-Центр до 2023-го выступает их дистрибутором.
«Получив в свое распоряжение мультфильмы, Довженко-Центр решил их масштабно исследовать. Мы сочли, что за время существования государственной анимационной студии было снято более 390 фильмов. К половине из них мы написали синопсисы. Наконец-то это собрано в одном месте», – рассказал Телюк. И напомнил, что институция не просто изучала анимацию: например, есть кейс судебного иска, выигранного у компании, зарегистрированной в России и выкладывавшей украинские мультики на своем YouTube-канале.
Чтобы популяризировать свои коллекции, Довженко-Центр проводит выставки
Например, масштабную экспозицию «Полеты во сне и наяву», посвященную фильму Романа Балаяна,
или «Феллини. Столетие в мире», организованную в партнерстве с Институтом культуры Италии,
Фестиваль цифрового искусства – в партнерстве с Французским институтом
и другие культурные события. В этом году планировалась выставка, посвященная творчеству Пьера Паоло Пазолини
Кроме того, в прошлом году Довженко-Центр опубликовал топ-100 лучших украинских фильмов. «Это был первый столь масштабный опрос об украинском кино. Очень важная функция Довженко-Центра – не просто исследовать, но и пытаться осмыслить и переосмыслить его. Если раньше главной украинской лентой считалась «Земля», то сегодня киноэксперты называют «Тіні забутих предків», – отметил руководитель научно-программного отдела институции Станислав Битюцкий.
Украинский кинофонд также выполняет просветительскую функцию – в частности объясняя европейским киноинституциям, что кроме лент Киры Муратовой и «Земли» Довженко Украина имеет большое количество других фильмов, и помогая этим фильмам встретиться с международной аудиторией. Только с начала полномасштабного вторжения россии в Украину кинофонд организовал 45 кинопоказов.
«Нашим следующим шагом должен стать онлайн-кинотеатр украинского кино – с доступом к фильмам, которые хранятся в Довженко-Центре и которые мы реставрируем», – добавил Битюцкий.
С 24 февраля деятельность Довженко-Центра была очень разнообразной: от организации показа мультфильмов в метро (для тех, кто там жил в первые недели войны)
до активной работы с иностранными медиа (чтобы как можно больше рассказать об украинском кинонаследии и опасности, в которой оно оказалось)
В мае Центр провел первое благотворительное событие, собрав средства на пикап для армии, а позже возобновил кинопоказы в рамках программы «Дивне, химерне, фантастичне»
Несмотря на войну и сложное экономическое положение в стране, институт уже заплатил более 3 млн грн налогов в государственный бюджет
Подытоживая презентацию, Елена Гончарук отметила, что процесс реорганизации Довженко-Центра получил общественную огласку и коллектив ожидает, что приказ Госкино в конце концов будет отменен. «Мы обращались с письмами к Кабинету Министров и президенту. Поскольку, с нашей точки зрения, это проблема государственного уровня. Сегодня мы получили письмо от Офиса президента, что вопрос направлен в Кабинет Министров с просьбой проработать его», – добавила и. о. гендиректора.
А пока приказ действует, в институции рассматривают разные варианты развития событий, не исключая судебный процесс.