Инновации движутся вперед и все глубже проникают в нашу повседневную жизнь. Одна из таких инноваций – искусственный интеллект – в этом году стала настолько популярной, что Collins Dictionary признал словосочетание AI (artificial intelligence) словом года. И очевидно, если программы и сервисы с применением ИИ доступны каждому, у кого есть интернет, то в крупных компаниях AI-инструменты используют во множестве процессов. Как именно – рассказали спикеры панельной дискуссии «Будущее здесь и сейчас. Украинский опыт применения AI и других технологических инноваций в контент-индустрии», состоявшейся в рамках KMW 2023. Участие в разговоре приняли руководитель департамента исследований и инноваций FILM.UA Group, арт-директор FILM.UA Design Евгений Санников, главный операционный директор Starlight Media Виталий Гусев и директор по продукту MEGOGO Егор Яроцкий. Модерировала дискуссию управляющий партнер Havas Village Наталия Морозова.
Чтобы задать разговору соответствующий тон, Морозова спросила у присутствующих в зале, кто уже пользуется искусственным интеллектом в повседневной жизни. 50% гостей утвердительно подняли руки. От наглядной демонстрации проникновения AI-инструментов модератор сразу перешла к одному из самых больших страхов в этом контексте: «Мне очень нравится фраза, что искусственный интеллект не заберет у вас работу – работу заберут люди, которые будут знать, как применять искусственный интеллект». А затем – задала спикерам самый главный вопрос: как именно их компании используют технологии AI и какого прогресса достигли в этом.
«Мы строим целую инфраструктуру инструментов искусственного интеллекта в соответствии с прикладными, креативными или бизнес-задачами, стоящими перед нами, – рассказал Виталий Гусев. – Спектр применения максимально широкий. Начнем с того, что наши дивизионы используют искусственный интеллект для протоколирования встреч, мы используем сгенерированные искусственным интеллектом вижуалы в наших сайтах, а в социальных сетях новости зачитывают ведущие, также сгенерированные ИИ».
Он также отметил, что 4–5 месяцев назад Starlight Media провела обучение для 300 сотрудников, познакомив их с инструментами искусственного интеллекта. Каждая лекция была посвящена отдельной тематике использования ИИ и конкретным инструментам для этого.
В качестве примера практического применения технологии в создании эфирного контента Гусев упомянул рекламный ролик для Национального банка Украины, сгенерированный с помощью искусственного интеллекта:
Также его команда завершает работу над серией роликов, которые будут сгенерированы «в копродакшене» с искусственным интеллектом. Сценарии для этих видео пишутся людьми, но стилистическое выравнивание, генерация вижуалов и их оживление уже будет происходить с использованием различных инструментов ИИ. Кроме того, Starlight Media использует инструменты AI для анализа просмотров и спроса контента за рубежом. «Благодаря этому мы поняли, в какие диджитальные направления создания контента для иностранных аудиторий можем идти. Какой контент из текущей библиотеки нам стоит адаптировать и каким именно образом», – добавил Гусев.
В начале разговора присутствующим было продемонстрировано вдохновляющее видео о контенте, который создает FILM.UA Group с помощью искусственного интеллекта:
Поэтому модератор попросила Евгения Санникова прокомментировать ролик. Руководитель департамента исследований и инноваций отметил, что настоящие чудеса случаются на пересечении инновационных технологий: AR, VR, AI. И выделил три магистральных направления, которыми занимается FILM.UA: face swapping (замена лица), генерация текста, генерация изображения и видео. Кроме того, команда Санникова использует в работе игровые движки, студии виртуального продакшена и 3D-сканирование.
«Есть много примеров, когда искусственный интеллект сочетается с чем-то еще. Например, в видео есть пиксельная компьютерная игра, где «математика» была сделана в игровом движке, персонаж дорабатывался вручную, а фоны современного Киева сгенерированы с помощью Midjourney», – пояснил Санников. Также он рассказал о кейсе документального проекта о восстановлении украинских городов: «Наш дрон летал над разрушенным Ирпенем и над Гостомелем, мы сканировали «Мрію». Затем искусственный интеллект дорабатывал те части 3D-модели, которые дрон не видел, и они имплементировались в игровой движок Unreal Engine и студию виртуального продакшена. То есть я хочу подчеркнуть, что наиболее крутые вещи случаются на пересечении различных технологий».
Далее слово перешло к Егору Яроцкому: «Во-первых, мы используем генеративные и текстовые AI для улучшения рекомендательных систем MEGOGO – чтобы понять, может ли это быть качественным дополнением, которое будет влиять на просмотры. Могу сказать, что сегодня это работает неидеально. То есть ChatGPT пока не может идеально рекомендовать контент под каждого. Мы также делаем дополнительного ИИ-ассистента, который в теории будет помогать решать эту проблему», – начал ответ Яроцкий.
Также его компания использует генеративный AI для формирования контентной ленты. Но и это пока работает неидеально. «То есть у редакторов еще есть немного времени, чтобы делать это самостоятельно», – пошутил директор по продукту.
Кроме того, MEGOGO привлекает AI к операционной деятельности. Например, дизайнеры изготавливают более 9 тысяч креативов в месяц, и инструменты на базе ИИ помогают им тратить меньше времени на работу.
«Фактически все сегодняшние ИИ на этом этапе развития могут вам многое дать с точки зрения экономии времени. Искусственный интеллект не может заменить человека, но он может помочь. Поэтому сегодня, пожалуй, главный фактор использования и интегрирования AI в любые процессы – это уменьшение времени на операционную деятельность. Так у вас появляется больше времени для креативности и принятия вариативных решений, – подытожил спикер.
Далее Наталья Морозова поинтересовалась, могут ли спикеры указать хотя бы приблизительно, насколько удалось оптимизировать работу людей по сравнению с ситуацией пять лет назад.
Егор Яроцкий отметил, что на сегодня искусственный интеллект еще не является фактором, который существенно экономит время и ресурсы. Впрочем, уже через год AI может высвободить примерно 50% времени из операционной деятельности. Спикер также отметил: главная проблема заключается в том, что большинство просто не готово к постоянному использованию инструментов искусственного интеллекта.
В свою очередь Евгений Санников отметил, что в его компании искусственный интеллект смог ускорить рабочие процессы примерно в десять раз. «Например, недавно мы собирали тестовые диджитал-изображения того, как делать борщ. И пожалуй, реальные съемки этого всего стоили бы где-то $30 тыс. А с генерацией изображений это заняло всего неделю времени», – рассказал спикер.
«У меня будет двойной ответ, – начал издалека Виталий Гусев. – Во-первых, не всегда релевантно так сравнивать, поскольку то, что сейчас делает искусственный интеллект, является чем-то совершенно новым. Это нельзя сравнить с тем, что было создано ранее. Сейчас эти инструменты не приводят к радикальным экономическим эффектам. Мы скорее экономим время, инвестируя часы работы наших специалистов в другие новые задачи. Однако у нас нет такого, что специалист полностью высвободился из-за интеграции какой-то системы искусственного интеллекта». Впрочем, Гусев привел пример Bloomberg, где треть редакторов получила больше времени, поскольку был интегрирован искусственный интеллект, способный анализировать финансовую отчетность, готовить стейтменты, прогнозировать и так далее. И оптимистично отметил: если у них это получилось, то Starlight Media удастся реализовать подобное еще лучше.
Модератор выделила следующие вопросы: с чего начать внедрение искусственного интеллекта в компанию и как научить сотрудников использовать AI-инструменты в повседневной жизни?
По мнению Евгения Санникова, нужно учитывать три фактора: время, экономическую составляющую и самое главное – AI должен делать что-то недоступное. «Например, недавно мы тестировали новую технологию, она называется Splitting Gaussian – даже перевода еще нет. Нам удалось вытянуть 3D-модель здания в разрушенном Мариуполе из не принадлежащего нам видео, потому что мы не можем там летать на дронах. Мы смогли реконструировать эту модель, покрутить ее». По мнению Санникова, для компании было бы идеально иметь R&D-отдел, но это дорого. Более того: нужны программисты, которые должны понимать процесс контент-мейкинга и особенности продакшена, а таких людей почти нет.
«Например, в гейм-индустрии есть очень сильные R&D-центры. Если бы наша индустрия коллаборировалась с гейм-индустрией, с IT-сферой и пользовалась их достижениями, мне кажется, это было бы очень круто», – подытожил Евгений. Ну а в контексте вопроса об обучении сотрудников Санников предложил популяризировать AI с помощью лекций для топ-менеджмента, создания дайджест-репортов или ведения тематических телеграм-каналов.
Егор Яроцкий отметил, что в его компании также есть R&D-команда, которая анализирует те или иные кейсы и думает над внедрением потенциально новых технологий. Но он также добавил, что инициатива должна исходить от руководителей. Кроме того, нужно четко понимать, какую именно проблему должны решить инструменты AI – тогда работать с новыми технологиями будет легче.
Последний блок разговора посвятили перспективам дальнейшего развития искусственного интеллекта. Яроцкий использовал сравнение с эпохой, когда люди переходили от пара к электронике: «Но разница в том, что сами изобретатели этой технологии просят государства и мировые сообщества регулировать их, чтобы они могли дальше развиваться. Потому что с точки зрения возможностей и динамики может стать немного страшно».
Еще одно сравнение от Яроцкого касалось интернета: сначала там был текст, далее появились картинки, потом – аудио, позже пошло видео. История развития искусственного интеллекта может повториться по примерно такому сценарию, «только это займет уже не десятилетия, а годы».
Виталий Гусев отметил, что интереснее прогнозировать изменения за десятилетия, ведь в ближайшие пару лет будет наблюдаться просто смена экономических моделей, бизнесов. И по его мнению, наберут еще большую ценность вещи, созданные людьми.
Евгений Санников напоследок поделился самыми свежими новостями об AI. Он рассказал, что мировое сообщество очень возбудило известие, что Microsoft нанимает профессионалов по строительству сверхмалых ядерных реакторов для своего дата-центра. Другая новость была о посте одного из топов OpenAI, Андрея Карпаты (Andrej Karpathy), о будущем операционных систем: «По сути, это будет организм, генерирующий сам себя, даже на телефоне. Не будет постоянных приложений, структуры операционных систем. Все будет генерироваться на ходу», – заинтриговал Евгений. Но это еще не все: «Я слежу за научными публикациями о генерации изображений и видео с фМРТ (функциональная магнитно-резонансная томография), когда с мозга человека снимается сигнал и генерируется изображение. Два месяца назад они начали генерировать картинку с мыслей, две недели назад уже была генерация видео, а вчера я читал новость, что они добились превращения в картинку текста из головы читающего книгу человека. Конечно, валидность исследований необходимо проверять, но в принципе это существует. И, помня о сверхмалом ядерном реакторе, можно спрогнозировать, где мы будем», – еще больше удивил присутствующих Санников.
На этом модератору Наталье Морозовой осталось только напомнить, что AI не заменит людей, но люди, изучающие AI и умеющие им пользоваться, заменят людей, которые этого не делают.