Если вы внимательно следите за событиями в украинской медиаиндустрии, то знаете, что в конце минувшей недели все, кто имеет хоть какое-то отношение к отрасли, только то и делали, что смотрели включения с международного форума «Креативна Україна», проходившего в четвертый раз. Одной из самых познавательных на нем стала секция «Сектор кіно в Україні та COVID-19. Шоу має тривати!», во время которой представители индустрии - украинской и зарубежной - рассуждали не только о вызовах 2020 года со всеми его сложностями и тяготами, но и о перспективах, открытых перед нами в будущем.
Одним из спикеров мероприятия стал продюсер Жан-Шарль Леви. За последние несколько лет его имя так часто мелькало в новостях об украинском теле- и кинопроизводстве, что в представлении он, в общем-то, не нуждается. Но все же отметим, что в 2019-м Жан-Шарль выступил одним из основателей компании Apple Tree, которая впоследствии продюсировала украинскую часть съемок картины «Последний наемник» для Netflix. Другими словами, Леви на собственном опыте знает, каково это - быть продюсером-иностранцем в Украине, пользоваться благами, которые может предоставить наша страна, а также испытывать сложности - куда же без них. Более того, во время выступления выяснилось, что Жан-Шарль знает, как преодолеть самые распространенные из них, поэтому мы тщательно законспектировали его советы и готовы поделиться записями с вами.
Вряд ли нужно объяснять, что все разговоры в 2020 году рано или поздно сводятся к пандемии, и выступление Леви исключением не стало. Правда, чтобы окончательно не утонуть в этой теме - а сделать это очень легко, даже стараться не надо - продюсер решил с нее начать. Точнее, сперва он поделился опытом съемок в разгар адаптивного карантина, и, по его словам, особых финансовых трудностей в работе над «Последним наемником» у Apple Tree не возникло - главным образом потому, что у компании был надежный «зонт» в виде экономической мощи Netflix. «К тому же мы тесно сотрудничали с местными властями в разработке строгого и четкого протокола, которому затем следовали. Благодаря этому нам практически удалось избежать случаев заражения на площадке, а съемки ни разу не прерывались», - объяснил Жан-Шарль.
Кстати, «Последний наемник» стал своего рода боевым крещением для многих украинских специалистов - по словам Леви, теперь у них есть необходимые знания и навыки, чтобы работать над международными проектами, и как минимум на продолжение сотрудничества с Apple Tree они точно могут рассчитывать
Отметив, что и ему самому, и его зарубежным коллегам очень понравилось работать в Украине (почему - расскажем ниже), Жан-Шарль сказал, что экосистеме нашего кинопроизводства все же есть куда расти. Пользуясь случаем обратиться к ответственным за этот процесс напрямую, Леви разложил наши проблемы по полочкам.
- Языковой барьер. По словам продюсера, у украинских техников, работающих в кинопроизводстве, необычайно высокий уровень профессионализма. Однако проявить его в полной мере мешает уровень знания английского языка, особенно специфической терминологии.
- Слабые знания современного ПО. Здесь ситуация аналогична первому пункту: чтобы работать с иностранцами, необходимо как можно лучше знать весь актуальный софт.
- Расчеты в наличке. Украинцы любят платить кэшем, а иностранцев - сюрприз, сюрприз! - больше привлекает безнал.
- Проблемы с таможней и разрешительной документацией. Чтобы съемки проходили максимально просто и безболезненно, нужно сводить к минимуму бюрократию. Случай с «Последним наемником» в этом плане очень показателен: у продюсеров, по словам Леви, был карт-бланш от властей, но даже в этом случае возникали преграды.
Кроме того - и это еще актуальнее - у продюсера нашлись некоторые рекомендации по части рибейтов. Почему это важно? Все просто: именно Apple Tree и «Последний наемник» стали первопроходцами украинской системы налоговых возвратов, и кому, как не главе этой компании, рассуждать о ее эффективности. Впрочем, багов оказалось не так много, как вы могли бы подумать, - всего два:
- Нужно обеспечить предсказуемость процесса, чтобы продюсеры наверняка знали: система работает и, если они подадут пакет всех необходимых документов, рибейты им гарантированы. По словам Леви, сейчас это больше похоже на лотерею, а налоговые возвраты большинству представляются «вишенкой на торте», получить которую будет приятным сюрпризом. Основные трудности возникают в работе с различными финансовыми учреждениями: банками, международными институциями и т. п., отказывающимися на данном этапе видеть в украинских рибейтах нечто непреложное. Компенсацию невозможно заложить в бюджетный план, ведь сейчас она довольно непредсказуема, и органам власти, которые за это отвечают, необходимо исправить ситуацию.
- Следует пересмотреть список квалифицированных трат в сторону расширения. Вряд ли кого-то удивит тот факт, что власти, когда речь заходит о бюджетных расходах, стремятся их максимально сократить - особенно в условиях секвестра, как это случилось в пандемийном 2020-м. Однако в случае с рибейтами действовать нужно с учетом мировой практики, и только так можно стать конкурентоспособной территорией. Леви предлагает украинцам обратить внимание на опыт Канады, Германии, Великобритании и прочих стран, добавив к квалифицированным тратам сразу несколько пунктов: гонорар украинского продюсера, расходы на размещение и командировки, которые тратятся в Украине (например, билеты на самолеты МАУ).
Звучит вполне логично, не так ли?
Теперь, когда с проблемами и советами разобрались, поговорим, как и обещали, о позитивном опыте. Отметив обычное для Украины гостеприимство, Леви также назвал несколько профессиональных пунктов, которые приносят радость продюсерам, работающим в наших широтах. Разумеется, значительную роль в выборе Украины для Apple Tree сыграли 25-процентные налоговые возвраты, однако подобной ставкой в Европе никого уже не удивить. Куда важнее то, что при прочих равных с другими странами мы можем завлекать иностранных производителей контента более низкими ценами, которые никак не сказываются на качестве работ, а также разнообразием ландшафтов. «В Украине можно найти локации практически на любой вкус. Но если нужная не находится, местные высококлассные специалисты ее создадут», - подчеркнул Жан-Шарль.
Неудивительно, что прямо сейчас в работе у Apple Tree находятся сразу четыре проекта, съемки которых пройдут в Украине. О двух из них вы уже могли слышать - это научно-фантастический сериал «Инфинити», создающийся для англоязычной части французского Canal+, и некий «очень коммерческий фильм ужасов» - очевидно, речь о картине «Нет выхода» (No exit), которую анонсировали еще в мае 2019 года. Кроме того, в планах также имеются съемки сиквела неназванной французской комедии и украинского фильма о Второй мировой войне. И как вы уже знаете, на все перечисленные проекты будут привлекаться украинские специалисты, так что скорее учите английский - это, судя по словам Жан-Шарля, будет весомым плюсом.