День Независимости всегда был для украинцев одним из главных праздников – особенно после 2014 года, когда даже самым безразличным стало очевидно, в чем смысл этой независимости и какой ценой она, к сожалению, обретается. Сегодня же мы переживаем едва ли не тяжелейший День Независимости в истории: ровно полгода длится развязанная россией полномасштабная война, ежедневно в украинские населенные пункты попадают российские снаряды, а люди на всей территории страны, в частности во временно оккупированных городах, со страхом ожидают страшных провокаций, к которым страна-террорист прибегнет на этот раз, чтобы запугать украинский народ.
24 августа, именно в такие непростые времена, в национальный прокат выходит украинский военный экшен «Снайпер. Білий Ворон». Несмотря на ограниченное количество кинотеатров, опасность и другие неблагоприятные факторы, создатели (UM Group при поддержке Госкино) и дистрибуторы (FILM.UA Distribution и «Киномания») фильма избрали датой премьеры День Независимости. «Мы первыми в Украине решились возобновить национальный прокат и убеждены, что «Снайпер. Білий Ворон» выходит как никогда вовремя. Больно смотреть, что в эту минуту творится на Донетчине, Луганщине, Харьковщине, Херсонщине, вблизи Николаева, Днепра, Запорожья, как украинские города страдают от российских ракет. Но мы обязаны бороться, каждый на своем фронте. Украинская киноиндустрия не должна останавливаться и уступать мейджорам, ведь за восемь лет борьбы за независимость мы добились молниеносных успехов и сейчас выходим к зрителю со сверхважной историей в важнейший для каждого украинца день», – объясняет такое решение руководитель направления кинотеатральной дистрибуции FILMUA Group Надежда Коротушка.
«Снайпер. Білий Ворон» – это история пацифиста-чудака Николая, строящего вместе с беременной женой экопоселение в Горловке в 2013 году. Это трансформация человека, который не интересовался политикой и общественной жизнью, но после вторжения россиян на Донетчину становится на путь мести, превращаясь в одного из самых известных снайперов Украины. Это ответ на вопрос, за что мы боремся и почему должны победить. Прототипом киношного образа стал настоящий украинский снайпер Николай Воронин, прямо сейчас выполняющий опасные задания на одном из направлений, где воюют ВСУ.
Фильм прошел сложный производственный путь: в 2019 году создатели впервые представили проект на питчинге Госкино, в 2020-м, несмотря на пандемию и карантины, ленту сняли, а в 2021-м окончательно завершили производство. Первые промоматериалы «Білого Ворона» продюсеры презентовали 22 февраля 2022 года на Зимнем кинорынке. Прокат был запланирован весной, но полномасштабная война с россией этому помешала.
На прошлой неделе в Киеве состоялся закрытый спецпоказ военной драмы – так что мы успели посмотреть «Снайпер. Білий Ворон», а также поговорить с его продюсером Артемом Денисовым. «Конечно, планировали выпустить фильм раньше, где-то в марте или апреле. Это были лучшие месяцы для кинопроката... Сначала была вообще непонятна судьба этой картины. Я некоторое время сомневался, что мы вообще сможем выйти в прокат. Но раз проснулись украинские кинотеатры, вышел первый украинский релиз, то и мы решили выйти», – признался Артем.
По его словам, к съемкам удалось привлечь многих настоящих военных, а одним из консультантов фильма был инструктор по снайпингу, поэтому в определенных сценах зрители смогут увидеть бойцов его снайперской школы.
Кстати, производители делали тестовый показ фильма специально для снайперов. Детальному воспроизведению работы этих военных уделялось особенно много внимания при производстве – и профессиональные бойцы высоко оценили эти сцены. Впрочем, по поводу определенных эпизодов спорили до последнего: еще на съемочной площадке, вспоминает Денисов, консультант настаивал, что на реальной войне так не может быть, режиссер же отвечал, что это нужно для картинки.
«Снайпер. Білий Ворон» уже имел прокат в странах Балтии, но продюсер называет его неудачным. Причиной такого результата могла быть недостаточно мощная рекламная кампания. Или (что вероятнее) не все в Европе хотели смотреть на войну. Ведь лента рассчитана в первую очередь на украинца, который находится в контексте и знает и чувствует больше, чем рядовой европеец.
В то же время продюсер отмечает, что фильм хорошо посмотрели на международных стриминговых платформах: например, на Apple TV Plus лента вошла в топ-10. Кинотеатральный прокат планируется в большинстве стран Европы и в Азии. С отечественными ОТТ-платформами переговоры еще ведутся, и, вероятнее всего, уже после кинопроката картина будет доступна онлайн. А вот с телеканалами переговоров пока нет, ведь большинство из тех, что могли бы показать военную драму, продолжает транслировать информационный марафон «Единые новости». Однако после кинотеатрального проката будут организованы специальные показы для находящихся сейчас на передовой.
Режиссер и сценарист ленты – Марьян Бушан, для которого «Снайпер. Білий Ворон» стал первым игровым полным метром.
Основной сложностью при производстве для него стал объем работы: «Мы должны были вложиться в лимитированное количество смен, сняв все времена года. Почти весь фильм – это натурные съемки в отдаленных уголках Киевской области. Экшен-сцены требовали особой концентрации из-за большого количества кадров и перемещений в пределах большой площади одной натурной локации. В среднем у нас получалась формула: 1 минута экшена = 1 съемочный день. Это дорого, но необходимо». Финальный производственный бюджет ленты составил 29,9 млн грн, 80% профинансировало Госкино.
Именно Марьян Бушан в свое время нашел историю настоящего Николая Воронина и связался со снайпером, чтобы перенести его жизнь на большой экран. «Я заметил в этой истории хороший образный подтекст о мирном украинце, который, столкнувшись с войной лично, был вынужден отказаться от пацифистских взглядов и взять оружие в руки. Очень напоминает сегодняшние события… Уверен: многие украинцы тогда и сегодня имеют похожий опыт, были вынуждены делать похожий выбор. Это метафора о каждом украинском добровольце», – говорит Бушан.
Николай Воронин вычитывал первые драфты сценария: давал комментарии, предложения по диалогам и сценам. В определенный момент сформировалась экзистенциальная история с несколькими одиночными снайперскими сценами и многими флешбэками. Однако такое кино больше напоминало «некий артхаус», режиссер же хотел расширить аудиторию. Поэтому Бушан начал самостоятельно наполнять историю сценами и персонажами, которых не было в реальности. Помогали ему в этом известный скрипт-доктор Линда Сегер и военный консультант, добавлявший в снайперские эпизоды важные детали и улучшавший диалоги с точки зрения реалистичности.
Визуальную составляющую ленты – передачу цветов, света и красоту определенных сцен – стоит отметить отдельно. Многие зрители допремьерного показа хвалили фильм именно за это, в чем не последняя заслуга оператора Константина Пономарева и сторибордиста Валерии Пидлужной, с которыми работал режиссер.
Также стоит отдельно рассказать о подготовке исполнителя главной роли Павла Алдошина, со всей серьезностью подошедшего к воспроизведению образа снайпера. Например, он всюду носил с собой АК-47, чтобы привыкнуть к его весу. Актер брал автомат даже в метро, положив в рюкзак и натянув на дуло тряпку, чтобы не испугать людей. «Через несколько месяцев он смог собирать и разбирать АК быстрее любого из наших военных», – вспоминает режиссер.
Кроме того, Павел Алдошин начал посещать настоящие курсы подготовки снайперов, которые ведет военный консультант фильма – инструктор снайперской школы «Дикое поле». Но несмотря на скептицизм уже опытных и бывалых бойцов, актер доказал, что способен с ними физически соревноваться на равных, завоевав их доверие. Кстати, эта деталь очень напоминает сюжет фильма, где герой Алдошина также проходил сложный путь от скептицизма до уважения.
Фото – instagram.com/paldoshyn/
Сегодня Павел Алдошин защищает Украину в рядах ВСУ, поэтому не смог посетить допремьерный показ ленты. Да и мероприятие заметно отличалось от громких кинопремьер, проводившихся до начала полномасштабной войны: вместо селебрити были приглашены военные, большинство из которых организаторы попросили не фотографировать в целях их же безопасности.
Украинская волонтер и военная Маруся Зверобой рядом с прототипом киношного героя, снайпером Николаем Ворониным
Впрочем, среди зрителей были не только военные
Актеры Роман Ясиновский и Андрей Мостренко воплотили на экране сборные образы военных, которых в жизни реального героя не было
Продюсеры поблагодарили всех зрителей за присутствие, ведь обычный поход в кино сегодня – это уже смелость
После показа на сцену вышел прототип главного героя, снайпер Николай Воронин, впервые увидевший фильм на большом экране. «Вы присутствуете на очередном воплощении мечты. Когда-то я мечтал, чтобы моя жизнь была интересна, как кино. Но я не уточнил, какой именно жанр хочу. Поэтому если будете мечтать, то осторожно и внимательно, чтобы это сбылось наилучшим образом», – предупредил снайпер и заверил, что фильм ему очень понравился.
«У меня так складывается, что я живу до какого-то этапа. Когда-то я жил до фильма «Варкрафт», и это было еще то разочарование. После я начал жить до этого фильма. Недавно режиссер сказал мне, что есть еще режиссерская версия, и теперь следующий этап – дожить до нее», – несмотря на свою серьезную профессию, Николай Воронин почти непрерывно шутит. Но вообще создает впечатление очень легкого, положительного человека. Если бы не военная одежда, очень сложно было бы понять, что перед тобой снайпер, истории из жизни которого уже овеяны легендами.
После показа Воронин искренне признался, что отправляется на очередное военное задание в одну из самых горячих точек на фронте. И не знает наверняка, вернется ли оттуда живым.