Сегодня Национальный Центр Александра Довженко обнародовал заявление, в котором говорится о решении Государственного агентства Украины по вопросам кино реорганизовать учреждение, в частности разделив целостную коллекцию Довженко-Центра между разными государственными структурами и уволив сотрудников. Для многих в индустрии такое решение прозвучало как гром средь ясного неба, а некоторые даже задались вопросом, почему этот процесс не контролирует Министерство культуры. Однако еще в ноябре 2021 Госкино было отделено от Министерства культуры, став отдельным центральным органом исполнительной власти с возможностью формировать собственную политику, а процесс передачи Довженко-Центра от Минкультуры Госкино начался намного ранее и длился почти два года – до 30 июняя 2022-го.
Итак, публикуем текст заявления Довженко-Центра без изменений:
Не учитывая предложения Довженко-Центра по дальнейшей деятельности и не разработав стратегический план его развития, как того требует распоряжение Кабинета Министров Украины № 91-р от 26.01.2022, Госкино решило разделить целостную коллекцию Довженко-Центра, формировавшуюся с 1960-х годов, между разными структурами.
Публикуемо и его без изменений:
«Заявление Государственного агентства Украины по вопросам кино о реорганизации ГП «Национальный центр Александра Довженко
Обсуждение вопроса реорганизации ГП «Национальный центр Александра Довженко» началось задолго до войны в стране, когда Центр еще находился в сфере управления МКИП. Война в Украине только актуализировала этот вопрос.
Приказом Госкино не предусматривается ликвидации Национального центра Александра Довженко, только его реорганизация:
- путем выделения с образованием отдельного (самостоятельного) юридического лица – государственного предприятия «Украинская анимационная студия»;
- путем выделения и передачи полномочий по архивированию комплектов исходных материалов фильмов, созданных полностью или частично за счет средств Государственного бюджета Украины, а также кинокопий фильмов, созданных в Украине за счет средств юридических лиц частной формы собственности и физических лиц, в государственное учреждение «Научный центр кинематографии Украины».
Все прочие функции и задания, предусмотренные Уставом ГП «Национальний центр Александра Довженко», остаются за Центром. Это позволит ГП «Национальный центр Александра Довженко» уделить большее внимание развитию музейного дела и кинокультуры, организации разнообразных ивентов для ее обогащения и распространения.
Принятие Агентством решения о реорганизации ГП «Национальный центр Александра Довженко» основано на следующем.
1) Для дальнейшего развития национальной анимации, в соответствии со статьями 80, 104 – 107, 109 Гражданского кодекса Украины, статьи 56 Хозяйственного кодекса Украины, законов Украины «Об управлении объектами государственной собственности», «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований», «О кинематографии», есть необходимость реорганизовать государственное предприятие «Национальный центр Александра Довженко» путем выделения с образованием отдельного (самостоятельного) юридического лица – государственного предприятия «Украинская анимационная студия».
Потому что:
В настоящее время в Украине существует крайне ограниченное количество анимационных студий. Все действующие анимационные студии имеют исключительно частную форму собственности. До 2019 года было Государственное предприятие «Украинская киностудия анимационных фильмов» – государственная украинская анимационная киностудия, которая существовала в Киеве более 60 лет (1959–2019). Это была старейшая украинская государственная студия анимационных фильмов, основанная в 1959 году путем выделения из состава государственной Киевской студии научно-популярных фильмов, но, к сожалению, ликвидированная в 2019 году.
30 июня 2019 года согласно приказу Министерства культуры Украины от 29.03.2019 № 256 «О реорганизации Государственного предприятия «Украинская киностудия анимационных фильмов» Государственного предприятия «Украинская киностудия анимационных фильмов» было реорганизовано путем присоединения его к ГП «Национальный центр Александра Довженко».
ГП «Национальный центр Александра Довженко» не заниматся производством анимационных фильмов, а доход получает от государственных дотаций и аренды нежилых помещений. Более того, в структуре ГП «Национальный центр Александра Довженко» не создано подразделения, которое бы занималось вопросами анимации. Имущество Государственного предприятия «Украинская киностудия анимационных фильмов», переданное в ГП «Национальный центр Александра Довженко» на основании акта передачи, не используется по целевому назначению и находится с 2019 года в закрытом помещении. Содержание нежилых помещений площадью 982,2 кв. м, придомовой территории осуществляется за счет государственного предприятия «Национальная кинематека Украины». ГП «Национальный центр Александра Довженко» самоустраняется от компенсации расходов, связанных с содержанием данных нежилых помещений. Поэтому государственное предприятие «Национальная кинематека Украины» вынуждено обращаться в суд для взыскания ГП «Национальный центр Александра Довженко» задолженности, связанной с содержанием нежилых помещений. Сейчас долг составляет около 300000,00 грн. То есть действия ГП «Национальный центр Александра Довженко» приводят к нерациональной трате государственных стредств.
Созданное государственное предприятие «Украинская анимационная студия» будет правопреемником имущественных и неимущественных прав и обязанностей Государственного предприятия «Украинская киностудия анимационных фильмов» и продолжит историю национальной анимации.
2) Статьей 17 Закона Украины «О кинематографии» предусмотрено создание Госудаственного фонда фильмов України.
ГП «Национальный центр Александра Довженко» не является архивным учреждением в понимании действующего законодательства Украины касательно обеспечения учета и хранения архивных документов, использования сведений, содержащихся в них, и формирования Национального архивного фонда и/или осуществления управления, научно-исследовательской и информационной деятельности в сфере архивного дела и делопроизводства. В уставе Центра отмечено, что предприятие является учреждением культуры.
Центр Довженко является хозрасчетным предприятием с частичной дотацией из государственного бюджета. Фактически по Хозяйственному кодексу Украины предприятие должно за счет дохода, полученного от осуществления своей хозяйственной деятельности, покрывать все расходы, связанные с основной уставной деятельностью. Однако в последние годы Центр Довженко поддерживает свою уставную деятельность только за счет дотации, полученной от государства, – в 2021-2022 годах эта сумма составила 7606,0 тыс. грн ежегодно, – а также доходов, полученных Центром Довженко от аренды помещений. Никакой иной деятельности, от которой Центр Довженко как хозрасчетное предприятие должно получать прибыль, не ведется. При этом при формировании бюджета на 2022 год Центром Александра Довженко был подан запрос на увеличение дотации из Государственного бюджета до 20000,00 тыс. грн.
Уставом Центра установлено, что Фильмофонд является государственной собственностью и передан Центру на хранение. Коллекция фильмов и других киноматериалов Фильмофонда не входит в состав имущества, отражаемого в самостоятельном балансе центра. Следовательно, Центр является только хранителем Фильмофонда, а не самим Фильмофондом и архивным учреждением, созданным для этого.
Создание Государственного фонда фильмов Украины прямо предусмотрено статьей 17 Закона Украины «О кинематографии».
В июле 2011 года было создано государственное учреждение «Научный центр кинематографии Украины». Это государственное научно-исследовательское учреждение, основанное на праве государственной собственности, сейчас оно относится к сфере управления Государственного агентства Украины по вопросам кино. Одной из задач ГУ «Научный центр кинематографии Украины» является разработка проектов, способствующих сохранению национального кинонаследия, и создание на базе современных информационных технологий банка данных кинематографической информации, ее компьютерная обработка и распространение, а также ряд вопросов, связанных с научными исследованиями в области кинематографии. Именно с целью создания Государственного фонда фильмов Украины принималось решение реорганизовать государственное учреждение «Научный центр кинематографии Украины». Для этого ГП «Национальный центр Александра Довженко» должно передать полномочия по архивированию комплектов исходных материалов фильмов, созданных полностью или частично за счет средств Государственного бюджета Украины, а также кинокопий фильмов, созданных в Украине за счет средств юридических лиц частной формы собственности и физических лиц, в государственное учреждение «Научный центр кинематографии Украины». Как научное учреждение оно может пользоваться налоговыми льготами в соответствии с законодательством Украины. То есть это будет государственное учреждение, осуществляющее архивную и научно-исследовательскую деятельность с целью развития фильмофонда, восстановления, реставрирования и сохранения произведений национального и мирового кинематографического наследия, распространения соответствующей информации.
Это позволит ГП «Национальный центр Александра Довженко» уделить больше внимания развитию музейного дела и кинокультуры.
Итак, еще раз подчеркиваем, что приказом Госкино не предусматривается ликвидация Центра Александра Довженко, только его реорганизация.
При реорганизации любого учреждения ни в коем случае речь не идет об увольнении или роспуске работников. В этих случаях по трудовому законодательству всем работникам предлагается место работы на аналогичных должностях в новой структуре. Работник имеет право решать, будет ли он работать дальше, примет ли другое решение, например, быть переведенным в другую организацию. При реорганизации Центра Александра Довженко будут образованы три самостоятельных (отдельных) юридических лица, и все работники смогут по своей специальности получить рабочее место в одной из этих организаций».
MBR продолжит следить за развитием ситуации, а пока предлагаем прочесть наше недавнее интервью с руководителем киноархива Довженко-Центра Александром Телюком – чтобы точнее понимать, чем занимается институция и почему ее реорганизация вызывает так много вопросов.