Одной из отечественных медиасфер, максимально оперативно отреагировавших на нужды военного времени, стали digital-площадки: в первые же дни войны они предложили ряд контентно-технических решений для помощи украинцам, а затем подключились ко множеству волонтерских проектов – от помощи беженцам до закупок для армии и больниц. О работе в условиях военного положения и влиянии войны на поведение зрителей мы поговорили с крупнейшими украинскими ОТТ-сервисами (MEGOGO, OLL.TV, SWEET.TV, «Київстар ТБ», Volia TV) и VoD-платформой Takflix, которая занимается исключительно украинским кино.
Информационный фронт, образование и антистрессовый футбол
Уже 24 февраля, когда большинство украинских телеканалов отменили свои привычные сетки, сосредоточившись на информационном вещании, ОТТ-платформы начали открывать свободный доступ к ним, чтобы украинцы могли смотреть новости из проверенных источников без подписок и регистраций. В медиасервисе MEGOGO в список таких каналов входили ICTV, «1+1», «UA: Перший», «Украина 24», «5 канал», «24 канал», «Рада», «Интер», УНИАН ТВ, а также международный BBC World News; у платформы OLL.TV – более 30 общеукраинских и региональных телеканалов; у Volia TV – 22 украинских канала; у SWEET.TV – общенациональные «1+1», «Новый канал», ICTV, СТБ, «Украина» и «Украина 24»; у «Київстар ТБ» – новостные каналы, а также на платформе появился раздел «Новости», в котором пользователи могут найти телевизионные сюжеты о главных событиях и практические советы во время войны.
Учитывая, что одной из первых целей обстрелов со стороны россии стали телевышки, из-за чего в некоторых регионах временно исчезало эфирное телевещание, доступ к телеканалам на ОТТ-платформах (конечно, при наличии интернета) стал одним из действенных инструментов информационной безопасности. Кроме того, вместе с Министерством цифровой трансформации Украины медиасервис MEGOGO создал «Дію TV» – раздел в приложении государственных услуг «Дія», предоставляющий оперативные новости через интернет даже при отсутствии ТВ-сигнала.
Не забыли платформы и о том, что помогает зрителям бороться со стрессом. Например, MEGOGO и «Київстар ТБ» открыли доступ к детскому контенту (мультфильмы, фильмы, аудиосказки), OLL.TV – к дыхательным упражнениям, медитациям и другим практикам, помогающим справиться с паникой и накопить силы. Более того: MEGOGO сделал бесплатным весь контент на собственных каналах «MEGOGO Футбол» и вместе с Volia TV транслирует матчи Лиги чемпионов в открытом доступе. «Мы считаем, что во время войны все финансовые факторы должны уходить на задний план, – комментируют в Volia TV. – Решение об открытом доступе к трансляциям футбола было принято совместно с MEGOGO. Мы руководствовались тем, что даже в такие времена людям нужно как-то отвлекаться от новостей о войне и получать хоть какую-то порцию положительных эмоций. Эти эмоции может дать просмотр матча любимой команды».
Все ОТТ-сервисы вместе с украинскими телеканалами транслировали международный благотворительный телемарафон Save Ukraine – #StopWar, объединивший практически весь мир, собрав более 50 участников и более 40 млн грн благотворительных взносов
Все пять ОТТ-сервисов присоединились к инициированному министерствами образования и культуры образовательному проекту «Навчання без меж», в рамках которого транслируются видеоуроки для школьников. MEGOGO вместе с ЮНИСЕФ и Министерством образования и науки запустил десткий онлайн-садик с развивающими видеозанятиями для детей 3–6 лет. «Київстар ТБ» открыл раздел «Образование», который постоянно пополняется контентом для изучения иностранных языков, IT, финансовой грамотности и т. д. В онлайн-кинотеатре Takflix к кино также подошли с образовательно-просветительской точки зрения: «С началом войны мы сделали бесплатный доступ к большому количеству контента, – говорит основательница платформы Надежда Парфан. – В первую очередь это касается фильмов о первой фазе российско-украинской войны, начавшейся еще в 2014 году. Мы существенно пополнили свою библиотеку, выложили много просветительских лент, в частности с расчетом на иностранную аудиторию, чтобы объяснять контекст. Особенно это касается качественного документального кино, с помощью которого можно противодействовать российской пропаганде и в целом принимать участие в войне на информационном, культурном и кинофронтах».
Отказ от российского контента
С первых дней войны MEGOGO, «Київстар ТБ» и Volia TV удалили российский развлекательныий контент из своих библиотек, а платформа OLL.TV прекратила сотрудничество с российскими сервисами Amediateka и IVI, предоставлявшими доступ к международному контенту, адаптированному на русском. «Контент российского производства составлял примерно 10% общего объема, и кое-что пользовалось спросом, – рассказали нам в «Київстар ТБ», – но в топ-позициях на платформе по количеству просмотров всегда был контент больших киностудий (Paramount, FOX, Warner Bros., Columbia Pictures, Universal) и украинского производства («Крепостная», «Скажене весілля», «Сваты» и т. д.)».
Впрочем, OLL.TV удалось сохранить сериалы HBO, CBS, Showtime и ряда других западных производителей в своей библиотеке
Кроме того, компания «Датагруп-Volia» отказалась от программного обеспечения российской компании Dr.Web в работе своих сервисов, а MEGOGO вышла с российского рынка, отозвав свою франшизу: «Официально подтверждаю, что MEGOGO как разработчик программно-аппаратного комплекса прекратил сотрудничество с компанией, предоставлявшей услуги под брендом MEGOGO в россии. В настоящее время медиасервис там не работает», – говорит Владимир Боровик, основатель и СЕO медиасервиса. Конечно, такое решение компании повлекло за собой немалые финансовые потери, поэтому в начале апреля MEGOGO объявила о создании нового бизнес-юнита – MEGOGO Outsourcing. Компания предлагает свои услуги внешним клиентам в сферах ІТ, live-трансляций, производства контента, маркетинга, борьбы с пиратством и т. д.
Украинский контент – в топе
Подробной аналитикой аудиторных изменений ОТТ-платформы не делятся, поскольку война продолжается, и любые выводы могут быть преждевременными. Впрочем, некоторые изменения все же отмечают. «В регионах, где были повреждены телевизионные вышки, произошло небольшое увеличение аудитории, ведь возможность смотреть каналы через интернет-сигнал оставалась. Почти во всех регионах существенно снизилась продолжительность смотрения, – комментируют ситуацию в MEGOGO. А в «Київстар ТБ» добавляют, что наблюдается перераспределение устройств, с которых пользователи потребляют контент. Все сервисы отмечают, что фокус зрительского внимания сместился на просмотр новостей, на втором месте – мультфильмы и детский контент. «На втором месте лидировавший в мирное время контент – детский. Война войной, но если дома дети, то их нужно чем-то занять. И огромная библиотека мультфильмов, присутствующая на платформе, для этого идеально подходит», – объясняют в Volia TV.
Интересными наблюдениями об аудитории Takflix делится Надежда Парфан: «Просмотры выросли, и это было очень неожиданно. Преимущественно потому, что в первую неделю вторжения показатели, наоборот, упали. А нужно понимать, что февраль – это такое время, когда кино в онлайне смотрят хорошо. Впрочем, даже 24 февраля были люди, смотревшие фильмы, например «Мої думки тихі», – меня это очень удивило. А потом мы существенно изменили нашу коммуникационную стратегию: проделали много работы с бесплатным контентом, позаботились об англоязычной коммуникации и привлекли инфопартнеров (в частности, о нас дважды написали The Guardian). Это увеличило общее количество посетителей сайта, зрителей и покупателей билетов – то есть все показатели выросли. Точных цифр я, к сожалению, сказать не могу, но в марте против февраля рост был примерно на уровне 40–50%.
География также изменилась. Раньше иностранная аудитория составляла примерно 25–30%, а сейчас – 50%. С одной стороны, мы начали активнее работать в этом направлении (ведем коммуникацию на двух языках, переводим на английский все посты в соцсетях, у нас есть команда native-спикеров, помогающая с этим). Кроме того, доступного для иностранцев контента стало больше. У нас и сейчас остаются фильмы, которые могут посмотреть только зрители из Украины, но их меньшинство – это преимущественно свежие ленты, которые раньше иностранные пользователи или смотрели на других площадках, или ждали. Теперь же есть большое количество бесплатного и, главное, релевантного по теме контента, поэтому доля иностранных пользователей увеличилась».
Для кого-то украинская комедия «Мої думки тихі» стала спасительным контентом в первый день войни
В SWEET.TV также отмечают существенный рост показателей просмотров украинских фильмов в первые недели войны. «Люди смотрели патриотическое кино и успокаивали детей анимационным контентом, – говорит директор платформы Александр Резунов. – Зрители активно смотрят и новые украинские фильмы («Зірки за обміном», «Де гроші?»), и уже знакомые ленты последних лет: «Мої думки тихі», «Кіборги», «Черкаси». Также увеличилось количество просмотров образовательного контента, доступного в разделе «Обучение»: курсы по изучению языков, информационной гигиене, контент о культуре и истории Украины и т. д.».
20 апреля на платформах Takflix, OLL.TV, MEGOGO, «Київстар ТБ» и 1+1 video состоялась онлайн-премьера фильма Катерины Горностай «Стоп-Земля», получившего «Хрустального медведя» Берлинале и Гран-при ОМКФ
Если говорить о сериалах, то тенденция стремления к национальному контенту сохраняется и здесь. Об этом, например, свидетельствует перечень проектов с наибольшим количеством просмотров, который предоставил сервис «Київстар ТБ»: девять из десяти сериалов в нем – украинского производства («Сваты», «Ходячие мертвецы», «Крепостная», «Козырное місце», «С кем поведешься», «Джек & Лондон», «Ангелы», «Славяне», «Плут», «Моя улюблена Страшко»).
Для украинцев, временно выехавших за границу, платформа «Київстар ТБ» убрала геоблок и добавила возможность авторизоваться с помощью номера телефона любого украинского мобильного оператора. Абоненты SWEET.TV, переместившиеся в другие страны, сохранили свою подписку и получают контент, доступный в тарифе «Международный». MEGOGO открыла свободный доступ к почти двадцати украинским телеканалам для просмотра за границей, Volia TV – к девяти, OLL.TV – к новостному вещателю «Україна 24» и общественному каналу «Перший»
Авто для армии, кино в Исландии и другие волонтерские инициативы
Естественно, национальные платформы, как и другие украинские бизнесы, поддерживают армию и гуманитарные инициативы. К примеру, онлайн-кинотеатр Takflix перечисляет 100% средств от просмотра ленты Романа Любого «Зошит війни» в фонд «Повернись живим», а 50% от подборки фильмов «Маріуполь, я люблю тебе» – на помощь мариупольцам. «Мы как онлайн-кинотеатр договариваемся с партнерами, и такого, чтобы нам кто-то отказал, нет (иногда процесс бывает более сложным и занимает больше времени), – рассказывает Надежда Парфан о работе с правообладателями. – Также есть определенный пакет контента, где правообладателем являюсь лично я как продюсер или права принадлежат дружественным компаниям, к которым я причастна как сопродюсер или соучредитель. В таких случаях мы можем самостоятельно решать вопросы монетизации. Это, например, подборка «Маріуполь, я люблю тебе», где я спродюсировала три из четырех фильмов, фильм «Співає Івано-Франківськтеплокомуненерго», с продюсером которого у меня личные отношения (речь об Илье Гладштейне, режиссер ленты – Надежда Парфан. – МВR), а также еще ряд фильмов, к которым мы так или иначе причастны».
Лента «Зошит війни» – не единственный пример помощи. Во время просмотра бесплатных фильмов на Takflix платформа предлагает зрителям внести благотворительный вклад в фонд «Повернись живим»
Еще одно направление онлайн-кинотеатра по аккумуляции ресурсов – благотворительные кинопоказы. «На уровне компании у нас очень мощное, время- и трудоемкое направление благотворительных кинопоказов, – говорит основательница Takflix. – Мы договорились о возможности сублицензирования (предоставляем права на публичную демонстрацию и техническое файловое сопровождение), обеспечиваем фильмокопии и консультируем организаторов по проведению мероприятий. За два месяца таким образом провели множество благотворительных показов по всему миру – например, были ивенты в Южной Африке, Гане и Исландии. 100% этой работы является волонтерской, а собранные средства мы переводим на разные инициативы (с промежуточным отчетом можно ознакомиться здесь). Стараемся реагировать на точечные запросы, не покрываемые большими фондами». Также платформа работает как сейлз-агент для украинских фильмов, но об этом мы расскажем чуть позже в большом материале о дистрибуции.
ОТТ-пратформа SWEET.TV помогает общественной организации «Союз ветеранів України» собрать 404 645 евро на покупку 19 бронированных авто и 60 спутниковых телефонов для защитников Украины (с начала войны уже было приобретено и передано 9 автомобилей и 15 телефонов), работает с больницами по срочным закупкам, предоставляет гражданские автомобили для нужд ТРО и ВСУ, а также передает ВСУ топливо для заправки техники.
Компанія «Датагруп-Volia», в которую входит платформа Volia TV, усовершенствовала собственную бонусную систему «Volia Бонус», чтобы абоненты могли перечислять накопленные бонусы в поддержку армии (только за первые недели войны по этой системе было переведено более 200 тыс. грн на нужды ВСУ); подключила к бесплатному интернету более 350 гражданских бомбоубежищ и несколько гуманитарных центров; кредитует абонентов, у которых нет возможности платить за услуги, а в первые дни внесла 50 млн грн авансового платежа налогов для поддержки финансовой системы страны.
На главной странице MEGOGO размещены реквизиты фондов, собирающих средства на нужды армии и помощь детям. Меж тем 766 сотрудников компании работают, в том числе из бомбоубежищ, чтобы поддерживать жизнедеятельность платформы и всех ее проектов
Волонтерской деятельностью занимаются отдельные сотрудники платформ – от сбора средств для помощи беженцам до участия в IT-войске и пошива плитоносок.