За почти пять месяцев полномасштабной войны украинская киноиндустрия прошла очередной курс по экспресс-адаптации к новым реалиям: после полной остановки и периода переосмысления продакшены возобновляют работу, режиссеры снимают документальное кино, продюсеры завершают довоенные проекты и запускают новые, даже находясь в рядах ВСУ. Продолжают свою деятельность и украинские кинофестивали, причем необязательно на площадках международных фестивалей из других стран.
Пять лет подряд Международный фестиваль документального и художественного кино Kharkiv MeetDocs, в фокусе которого проблемы восточных регионов Украины и их культурной интеграции, проводился в Харькове. Однако с 24 февраля город находится под постоянными обстрелами со стороны россии, так что в этом году фестиваль состоится в гибридном формате. Как заявили организаторы, фильмы-участники можно будет посмотреть онлайн, а физические мероприятия запланированы в странах Европы, Канаде и, главное, в Киеве. Об адаптации к новой жизни и проведении массовых ивентов в условиях военного положения мы поговорили с основательницей и директором Kharkiv MeetDocs Евгенией Кригсхайм.
«На открытие мы всегда собирали полный зал, будь то Оперный театр на 450 мест или Харьковская филармония на 500 мест, – вспоминает Евгения, отмечая, что только в 2020 году из-за карантинных ограничений фестиваль проходил в онлайн-формате и лишь церемония закрытия состоялась офлайн в Киеве. – Кроме того, в городе всегда было много показов на разных локациях – от хабов до кинотеатров «Кинолэнд» и «Планета Кино», выступавших нашими партнерами. Kharkiv MeetDocs всегда искал в Харькове такие локации, которые могли бы собрать как можно больше зрителей и познакомить их с украинским кино, именно с документалистикой. Ведь этот фестиваль – самая большая на Востоке Украины площадка для встречи кинопрофессионалов».
По словам Кригсхайм, сегодня харьковские Оперный театр и Филармония не пострадали от вражеских обстрелов. А вот Парка Горького, где в прошлом году проводили смотр украинского кино, уже почти нет – россияне разбомбили даже детские площадки и аттракционы. Досталось и Парку Шевченко возле Харьковской оперы, поэтому неудивительно, что на баннере Kharkiv MeetDocs – 2022 изображен обложенный песком памятник Шевченко, стоящий в этом парке.
24 февраля для Евгении началось со звонка мамы: команда фестиваля находилась на Берлинале и только планировала возвращаться домой. «В шесть утра позвонила мама и сказала, что наш Харьков бомбят. Мы вообще не понимали, что делать сейчас», – вспоминает она о своих ощущениях. Потом, когда пришло осознание, что полномасштабная агрессия не на день и не на два, появились и новые направления работы: «Мы поняли, что многие профессионалы нуждаются в помощи – технике, денежной поддержке. К тому же в первые недели после вторжения у нас обрывались телефоны от звонков западных коллег, – говорит Кригсхайм. – Когда уже все эти процессы были поставлены на поток и не было хаотичной работы, пришло понимание, что Kharkiv MeetDocs также является мощным инструментом, который может помочь донести миру правду о событиях в Украине. Ведь наш фестиваль – о культуре, быте и голосах Востока Украины, звучащих именно на языке кино. И после четырех месяцев полномасштабной войны мы взяли себя в руки, чтобы организовать нынешний фестиваль, имеющий целью донести и в Украине, и за рубежом все аспекты этой войны и человеческого горя, а также показать перспективы будущего. Все, что происходит с нами каждый день».
К сожалению, сегодня не вся команда Kharkiv MeetDocs в безопасности: по определенным причинам часть людей не уезжает из Харькова, часть остается в других городах Украины (в том числе регулярно оказывающихся под обстрелами россиян), часть находится за границей, сама же Евгения работает из Берлина. Впрочем, несмотря на географическую разветвленность, команда организаторов не сильно изменилась. А некоторые вообще вернулись к работе над мероприятием после многолетнего перерыва. «Основных людей, из года в год вовлеченных в организацию фестиваля, – 12. Еще десять человек присоединяются к каждому ивенту, а также волонтеры», – рассказывает организатор.
И даже сейчас, когда на афише уже стоят даты 1–6 октября 2022 года, директор фестиваля признается, что планировать что-то конкретное трудно, ведь все может измениться в любую минуту. С другой стороны, несмотря на неопределенность и опасность проведения массовых мероприятий, реакция от коллег по цеху была одобрительной: «Некоторые представители киноиндустрии написали мне личные сообщения, мол, очень рады тому, что мы делаем фестиваль. Конечно, для многих это возможность снова почувствовать фестивальный дух, встретиться с коллегами. Показать то, что они не успели или не смогли показать на других площадках. Каждый фильм имеет свою актуальность, которую может утратить в следующем году. Поэтому очень важно показать именно в этом году, проговорить актуальные темы», – делится Евгения.
Еще одна особенность проведения массовых мероприятий в новых реалиях – меры безопасности. Если только в прошлом году организаторы следили за наличием масок и соблюдением социальной дистанции, то теперь в меры безопасности входит поиск бомбоубежищ вблизи мест проведения офлайн-показов. Впрочем, перечня конкретных локаций пока нет: переговоры «с киевскими партнерами и стейкхолдерами этого рынка» продолжаются. «Рано говорить, с какими трудностями мы можем столкнуться. Это будет понятно ближе к осени. Но мы убеждены, что Kharkiv MeetDocs – полезное и очень желаемое событие, которое киносообщество ждет в этом году», – добавляет директор.
Пятый год подряд партнером фестиваля становится Министерство иностранных дел Германии. И это один из ключевых факторов, почему нынешний фестиваль вообще состоится. «Раньше мы каждый год также искали финансирование в Украине: одним из главных украинских партнеров было Госкино, несколько раз подавались на финансирование Украинского культурного фонда», - вспоминает Евгения примеры недоступной в этом году государственной поддержки. Программа нынешнего фестиваля также еще не сформирована, ведь open call по приему фильмов в конкурсную и внеконкурсную программы только начат.
По плану программа фестиваля будет выглядеть так:
- национальная конкурсная программа, демонстрирующая подборку неигровых полнометражных лент;
- секция внеконкурсных хитов;
- фокус Украина;
- фокус Украина в мире;
- секция индустриальная: мастер-классы, воркшопы, панельные дискуссии, круглые столы (будет происходить и за пределами Украины).
«Уже идут переговоры с несколькими командами фильмов, которые мы хотим показать в той или иной секции фестиваля. Переговоры продолжаются как с международными, так и с украинскими командами», – говорит директор.
Большинство лент, которые будут представлены в этом году, украинские. Документальные и игровые. Отдельное внимание будет уделено фильмам, снятым иностранцами об Украине. Уже точно известно, что будут фильмы из Франции и Дании, но к осени, уверена Евгения, таких лент будет больше. Например, пару дней назад появилась информация, что Кейт Бланшетт спродюсировала фильм о бомбардировках Харькова. Лента называется Ukraine: Life Under Attack: Dispatches, и она уже есть в свободном доступе.
«Фильм должен иметь актуальность. Харьков сейчас находится под постоянной бомбардировкой. И нужно обращать на это внимание не только в Украине, но и за рубежом, – уверена Кригсхайм. – Именно такие ленты мы будем искать в других странах».
В целом же, по мнению основательницы Kharkiv MeetDocs, после 24 февраля 2022-го документалистика станет важнее художественного отображения того, что происходит на Востоке Украины. И не только на Востоке: «Через документальное кино мы погружаемся в события, происходившие не только с нами, но и с нашими семьями. Каждый будет чувствовать себя частью той масштабной документалистики, которая снимается сейчас в Украине».
Что же касается международного сообщества, то Кригсхайм констатирует определенное понижение интереса к нам. «Я наблюдаю за новостями в Германии, где война в Украине уже не занимает первое место. И это именно маркер того, что мы не должны переставать говорить о происходящем. И говорить громко – митингами, демонстрациями, перформансами. Необходимо продолжать продвигать идею бойкотирования российской культуры. Культурная дипломатия не должна сбавлять обороты, а, наоборот, увеличивать их, ведь война становится обыденностью». Поэтому целью нынешнего фестиваля является продолжение этого диалога, в частности, на площадках международных фестивалей. Но не только: «Сейчас уже исчезает фаза горячих репортажей. Снимаются фильмы по темам, которые будут еще долго актуальны в нашем обществе: тема беженцев, проблема восстановления Украины, проблема ПТСР. И то, о чем будут снимать после нашей победы, – также тема нынешнего фестиваля на зарубежных площадках».