С 11 по 13 декабря в Киеве в кинотеатре «Синема Сити» (ТРЦ Ocean Plaza) прошел Зимний кинорынок Одесского международного кинофестиваля. Рассказав вам о презентациях украинских фильмов, панельных дискуссиях и других мероприятиях форума, мы хотели бы поговорить и о технической стороне. А именно - о третьем дне кинорынка, посвященном сфере обслуживания кинотеатров и компаниям, в ней работающим: «КиноСвит Диджитал», «Синема-Некст Украина», «Реал Кино» и «Кинопрокат Украина».
Лампы vs лазеры
Большинству кинозрителей наверняка не особо понятно, что это за лампы да лазеры. Если картинка четкая, а цвета насыщенные, то разницы никто и не заметит. Но для кинотеатра они крайне важны, поскольку дело не в картинке, а в деньгах. Если кинотеатр действительно занимается бизнесом, то финансовый вопрос стоит на первом месте.
Для непосвященных отмечу, что много лет в украинских кинотеатрах преобладали ламповые проекторы, тогда как лазерные стали появляться на рынке в первой половине 2010-х. Лазер лучше передает цвета, повышает контрастность картинки и - вероятно, самое главное для кинотеатров - не требует замены ламп, имеющих определенный срок выработки. При должном обслуживании ламповый проектор может работать годами, но так называемый стабильный поток света (DCI) лампа все же не способна выдавать долго. А значит, качество картинки будет ухудшаться. Лазерный же проектор выдает стабильный поток света (индекс long-term brightness stability) гораздо дольше.
Так, например, Ольга Трифонова, менеджер по развитию компании Cinionic, представила (по словам присутствующих, очень противоречивую) презентацию со сравнительными характеристиками потока света у ламповых проекторов и лазерных от компаний Barco, Christie и NEC.
Как видно на слайде, ламповые проекторы - косые полосы оранжевого цвета - «сдаются» очень быстро. Лампы регулярно приходится менять.
Андрей Никифоров из «РеалКино» посмотрел слайд, послушал Трифонову…
…и возмутился
По словам Никифорова, NEC сильно «обидели», значительно занизив показатель стабильного потока света. «Почему NEC идет сразу после ламп и по такой кривой? NEC не уступает Barco и Christie», - отметил он. Трифонова парировала тем, что «не нашла другой информации на официальном сайте «Реал Кино».
Ольга Трифонова защищает достоверность своих данных
Если абстрагироваться от вопроса конкуренции, то в целом Трифонова назвала сразу четыре причины, почему лазеры лучше ламп. Это более высокая энергоэффективность (высокий показатель стабильного потока света), простота использования (не нужно менять лампы), более высокое качество картинки, а также экологичность.
Последний момент стоит рассмотреть отдельно. Считается, что лампы от проектора нельзя просто выбросить, а обязательно следует утилизировать в специальных местах. В действительности же, как было отмечено несколькими присутствующими (в том числе и представителями NEC), лампы никакой опасности не несут - их просто нужно сортировать по типу материала. По крайней мере обратного научными исследованиями не доказано. Однако в ЕС, как говорит Трифонова, выбрасывать лампы запрещено. «Этого достаточно», - резюмировала она.
Немного о самих лазерах…
Лазерные проекторы бывают двух основных типов - фосфорные и так называемые RGB.
Фосфорные дешевле, потому что предполагают наличие лазеров двух или только одного цвета: с помощью фосфорного колеса удается разложить луч на весь спектр цветов и отображать на экране полноценную картинку. Используются голубой лазер или же сочетание голубого и красного. Кто-то отметил, что зеленый не используют, ведь он дороже. На что Никифоров ответил - причина не в дороговизне, а в том, что зеленый не дает полного спектра цветов при прохождении фосфорного колеса. Проще говоря, зеленый - лишний.
RGB же подразумевает использование лазеров трех цветов. Собственно, его название - это сокращение от Red (красный лазер) + Green (зеленый) + Blue (голубой). RGB дороже фосфорных, но его картинка считается более яркой, контрастной и насыщенной.
…и ретрофитах
Случается так, что операторы кинотеатров не имеют возможности сразу заменить ламповые проекторы на лазерные, однако хотят улучшить картинку и сократить затраты в дальнейшем. Тогда на помощь приходит ретрофит - переоборудование лампового проектора в лазерный. В таком случае проектор разбирают, удаляют ламповую систему, а на ее место устанавливают лазерную RGB+ (заменяют и систему охлаждения).
Как пример - переделанный ламповый Barco:
Интересно, что Александр Максимов, представлявший «Синема-Некст Украина», обратил внимание на наличие в ретрофитах компании Cinionic RGB+ фосфорного колеса - хотя кодировка RGB уже предполагает наличие лазеров всех трех цветов и колесо, по сути, не нужно. На вопрос Никифорова, зачем же колесо, ответила Трифонова, заявившая: «Так удобнее». С другой стороны, отмечалось, что фосфорное колесо крайне редко выходит из строя, поэтому переживать за дополнительный расходник не нужно.
Окупаемость
Когда оператор кинотеатра планирует переходить с ламповых на лазерные проекторы, то, конечно, первым делом думает о затратах. Никифоров решил пролить немного света на данный вопрос.
Если суммировать еще и потребление электроэнергии, то выйдет следующая картина:
Впрочем, как справедливо отметили присутствующие, расчет не совсем правильный, ведь наработка ламп в год составляет не 3 650 часов, а в среднем в полтора раза больше. Причина проста - в день проектор гоняют не 10 часов, а 15. Соответственно, и затрат больше, и окупаемость быстрее.
Хотя на американских форумах, где делятся опытом работы в кинотеатрах, отмечают, что лампы меняют в среднем раз в месяц-два. Но в летний и зимний сезон - даже чаще, ведь релизов больше и, значит, больше и показов. Соответственно, это не 4,5 лампы в год, а куда больше.
Техобслуживание
Без обслуживания кинооборудования далеко не уедешь - точнее, много не покажешь. В среднем проектор каждого из залов кинотеатра работает по 15 часов в сутки (о чем говорилось выше). Серьезная поломка в киноаппаратной по недосмотру обсуживающего техника может вылиться в серьезное недополучение дохода (и, соответственно, прибыли) кинотеатром. Достаточно представить, что, например, зал рассчитан на 100 человек, а сорваны 3 показа. Даже при 70%-ной заполняемости зала, то есть 70 человек на каждый сеанс, выходит - деньги не получат с 210 посетителей. При средней стоимости билета в 100 грн - это 21 тыс. грн. Как говорится, на ровном месте.
Как отмечает Константин Буровков, на украинском рынке кинотеатров наблюдается не очень хорошая тенденция: все чаще вместо киномехаников-инженеров на работу приходят операторы. Последние умеют записывать контент, создавать плей-листы, запускать показ… Но они не знают, как обслуживать оборудование. Люди ротируются и не передают друг другу информацию о том, какое ТО проводили, что следует сделать и когда именно. «Мы часто слышим, что аппаратуру не чистят, потому как не знали, что нужно чистить», - говорит Буровков.
Александр Чинкин, руководитель сервисного отдела «КиноСвит Диджитал», также подметил: неисправности возникают постоянно, и все об этом знают. Речь, впрочем, идет не о крупных поломках, но хватает «по мелочи».
ТО и безопасность
По словам Александра Чинкина, чаще всего необходимо чистить фильтры - такое техобслуживание (ТО1) проводят в среднем раз в 30 дней. Хотя для проекторов Christie чуть реже.
ТО2 - раз в 90 дней проводится чистка самого проектора от пыли и грязи.
ТО3 - раз в год - полная разборка проектора, чистка всего, что внутри, включая блок матриц.
Наконец, реже всего - раз в 4-5 лет - осуществляется так называемое ТО4, когда полностью разбирается и чистится проектор, заменяется засос, охлаждающая жидкость, а также система обдува лампы, которая очень сильно нагревается во время работы.
ТО кинопроекторов - дело серьезное. И Александр Чинкин на презентации тоже серьезен
Отдельно Чинкин обратил внимание на то, что в киноаппаратной должно быть максимально чисто, никакого хлама. Последний собирает пыль, и это, естественно, нежелательно для кинопроектора. Кроме того, может негативно отразиться на технике безопасности - что-то стоит или лежит в неположенном месте и может помешать адекватно среагировать на неисправности. Необходимо соблюдать расстояние и высоту до источника лазера, не приближаться к проекционному окну, когда включен проектор. Должны стоять предупреждающие таблички с описанием ограничений. Что касается 3D, то необходимо использовать системы с активными очками или поляризаторами.
«Фишки» для кинотеатров
Речь идет о приспособлениях, облегчающих жизнь операторам кинотеатров, а без некоторых создать кинозал вообще не представляется возможным. Так, например, частные лица преобразуют в залы помещения, где нет смежного пространства под киноаппаратную. В этом случае проектор просто некуда ставить - и на помощь приходит кинолифт: специальный бокс, куда вставляется проектор и который поднимается под потолок самого зала. Для доступа инженера или оператора бокс легко опускается вниз.
Также кинотеатрам советуют устанавливать системы мониторинга NOC - они в режиме онлайн отслеживают работу киноаппаратуры и подсказывают оператору о наличии каких-то неполадок или даже намеков на них. Например, если отмечается тенденция роста температур ламп, то система выдаст подсказку проверить фильтры - возможно, их давно не чистили.
Новинки
Чинкин презентовал процессор Dolby CP950. В оригинале он поддерживает до 16 звуковых каналов, однако при должном усовершенствовании может расширить поток до 64.
Также он показал новый модуль Barco RMxK Retrofit Kit от Cinionic, который, как уже писали выше, легко превратит ламповый проектор в лазерный (с фосфорным колесом). Подходит для проекторов Barco линейки S, C и B. Вопрос, как обычно, лишь в деньгах.
Также «Кинопрокат Украина» представила звуковую систему MAG. Но Dolby (5.1 и 7.1) с ней не особо «дружит», поскольку использует больше устройств:
Соответственно, MAG для кинотеатров дешевле, а звук, по заверениям представителя «Кинопрокат Украина», ничуть не уступает. Важный нюанс - система полностью украинского производства и, например, уже установлена в одном из крупных кинотеатров в Южной Корее.