14 сентября в десятый раз стартовал крупнейший медиафорум Восточной Европы KYIV MEDIA WEEK. Как и большинство ивентов этого года, он впервые прошел в онлайн-формате - доступ к мероприятию, которое транслировал сайт Media Business Reports, получили все зарегистрированные пользователи.
Подробного репортажа из закулисья не будет, но некоторые кадры я вам все же покажу
Старт кругосветному онлайн-путешествию - KMW Global Marathon - дала национальная панельная дискуссия «Сила креатива. Как построить стойкую экосистему аудиовизуального бизнеса в Украине». Ее участниками стали министр культуры и информационной политики Александр Ткаченко, СЕО FILM.UA Group Виктория Ярмощук, директор холдинга «Медиа Группа Украина» Евгений Бондаренко и директор по стратегическому развитию MEGOGO Иван Шестаков. Модерировала беседу Анастасия Рахманина, главный редактор Media Business Reports.
Спикерам предстояло обсудить объединение игроков индустрии ради совместного выхода из кризиса, развития рынка и его выведения на мировой уровень, а также роль государства в этих процессах.
Первым слово взял Александр Ткаченко. Он сделал акцент на том, что нынешний кризис несравним со всеми предыдущими, ведь даже спустя полгода карантина все еще ничего не ясно: нет вакцины, люди продолжают заболевать, потому будущее зависит не столько от властей, сколько от того, как поведет себя вирус. И потому неизвестно, когда мы перестанем жить «на иголках», переживая, что съемки, проведение кинопоказов и других мероприятий будут снова запрещены.
«Очевидно, что именно у нашей сферы будут наибольшие убытки, - констатировал Ткаченко. - Все-таки для нас офлайн очень важен. Но никаких прогнозов пока дать не могу. Даже европейские коллеги говорят: в креативной экономике у многих из них не то что плана Б - даже плана А нет».
А вот Виктория Ярмощук была чуть более оптимистична. Она подчеркнула, что существование индустрии в непростых условиях отечественного медиабизнеса сделало всех сильнее: «Мы довольно долго живем в проблемной среде, и трудности, с которыми сталкиваемся, нас закалили. Мы в FILM.UA Group считаем это преимуществом нашей страны. И видим в нынешнем кризисе возможности».
Евгений Бондаренко присоединился к словам Виктории, добавив, что одна из этих самых возможностей - усиливать диджитализацию: «Все многие годы говорили о ней, и теперь нам вынужденно пришлось находить новые ресурсы, решения, которые планировали задействовать в какой-то долгосрочной перспективе. В декабре прошлого года мы утвердили стратегию на ближайшие несколько лет, но коронакризис спутал все наши планы. Он нас диджитализировал за один месяц».
Далее Анастасия подняла вопрос стратегии власти: и антикризисной, и долгосрочной, затрагивающей все сферы культурной индустрии.
«Когда я пришел в министерство, коронавирус был в самом разгаре, и нам довелось быстро искать пути решения многих проблем, - вспомнил Александр Ткаченко. - Потому мы предложили закон, согласно которому в Украине впервые заработала система выдачи грантов через Украинский культурный фонд тем, кто пострадал во время карантина. Первые деньги уже распределяются. Мы бы хотели продолжить эту историю, и комитет [Верховной рады по вопросам гуманитарной политики] в этом поддерживает министерство. Мы не можем влиять на то, сколько денег УКФ выделяет на поддержку проектов, но ведем с ними переговоры о том, как перестроить работу институций (министерство становится стратегическим центром, а оперативная работа переносится в такие институции как УКФ, Госкино и другие агентства). Также рассматривается Закон о понижении процента НДС - с 20% до 7% - для ряда культурных услуг, что поможет креативной экономике развиваться».
Еще, по словам Александра, министерство планирует запустить проект «Большая реставрация», в рамках которого отреставрируют более 150 культурных предприятий вроде музеев и театров, дабы «вдохнуть в них новую жизнь, в том числе и экономическую». Также предусмотрен проект трансформации сельских клубов - превращения их в центры культуры совместными усилиями государства и местных властей, программа развития внутреннего туризма. «Как ни парадоксально, но благодаря кризису мы увидели изменение отношения к тому, на что способна креативная экономика - не только давать наибольшую добавленную стоимость, но и обеспечивать рабочими местами многих людей, быть полноценным игроком экономики страны. Поэтому наше задание - поднять в этот кризисный период культуру в целом», - резюмировал Ткаченко.
Следующая тема дискуссии - как украинская медиаиндустрия влияет на формирование глобальных смыслов и месседжей.
«Мы очень думаем над тем, что производит наша компания, - взяла слово Виктория Ярмощук. - Поскольку понимаем, какое влияние имеет контент на людей». Евгений Бондаренко добавил: телевидение осознает свою ответственность в этом плане и готово всячески поддерживать смысловые векторы, которые формирует в том числе Министерство культуры.
«У нас большое культурное разнообразие и наследие, и мне бы хотелось, чтобы оно отражалось в контенте, - добавил Александр Ткаченко. - Чтобы освещались не только трагедии, которые пережил наш народ, но и наши победы. Важно помнить: многие события, что происходили или происходят, должны вдохновлять и помогать людям лучше понимать друг друга».
И согласился - все сферы культуры должны объединиться, чтобы производить большие, мультиплатформенные проекты, привлекающие максимальное количество пользователей.
Куда сложнее было ответить на вопрос об изменении отношений производителей контента с государством (сегодня оно - донор, а должно быть партнером). У министерства есть планы о внесении изменений в закон о партнерстве с предприятиями, но «пока они малореалистичны в нашей [медиа]сфере». Впрочем, уже применяются в других: например, грядут изменения Закона о культуре, чтобы использовать партнерство государства и частного сектора, в частности, для реставрации замков.
Ну и о партнерстве в целом. Все спикеры панельной дискуссии согласились, что оно (во всех видах) чрезвычайно важно.
«Мы верим в синергетический потенциал: и кросс-медийный, и внутрииндустриальный, и в потенциал взаимодействия с органами власти, - отметил Евгений Бондаренко. - У «Медиа Группы Украина» есть опыт производства контента со всеми продакшенами страны. Но есть вопросы к процедурам господдержки, которая очень важна. Надеюсь, процессы выдачи грантов, например, станут более прозрачными».
Хорошие кейсы сотрудничества с различными структурами есть и у MEGOGO.
«У нас был едва ли не первый опыт сотрудничества с госструктурами - «Всеукраинская школа онлайн». Мы понимали, что делаем для страны и пользователей что-то полезное, - рассказал Иван Шестаков. - Уроки посмотрели около 300 тыс. домохозяйств из наших постоянных пользователей (а в целом - более миллиона семей). Это подтолкнуло нас к развитию направления цифрового образования, хотя мы планировали развивать его только через год-два. Никто не был готов к таким проектам. В этом году мы все так же открыты к сотрудничеству - есть риск, что дети снова будут учиться дома... Очень хорошо, что коллаборации с государством существуют, но хотелось бы какой-то постоянности, действия должны быть последовательными, согласно какому-то плану. В случае с той же онлайн-школой пока все еще непонятно, будет ли она».
Видеосервис также сотрудничал с Министерством цифровой информации, разместив на платформе его образовательные проекты. А в рамках сотрудничества с ЮНИСЕФ на MEGOGO появились уроки с первого по четвертый классы (до этого были только с пятого по одиннадцатый), а также добавился сурдоперевод для инклюзивного образования.
«В целом поток пользователей у нас увеличился на 28%, но вскоре все выровнялось. Увеличился интерес к телеконтенту, уменьшился к кино-, потому что весь мировой прокат заморожен. Так что не скажу, что коронакризис нам на руку, мы тоже зависим от производства контента. Пока же стараемся развивать другие направления - аудиокниги, например. Также есть планы на музыку. В общем, на все, что не может пострадать из-за карантина».
На проблемы с контентом из-за коронакризиса пожаловался и Евгений Бондаренко. Он напомнил, что группа лишилась практически всего спортивного контента, и в особенности пострадали телеканалы «Футбол 1,2,3». На платформе OLL.TV столкнулись с теми же проблемами, что и на MEGOGO, - нового контента было крайне мало. И выходом из ситуации стал креатив: те же «Футболы» быстро заполнили сетку спортивной аналитикой и программами на околоспортивные темы.
Практические же рекомендации спикеров были такими: быть гибче, оперативнее и смелее в принятии решений, развивать новые направления в бизнес-портфеле и слушать своего потребителя, постараться понять, чего он хочет.
В окончании дискуссии Виктория Ярмощук снова подняла важную для нее и для всех тему - партнерство между игроками рынка ради успехов на локальном и международном уровнях. И привела пример сразу нескольких партнерств FILM.UA Group.
Совместно с «ВОЛЯ» компания запустила проект «Мир украинского кино», а совместно с ДТЭК - крупнейшей частной вертикально-интегрированной энергетической компанией Украины - сняла серию видео о людях, которые во время локдауна делали так, чтобы у всех была электроэнергия. А еще FILM.UA - единственная в Украине медиакомпания, присоединившаяся к Глобальному договору ООН, предполагающему ответственное отношение к своему бизнесу.
«Мы делаем много, наши партнеры делают много, и это приводит к победам украинского контента на международном рынке, которые уже становятся трендом. Например, два года подряд украинские фильмы отмечают на Венецианском кинофестивале. Было ли такое ранее? Нет. Украинская компания Postmodern, входящая в наш холдинг, получила «золотой» статус вендора Netflix - других таких компаний в Украине нет (и их в принципе очень мало, даже у нашего соседа). Фильм «Гарет Джонс» - копродукция Украины, Великобритании и Польши - занимал первые позиции в бокс-офисе Франции после локдауна. Кто бы мог подумать, что украинская тема, украинский нарратив будет так хорошо восприниматься. Сейчас фильм выходит в США, Канаде и ОАЭ, что также как минимум интересно. Фильм «Захар Беркут» также выйдет в США и Канаде. Наш сериал «Прятки», который еще на этапе девелопмента взяла на дистрибуцию компания ZDF, уже имеет очень широкую географию продаж и также будет выходить в США. Это лишь успехи FILM.UA, и таких успехов в нашей стране много. То есть украинский контент, украинский нарратив, украинские смыслы интересны миру. Это прекрасно, в это нужно поверить, и это нужно развивать. Если мы будем объединять усилия здесь, то станем (и уже становимся) серьезным игроком на международном рынке», - призвала Виктория Ярмощук.
Иван Шестаков согласился с ней, назвав синергию второй религией.
«В партнерстве очень важно слышать друг друга и делать все для развития индустрии, а не пытаться заработать друг на друге. Мы призываем всех к сотрудничеству, готовы делиться своим опытом, предоставить все, что у нас есть, чтобы помочь другим игрокам индустрии, производителям контента выжить в это непростое время - ведь мы так же от них зависим», - резюмировал он.
На этой прекрасной ноте, когда только и остается добавить «аминь», дискуссия завершилась. Но не переключайтесь - впереди еще много вестей с KYIV MEDIA WEEK.