С начала года Совет по господдержке кинематографии провел уже три заседания: о результатах первого я рассказывала вот здесь, а еще о двух (26 января и 10 февраля) поговорим сегодня. И начнем с новых экспертов профильных комиссий, набираемых отдельно, чтобы дополнить указанные категории.
В категории «Игровые полнометражные фильмы и телевизионные фильмы для широкой зрительской аудитории» наибольшее количество голосов получили Ирина Заря и Екатерина Третьякова.
В категории «Игровые/неигровые, документальные, телевизионные сериалы для широкой зрительской аудитории» - Андрей Рай, Денис Калюжный и Анатолий Максимюк.
«Неигровые документальные полнометражные фильмы» – Виктория Водка и Дмитрий Суханов.
«Авторские игровые/неигровые фильмы, фильмы-дебюты, короткометражные фильмы» - Юлия Ковтун, Андрей Рай и Виктория Водка.
«Анимационные фильмы, телевизионные сериалы, телевизионные фильмы» - Александр Шпилюк, Дмитрий Суханов и Анна Галицкая.
«Фильмы, создаваемые в международной копродукции» - Андрей Рай, Екатерина Третьякова и Ирина Заря.
Переходим к интересным кейсам. Лента «Последний наемник», что создавалась для платформы Netflix и должна была стать первым фильмом, который получит в Украине кэш-рибейт, до сих пор блуждает по бюрократическим инстанциям, хотя премьера состоялась еще летом 2021-го. Одним из условий получения денег (25% средств, израсходованных съемочной командой в Киеве) является прохождение культурного теста, и по предварительным выводам по его прохождению в Совет обратилась компания Forecast pictures (французский производитель), которую представляла гендиректор Star Media Ольга Пантелеймонова. Впрочем, получить желаемое не удалось: по словам юриста Совета по господдержке Николая Чиханцова, закон предусматривает возможность предоставления регулятором согласия на прохождение предварительного культурного теста только для тех фильмов, которые снимаются или готовятся к производству. А фильм «Последний наемник» уже завершен и доступен зрителям на Netflix. Заместитель главы Госкино Юлия Шевчук добавила, что к документам, поданным производителем, есть ряд мелких замечаний.
Ольга Пантелеймонова напомнила, что представление документов на прохождение культурного теста состоялось до завершения производства фильма, как того требует закон. И предложила перенести рассмотрение вопроса на следующее заседание, чтобы лучше проанализировать все юридические аспекты. Тогда Артем Колюбаев назвал вещи своими именами: «Фильм был снят, продемонстрирован и выложен на платформе до того момента, как в Украине в нормальном виде заработал закон о рибейтах». Поэтому Совет не предоставил ленте возможности пройти культурный тест, и пока неизвестно, получит ли «Последний наемник» возврат средств за съемки в Украине. Я продолжаю следить за ситуацией, но перспектив, к сожалению, все меньше.
Все запросы, связанные с популяризацией украинского кино в стране (перед национальными премьерами) и за рубежом, члены Совета удовлетворили - впрочем, ввиду ограниченного бюджета были вынуждены несколько срезать смету претендентов. ООО «Эссе Продакшн Хаус» получило поддержку премьерных показов ленты «Стоп-Земля» в размере 300 тыс. грн (максимальная сумма, которую можно выделить на такие расходы), хотя компания запрашивала 360 тыс. грн. На поддержку премьерных показов комедии «Найкращі вихідні» ООО «Твой лучший фестиваль» также получило 300 тыс. грн (при запросе 450 тыс.), как и ООО «Край Кинема», запрашивавшее 350 тыс. грн на поддержку выхода фильма Олега Сенцова «Носорог», а получило 300 тыс. Премьера криминальной драмы состоится 15 февраля, и я обязательно расскажу вам о ней, а пока настоятельно рекомендую большое интервью с режиссером, сделанное моими коллегами из MBR.
Кроме того, компания Malanka Studios получила 68,5 тыс. грн на популяризацию фильма «Дача», премьерные показы состоятся с 15 февраля по 15 марта 2022-го. По словам продюсера и сценаристки Ольги Гибелинды, все средства, что будут получены от проката, пойдут на нужды центра для онкобольных детей, о котором рассказывает документальная лента. Запланированные в феврале-марте премьерные показы комедии «Сусідка» (ООО «Эф Филмз») поддержаны на 300 тыс. грн, а компания Solar Media Entertainment получила 300 тыс. грн на промо фильма Egregor, стартующего в прокате 10 марта.
Что касается промо за рубежом, то на заседаниях речь шла о двух фильмах, которые будут представлять Украину на Берлинале (длится с 10 по 20 февраля). На участие в кинофестивале фильма «Клондайк», отобранного в конкурсную секцию Panorama, ООО «Кедр фильм» попросило 515 тыс. грн. Как объяснил сопродюсер и оператор ленты Святослав Булаковский, большинство средств должно пойти на публицистику в Европе, ведь фильм рассказывает о крушении самолета МН-17, и создателям важно донести эту тему до как можно большего количества людей. На это члены Совета возразили, что нельзя везти на фестиваль такую большую группу (в том числе пять актеров, кастинг-директор и художник по гриму) за государственный счет, и проголосовали за выделение ровно половины суммы - 250 тыс. грн.
На участие в Berlinale Documentary Award документального фильма «Терикони» ООО «ИнсайтМедиа» попросило 152 тыс. грн - Совет согласовал выделение 130 тыс. грн.
А вот запрос ООО «Артхаус Трафик» о выделении 180 тыс. грн на поддержку украинских фильмов в рамках фестиваля Bridges. East of West Film Days в Брюсселе Совет не поддержал, хотя к показам были отобраны самые успешные ленты прошлого года - «Цей дощ ніколи не скінчиться» Алины Горловой, «Носоріг» Олега Сенцова и «Стоп-Земля» Екатерины Горностай. Члены Совета единогласно проголосовали против без всякого объяснения.
Переходим к финансовой поддержке связанных с кино мероприятий. ООО «Украинский кинофестиваль» получило 64 тыс. грн на организацию Зимнего кинорынка, что состоится 22-24 февраля 2022 года (и о котором я также расскажу вам впоследствии).
ОО «Международный детский кинофестиваль «Кидсмувифест» получила 192 тыс. 250 грн на проект «Киношкола» (Inclusive Cinema School), его в документах почему-то назвали конкурсом. По словам организатора Светланы Погасий, школа будет длиться четыре месяца (с 14 февраля по 31 мая), за которые должна научить две группы подростков - с нарушением слуха и из социально незащищенных семей - снимать кино. Светлана подчеркнула, что главная цель - дать подросткам профессию фильммейкера, чтобы в будущем они могли этим зарабатывать.
А вот благотворительный фонд «Двери», который запрашивал 300 тыс. грн на проведение Дней украинского кино в Гватемале, остался без поддержки из-за сомнительного КПД такого мероприятия.
Коротко о других вопросах:
- производство ленты «Сашенька» (ООО «Синемастудио») продлили до 18 апреля 2022 года из-за болезни режиссера монтажа, а также согласовали использование иностранных языков объемом 1,68%;
- сдачу мультфильма «Сад переїхав» (ООО «Ютопия») разрешили перенести до 10 ноября 2022-го;
- фильма «Тривала втеча» (ООО «Фреш Продакшн Ю Эй») - до 22 июля 2022-го;
- фильмов «Чорнобиль» (ООО «ММД Про») и «7 бажань» (ООО «Кинохит Ю Эй») - до 31 октября 2022-го;
- фильма «Киснева Станція» (ЧП «Цифровая Платформа») - до 15 августа 2022-го (хотя производители просили отсрочить на год - до 31 января 2023 года);
- анимации «Конституція для всіх: і великих і малих» (ФЛП Коваленко Евгений Анатольевич) - до 12 августа 2022-го;
- фильма «Будинок зі скалок» (ООО «Мун мен») - до 1 мая 2022-го;
- фильма «І кожна річка» (ФЛП Моргунец-Исаенко) - до 16 марта 2022-го;
- хронометраж фильма «Будинок зі скалок» (ТОВ «Мун Мен») разрешили увеличить с 86 до 87 минут;
- сериала «Скажені сусіди» (ООО «Прототип Продакшн») - с 600 до 605 минут. А также Совет согласовал использование других языков объемом 1,45%;
- фильма «Найкращі вихідні» (ООО «Твой лучший фестиваль») - с 90 до 95 минут, согласовав использование иностранных языков в объеме 9,84%.
- фильма «На природу» (ООО «Фильм Ю Эй Продакшн») - с 90 до 96 минут;
- фильма «Згасаюче світло» (ООО Омельянов Александр Игоревич) - с 20 минут до 20 минут 54 секунд. Но член Совета Анатолий Матешко предложил продюсеру вырезать последний кадр, «выглядящий искусственно и перечеркивающий все эмоции» - благодаря этому можно было бы избежать увеличения хронометража.
Напоследок - немного о сметах, которые на этот раз уменьшались. Стоимость производства фильма «Коли нам було 15» (ООО «Диджитал Релиджн») сократилась с 17,4 млн до 14,9 млн грн за счет компании-производителя. Такую ситуацию продюсер Наталья Либет объяснила тем, что литовский копродюсер не смог получить финансирование от местного киноцентра, а привлечь партнеров из Латвии и Польши не получилось. Поэтому украинский производитель был вынужден структурировать смету ленты, взяв на себя закрытие 20% бюджета - то есть почти 3 млн. грн.
ФЛП Коваленко Евгений Анатольевич получил согласие на уменьшение сметной стоимости фильма «Один білборд біля цвинтаря» с 1,68 млн до 1,49 млн грн за счет Госкино. Оказалось, что 3 млн грн на премьерные показы были изначально заложены в бюджет, а теперь, поскольку презентации короткометражной ленты проходят онлайн, эти деньги не понадобились.
Получается, понадобилось всего десять лет существования конкурсов Госкино, чтобы украинские продюсеры всех уровней научились думать не только о производстве. Впрочем, пока не буду развивать эту тему - чтобы не сглазить.