Если долго идти по сосновому лесу в районе Вышгорода, можно попасть в еврейский городок (он же штетл), который как будто потерялся во времени и пространстве. Старые дома, кладбище, школа и даже синагога - в наличии все, что нужно для почти безмятежной жизни на Западной Украине в конце первой половины прошлого века, аккурат перед тем, как до этих территорий добралась Вторая мировая война.
Случайный прохожий наверняка удивился бы такой находке, но тот, кто внимательно следит за украинским кинопроизводством, сразу догадается: это масштабная декорация новой картины «ШТТЛ», которую компании Star Media и Apple Tree Vision снимают в копродукции с французской Forecast Pictures. Когда-нибудь сюда обязательно начнут водить туристов, а пока вход разрешен только съемочной группе. Исключение сделали лишь однажды - для журналистов, чтобы подробно рассказать и наглядно показать, как идет процесс. Упустить возможность побывать на экскурсии я не смогла, тем более что в гиды пообещали самого режиссера, француза Эди Уолтера.
Устраивайтесь поудобнее, выключайте мобильные телефоны - добро пожаловать в штетл
Признаться, случайных прохожих я упомянула для красного словца. Добраться до площадки не так-то просто: начинается она вдалеке от дороги, со всех сторон ее окружает лес, а тех, кто все-таки решится идти по бездорожью, наверняка отпугнут муравьи, которых в лесу тысячи. На самой локации, впрочем, этой напасти нет, так что за команду и актеров можете не переживать.
Зато здесь полно людей в нацистской военной форме,
которые при ближайшем рассмотрении выглядят вполне безобидно
Но не обманывайтесь - когда начинается съемка, они превращаются в захватчиков, осуществляющих план «Барбаросса»
О сюжете будущего фильма мы знаем еще со времен Одиннадцатого конкурса Госкино: действие развивается в маленьком еврейском городке в Тернопольской области ровно за 24 часа до наступления нацистов. И если убрать надвигающуюся трагедию, то по сути «ШТТЛ» - это история любви парня по имени Мендель и девушки Юны, которую протагонист хочет выкрасть, прежде чем ее выдадут замуж за другого. Действовать смельчак будет не один, а в компании лучшего друга, украинца Демьяна. И таким ходом авторы хотят напомнить: наши этносы сосуществовали вполне мирно, что бы там ни говорила советская пропаганда.
Придумал все это Эди Уолтер - режиссер и автор сценария фильма. Говорит, вдохновлялся реальными событиями лета 1941 года, когда нацистские войска пересекли границу и разгромили еврейскую общину в городке Сокаль Львовской области. А еще француз задумал снимать картину одним кадром - почти так же, как это делал Сэм Мендес в «1917».
Перед началом экскурсии Эди отвел нас еще дальше в лес - к реке. В тот момент на берегу отдыхал очередной «нацист», но в фильме это место станет отправной точкой для главных героев: пересекая реку, они войдут в городок, который им не суждено покинуть.
Первое строение, встреченное на дальнейшем пути, - живописная еврейская школа
И хотя сегодня сравнения «ШТТЛ» с «1917» неизбежны, Уолтер говорит, что идея «одношотовости» появилась задолго до премьеры фильма Мендеса - ему хотелось, чтобы зритель неотрывно следовал за героями и буквально проживал то же, что и они. Добиться такого эффекта непросто: в съемках задействована вся возможная операторская техника - от стедикамов до дронов, а монтаж ведется параллельно, дабы режиссер точно знал, что дубль удался. С операторской стороны за воплощение задуманного отвечает Владимир Иванов.
Следующий этап экскурсии - главная площадь поселения, на которую можно попасть через небольшой туннель
Со стороны он выглядит вот так
Внимательный читатель заметит, что в центре композиции - советский флаг и большой портрет Сталина. По словам Эди, это потому, что к моменту начала истории в городок уже добралась советская пропаганда
Деталям в разработке декораций уделяли очень много внимания: они встречаются даже там, где этого не ждешь
Но главная гордость авторов - почти настоящая синагога
Ее, как позже объяснил художник-постановщик Иван Левченко, собирали и расписывали согласно всем возможным канонам, а аналогов в Украине не найти - разве что в Польше или Литве
В фильме рассмотреть красоту можно будет лишь на паузе, поэтому не упускайте возможности - наслаждайтесь
К слову, погулять в декорациях будущего фильма приехала не только пресса. Поскольку картина снимается при поддержке Госкино, на площадке побывала глава ведомства Марина Кудерчук. И если у нас гидом был режиссер, то ее в подробности производства посвящали продюсеры Жан-Шарль Леви и Олиас Барко
Судя по всему, последнего прогулка утомила: обойти пришлось аж 18 строений, расстояния между которыми весьма приличные
Тем временем Эди и очень кстати подошедший Юрий Артеменко раскрыли последние тайны производства. По словам Артеменко, главный двигатель проекта - именно Уолтер, который так им горит, что не заразиться от него энтузиазмом просто невозможно. «Честно говоря, Эди по-хорошему слегка безумен», - шутит Юрий, объясняя, что если бы не запал режиссера, воплотить амбициозную задумку в жизнь было бы нереально.
А что же деньги, спросите вы? Очень правильный вопрос, отвечу я вам. Когда проект участвовал в Четырнадцатом питчинге, создатели заявляли, что общий бюджет составляет почти 33 млн грн, а объем господдержки - почти 14,7 млн грн. Последняя цифра с тех пор не изменилась, чего не скажешь о первой - правда, на сколько именно выросла смета, продюсеры не говорят, ограничиваясь таинственным «значительно». Перекрыть разницу помогли инвесторы: конкретики о них тоже не дают, но кое-какие выводы сделать можно - например, на площадке есть кошерный (и бесплатный!) кейтеринг.
Кроме того, появление инвесторов спасло построенный городок от переезда во Львовскую область: по окончании съемок его хотели продать городу Сокалю и уже начали переговоры об этом с администрацией. Те взяли время на подумать, поскольку сумма для небольшого населенного пункта оказалась немаленькой - $50 тыс. Для создателей «ШТТЛ» деньги стали бы подспорьем в производстве, однако пока в Сокале думали, нашлись те самые инвесторы. Теперь переезд отменен, а когда съемки завершатся, поселение бесплатно передадут в собственность администрации Киевской области, чтобы та воспользовалась туристическим потенциалом локации.
По пути с экскурсии мне встретились сразу два актера проекта - американец Моше Лобель, который играет Менделя,
и украинец Петр Ниневский - экранный Демьян
Ну а в финале я решила пообщаться с Ритой Гребенчиковой, которая вместе с Владом Ряшиным продюсирует проект с украинской стороны.
- Рита, расскажите, как и почему Star Media заинтересовалась проектом. Режиссер и автор сценария - Эди Уолтер, это он пришел к вам с идеей?
- Да, идея фильма принадлежит Эди, и изначально он пришел с ней к Жан-Шарлю [Леви]. Это произошло на заре нашего с ним сотрудничества, компания Apple Tree Vision еще не была создана, но мы заинтересовались практически сразу - настолько смелой и масштабной была задумка. Жан-Шарль и Эди договорились, что снимать картину нужно в Украине, поскольку действие развивается именно в нашей стране, после чего подключились мы. Думаю, вы знаете, поддержку со стороны Госкино проект получил не с первой попытки, в 2019-м став одним из победителей Одиннадцатого питчинга, результаты которого отменили. Поэтому в прошлом году мы подали «ШТТЛ» на Четырнадцатый конкурс, где заняли первое место. Из-за первой неудачи французские партнеры до последнего не верили, что все получится: Эди постоянно звонил, спрашивал, ничего ли не поменялось, очень переживал. Для Star Media проект интересен и необычен еще и с точки зрения реализации - с одной стороны, казалось бы, что тут сложного, всего одна локация; но с другой, вы и сами видите, чего стоило это построить, каких усилий требуют съемки. Честно говоря, за всю свою жизнь не видела столько операторской техники в одном месте. Техника съемки одним кадром с фейковыми склейками оказалась огромным вызовом, а режиссеру с оператором приходится внимательно рассматривать буквально каждый кадр. Я, кстати, очень рада, что однажды мне пришла в голову идея позвонить Владимиру Иванову и пригласить его в проект.
- Как раз хотела об этом спросить. На Одиннадцатом питчинге вы заявляли оператора Евгения Губренко. Почему случилась замена?
- Потому что результаты питчинга отменили, а позже Евгений оказался занят. Я сразу же позвонила Вове, в двух словах объяснила специфику проекта и отправила концепт от Эди. Вова моментально согласился и тут же включился в процесс: разработал собственный операторский концепт с объяснениями, как он это видит, с референсами и видеорядом. Мы переслали это режиссеру, связали Вову с ним и нашими французскими партнерами - и все тут же поняли, что проекту точно быть. До появления Иванова все было теорией, а его видение сделало идею Эди прикладной.
- Все сложилось как нельзя лучше, но почему вам пришла в голову именно кандидатура Иванова - возможно, к этому подтолкнули какие-то его работы?
- Скорее не какая-то конкретная работа, а его подход в целом. Вова горит своим делом, он очень думающий оператор. Кроме того, своей энергией он заряжает абсолютно всех на площадке, задает темпоритм, и его участие в проекте просто огромное.
- Рассказывая о «ШТТЛ», Эди называл референсом «1917» Сэма Мендеса - очевидно, из-за того, что фильм снят одним кадром. Но еще в нем очень много экшена. А в «ШТТЛ» экшен будет?
- У нас намного более спокойное кино, оно скорее о чувствах. В некоторых сценах работают каскадеры, однако не экшен станет главной изюминкой «ШТТЛ».
- Насколько удорожила и усложнила процесс идея снимать одним кадром?
- О, и то, и другое - значительно. Например, у нас есть девятиминутный диалог в синагоге - это черновая сборка, возможно, в готовом фильме будет чуть короче. В обычном проекте эти девять минут снимали бы в течение трех смен, а мелкие огрехи - к примеру, актер забыл реплику или не так повернулся - перебивались какими-то деталями. Здесь же так не получится: нужно снять за раз, причем все должно быть идеально. Если в конце не так падает свет или пролетает случайная птичка, нужно начинать заново. Поэтому перед съемками мы очень тщательно репетируем - с актерами, костюмами, массовкой и т. п. Ну и, повторюсь, такого количества операторской техники в одном месте - чтобы было буквально все и сразу - я еще никогда не видела. Вот в этом, пожалуй, главные сложности, но результат, уверена, того стоит.
- Вы делаете проект в копродукции с Францией…
- Да. С украинской стороны в производстве участвуют Star Media и Apple Tree Vision, с французской - Forecast Pictures. Изначально это была миноритарная для Украины копродукция, но сейчас, с появлением новых инвесторов, изменилась на мажоритарную.
- Насколько я помню, вы планировали привлечь к производству еще и Израиль. Почему не получилось?
- Это было еще во времена Одиннадцатого питчинга, и тогда мы планировали позвать на главную женскую роль израильскую актрису Ширу Хаас, за которой бы точно подтянулись местные продакшены. Более того, если бы все сложилось, «ШТТЛ» вышел бы одновременно с сериалом Netflix «Неортодоксальная» (где Шира играет главную роль. - MBR), и это была бы бомба! Мы уже подписывали с Широй контракт, но, увы, ситуация сложилась иначе.
- Не пытались возобновить переговоры после Четырнадцатого конкурса?
- В этом не было смысла: после 2020-го, когда Netflix выпустил «Неортодоксальную», Ширу расписали на много месяцев вперед.
- Сколько в проекте украинских и зарубежных актеров?
- Во-первых, у нас есть три главных героя: Мендель, которого играет американский актер Моше Лобель, его лучший друг Демьян в исполнении украинца Петра Ниневского и девушка Юна - ее играет украинка Анисия Стасевич. Во-вторых, есть второстепенные герои: например, отец Менделя в исполнении американца Сола Рубинека, и мать, которая появляется буквально в одном эпизоде, - ее сыграет актриса из Израиля Эмили Карпел. Также будут задействованы французские актеры Антуан Милле и Даниель Кенигсберг. А жителей штетла и немцев играют украинцы.
- Также озвучивалось, что вы планируете премьеру на кинофестивале класса А. Это только планы или уже есть какие-то конкретные договоренности?
- Пока нет, все будет зависеть от сроков готовности картины. Изначально мы хотели сделать премьеру на Берлинале, но теперь сложно что-то прогнозировать, особенно учитывая постоянные локдауны, смены форматов и переносы фестивалей. Конкретика будет ближе к премьере. Ну и сейчас еще появилась мысль подать «ШТТЛ» на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» - надеюсь, у нас получится.
- А что насчет премьеры в Украине - уже есть ориентировочная дата и, главное, дистрибутор?
- Нет. Наш фильм очень необычный, а дистрибуторы такого боятся. Но мы рассчитываем, когда картина будет готова, они ее увидят, будет совершенно другая история (улыбается).
- С каналами и онлайн-платформами ведете переговоры?
- Ведем, однако тут так же, как и с дистрибуторами, - все побаиваются и ждут готового фильма.
- Да, у авторского кино в Украине непростая судьба, а «ШТТЛ» еще и очень недешевый проект. За счет чего вы намерены отбить вложения?
- Во-первых, у таких фильмов есть своя аудитория, причем в мировом масштабе она немаленькая. Кстати, международный дистрибутор у нас уже есть - это Menemsha Films, распространяющий картины на еврейскую тематику. Во-вторых, мы уверены, что «ШТТЛ» станет фильмом-событием не только в Украине - собственно, отсюда и оскаровские амбиции.
- Недавно вы рассказывали, что на площадку «ШТТЛ» приезжает много иностранцев. Они сами на вас выходят или вы их приглашаете?
- Приглашаем.
- Просто на экскурсию или с целью дальнейшего сотрудничества?
- Один из продюсеров фильма, Олиас Барко, когда-то давно тоже приехал в Украину просто отдохнуть. Он тут побыл, осмотрелся, ему понравилось, а потом Олиас позвал сюда Жан-Шарля. Тот сперва не хотел, отказывался, теперь же у нас с ними совместное предприятие, мы вместе производим фильмы для Netflix. То есть каждый такой визит - это потенциальное сотрудничество в будущем.
Амбиции, как видите, у авторов «ШТТЛ» действительно немаленькие. А вот что из этого получится - узнаем в 2022 году, когда картина выйдет на большой экран.