Первый польский сериал для НВО («Ватага») и полный метр для онлайн-гиганта Netflix («Любовь в квадрате»), свыше 600 часов другого телевизионного контента, 11 лет докторинга сценариев и тысячи «вылеченных» проектов - вот краткий список профессиональных достижений Виктора Пьонтковски (Wiktor Piątkowski). Польский шоураннер, сценарист и продюсер не понаслышке знаком и с украинскими проектами, поскольку уже во второй раз выступает экспертом докторинг-мастерской конкурса социально значимого контента PITCH UA, организованного компанией Media Resources Management при поддержке TCA - программы Агентства США по международному развитию (USAID). Воспользовавшись передышкой между этапами конкурса, мы поговорили с Виктором об уровне участников PITCH UA в этом году, польском рынке контента и о том, что поможет Украине начать производить для международных ОТТ-гигантов.
- Вы говорили, что хотели бы увидеть на PITCH UA универсальную историю, работающую не только в Украине, но и за рубежом. Вы уже встречали такие истории от украинских авторов?
- В этом году я консультировал творческие команды шести проектов. И некоторые из них действительно претендуют на универсальность. Эти истории могли бы сработать, могли бы быть интересны зрителям Польши, Германии, Франции, вообще на международной арене. Вполне возможно, пару историй можно адаптировать в виде формата. Но пока что очень рано говорить, ведь проекты на ранних этапах производства, и нужно еще дождаться результата (смеется). На предыдущем PITCH UA я также видел несколько историй с хорошим потенциалом, но их производство еще не завершено.
Есть множество телесериалов или форматов, которые создают в Дании или Израиле… так почему не может быть и из Украины? Рано или поздно украинские проекты прорвутся на международный рынок. И очень хорошо покажут себя.
- Анализируя проекты, представленные на PITCH UA, можете выделить какие-либо тенденции?
- Я заметил такую тенденцию - к слову, не только на PITCH UA, это происходит на международном рынке уже несколько лет. Становится все больше проектов, создаваемых на базе существующей интеллектуальной собственности (книжные адаптации, например) или историй из жизни реальных людей. Я видел это в Западной Европе пару лет назад. А теперь и здесь, на PITCH UA.
- Какие проекты запомнились больше всего?
- Поскольку я консультировал креативные команды шести проектов, то не хотел бы выделять кого-то одного. У каждого есть плюсы и минусы. Но у каждого есть потенциал.
- Хотите сохранить нейтралитет?
- Да, но я помню биты или фрагменты каждого из этих проектов. Такова моя роль как эксперта, занимающегося докторингом. Я стараюсь найти интересные «крючки» в каждом сценарии. И даже если 99% не блещут оригинальностью, находится 1%, который я считаю классным. И тогда говорю: «Ребята, вот это и нужно брать за основу». На PITCH UA высокий уровень, было много того, что меня зацепило. Теперь вопрос в том, смогут ли команды принять во внимание то, что я им советовал, и сделать лучше или…
…оставить все как есть?
- Именно! (Смеется.) Все в их руках.
- Вам доводилось работать с другими проектами из Украины?
- Дважды я питчил украинские проекты на Одесском международном кинофестивале - в 2020-м и два-три года назад. Но с тем, что питчили в последний раз, я так и не поработал. А вот с тем, что был раньше, мы сделали докторинг сценария и договорились о сотрудничестве. Но в Польше в производстве оказался очень похожий проект - тот же сеттинг, жанр.
- А почему сорвалась первая сделка?
- Была возможность или делать в копродукции, или своими силами в Польше. Мы провели переговоры с польской телесетью, и там ответили, что готовы заказать проект, но на 100% с польскими диалогами. Поэтому сотрудничество с украинской стороной решили остановить. Вернее, поставить на паузу, потому как полностью польский проект так и не вышел. Ну, я думаю, будут еще копродукции в скором времени.
- Говоря об Украине в целом, каким путем стоит пойти, чтобы наши сериальные проекты активно продавались? Как встать на путь того же Израиля?
- Думаю, что вы уже стали на этот путь. До начала пандемии я часто посещал разные фестивали и рынки в Европе и почти всегда видел одни и те же лица из Украины, в частности Катерину (Вишневскую, директора по развитию и копродукции FILM.UA Group. - MBR). Помню проект «Прятки», и Катерину хорошо помню - то, что она делает, хорошо для рынка в целом.
Полагаю, это вопрос пары успешных проектов, проданных за рубеж. Разве могли мы лет 20 назад подумать, что Турция будет так продавать форматы мелодрам? Латинская Америка, она ведь всегда была рынком теленовелл! Бразилия, Аргентина… А тут всего пара успешных продаж, и Турция - лидер.
Возможно, вам стоит найти свою нишу. Вот как в Дании создали нишу скандинавского нуара. Или делают крутые детективы. Понятно, что создают они много чего, но вот это - их ниша.
- Вы работали и с Netflix, и с HBO. Отличаются ли их подходы к работе, организации производственного процесса, требования?
- Прошло довольно много времени с тех пор, как вышел мой проект на НВО, потому что-то могло измениться. НВО находится в процессе трансформации из-за НВО Max, который расширяется на многие рынки мира, в том числе идет и в Польшу. Наверняка они зайдут на рынок до конца года, максимум до конца следующего... Но в то время люди говорили: «Контент уровня НВО». Это означало - высшего уровня. Что они ищут только лучшее. Был очень сложный процесс отбора. Кстати, теперь, вероятно, они будут искать больше контента, потому что приходится конкурировать с Netflix, Disney Plus. Чем больше проектов, тем легче попасть. А у Netflix множество проектов, созданных по всему миру, что круто для каждого рынка по отдельности.
Работать с обоими было классно, но сравнить очень сложно. Даже просто потому, что сотрудничали в разные временные промежутки. Одно могу сказать точно: люди, работающие в этих компаниях, точно знают, чего хотят. Это профессионалы с большой буквы и не боятся быстро принимать решения.
- Насколько HBO и Netflix были вовлечены в производство? Они присылали представителей, чтобы контролировать все от а до я?
- Если честно, то не знаю, потому что в случае с полным метром для Netflix я просто написал сценарий.
- Конечно, ведь сценарий - это самое простое…
- (Смеется.) Ага. Да, я не выступал продюсером, а просто отправил финальный драфт. Я, правда, был на площадке, но, насколько они влияли на процесс производства, не могу сказать. Это был оригинальный проект Netflix, но уже просто потому, что начался COVID-19, я старался везде присутствовать минимально.
- А с HBO как?
- Там хотели, чтобы их представители были вовлечены в процесс по максимуму. Чтобы быть уверенными в качестве. Чтобы оно было максимально возможным.
- А требовали что-либо убрать из сценария?
- Кажется, нет. Оба моих проекта - фильм и сериал - не были спорными. Фильм - романтическая комедия, а сериал - криминальный экшен. Они никак не затрагивали политику, например. Поэтому цензуры или каких-либо ограничений не было.
- Как Netflix повлиял на польский продакшен-рынок?
- Влияние есть, причем положительное. Я бы выделил по крайней мере два фактора. Первый: до прихода Netflix некоторые жанры и проекты не были популярны. Или вообще считалось, что их быть не может. Например, можете представить польский хоррор? Лет пять-десять назад это звучало бы просто глупо. Да, конечно, можно было написать сценарий, но его никто и никогда бы тут не снял. А теперь их можно снимать. Различные жанры, более интересные молодой аудитории, также набирают популярность.
Второй фактор - зависимость от карантина. Кинотеатры закрыты, традиционная схема дистрибуции подорвана, и все больше продюсеров - не только в Польше, но и во всем мире - задумываются, что нужно идти в онлайн. А с этими онлайн-платформами у продюсеров есть все шансы.
- Как думаете, стоит пропускать кинотеатральное окно? Или вот НВО хочет выпустить все фильмы и в кино, и сразу онлайн. Как вы относитесь к этому?
- Как зритель я люблю кинотеатры. Просто обожаю. Мне не очень нравится эта затея [НВО]. Но с точки зрения бизнеса как создатель контента я должен видеть общую картину, и она такова, что цель - зарабатывать деньги. Это бизнес. Даже больше: сейчас это вопрос выживания. Возьмем, к примеру, рестораны. Введен карантин - ресторан работает на вынос. Можно заказать доставку. А если закрыты кинотеатры, какая у продюсеров альтернатива? Онлайн-дистрибуция. Ведь лучше хоть какая-то возможность, чем вообще никакой.
Вопрос в другом. Не останется ли такая схема дистрибуции и после окончания карантина?
- Похоже, что «эксперимент» окажется успешным. Вряд ли тогда НВО откажется от модели параллельной дистрибуции.
- Вполне возможно.
- Какой совет можете дать создателям контента, чтобы их проекты стали более заметны?
- Поскольку первое образование у меня экономическое, я замечаю, что многие создатели контента не умеют его продавать. Слабы в питчингах. Если не можешь написать хороший логлайн (всего одно предложение), если не можешь рассказать о проекте за минуту или расписать для питчинга всю информацию на одну страницу - проект продать невозможно.
Люди тонут в деталях. Ведь хороший проект - это как? Ты находишь некое ядро и выстраиваешь вокруг него все остальное. А многие теряются, где у них ядро истории. Начинают вдаваться в ненужные подробности. Чем уникальна история? Чем она лучше других? Они не могут ответить. Так что главный мой совет - найдите ядро истории. Учитесь оформлять свой проект для конкурса.
- Вы успешный сценарист, а как пришли к докторингу?
- 11 лет назад моя компания Bahama Films начала организовывать воркшопы для польских режиссеров и сценаристов. На тот момент, если не ошибаюсь, в Польше существовали всего две киношколы, и мы хотели помочь людям научиться писать сценарии. Так вот, как только мы начали делать воркшопы, к нам обратились несколько человек, попросив посмотреть их сценарии. Так и началось. Я читал, давал советы, то есть, по сути, стал заниматься докторингом. Опыта теперь уже 11 лет, через меня прошли более тысячи студентов.
Докторинг - очень полезная вещь, ведь, когда долго работаешь над проектом, глаз замыливается. А тут есть кто-то, кто может взглянуть со стороны, свежим взглядом. Сейчас я сам работаю над проектом, и продюсер нанял отдельного скрипт-доктора, чтобы консультировать. Сначала я думал: зачем? Но потом заметил, что мне это помогает.
- Известный сценарный доктор Линда Сегер признавалась, что почти никогда не встречала откровенно плохих сценариев - всегда можно что-то улучшить. А в вашем опыте были совершенно провальные истории?
- Знаю Линду, познакомился с ней лично лет 15 назад тут, в Польше. Да, я с ней согласен, улучшить можно абсолютно все. С другой стороны, можно и все разрушить (смеется). Штука в том, что в процессе докторинга нужно быть очень аккуратным. Ты улучшаешь, улучшаешь и улучшаешь, а потом достигаешь некоего потолка. И если вносить новые изменения, то они будут только к худшему. Нужно вовремя остановиться.
Мой знакомый работает над проектом «Теория авокадо» (The Avocado Theory). Не знаю, вышел он или еще нет. Суть в том, что если съешь авокадо слишком быстро, то оно невкусное. Если слишком медленно, тоже не те ощущения. Авокадо нужно есть с определенной скоростью, найти золотую середину. В сценариях - ровно то же самое.
Бывает, что собралась креативная группа и у них нет больше идей, как двигаться дальше. И я могу что-то посоветовать. Хватает пары-тройки наводящих вопросов. А иногда - такое тоже бывает - дальше ничего менять не нужно. Они достигли того потолка, о котором я говорил. И дело даже не в профессионализме и навыках. Просто дальше не нужно.
В титрах любого американского фильма видно, что над сценарием работали несколько человек: один написал пару драфтов, второй ему помог, а третий занимался докторингом.
- С какими ошибками в сценариях вы сталкиваетесь чаще всего?
- Не знаю, можно ли назвать это ошибкой, но в последнее время я замечаю, что в сценариях малоактивный главный герой.
- В смысле, что антагонист активен, а протагонист оказывает недостаточное сопротивление?
- Именно это я и вижу. Но есть и другое. Люди копируют. И это нормальное явление. Но бывает, сценаристы отбирают два-три успешных проекта и просто заимствуют оттуда, как им кажется, выигрышные элементы. Это не работает. Поэтому в каждом проекте я ищу нечто оригинальное.
- А как сценаристы выходят на продюсеров?
- Есть сценаристы, с которыми продюсеры уже привыкли сотрудничать. А если ищут новых, то обычно идут на питчинги, киномероприятия - кинофестиваль в Гдыне, например. Есть еще пара сценарных конкурсов: отправляешь работу туда, выигрываешь - и тогда продюсеры сами на тебя выйдут. Так даже лучше. Кроме того, в Польше теперь есть Гильдия сценаристов, профессиональная. Она помогает наладить контакты с продюсерами. А продюсерам - найти своего сценариста.
- Что чаще присылают: логлайн и синопсис, тритмент или уже готовый сценарий?
- Зависит от того, начинающий это сценарист или уже профи. Если начинающий, без опыта (или его мало), то от вас потребуют сценарий целиком. Если хотят сотрудничать со мной, обычно требуют лишь одностраничный синопсис. Все зависит от того, знают человека или нет.
- Как часто вы сталкивались с серьезными правками от редакторов, переписыванием? У нас на рынке это весьма больная тема.
- Такое случается. С телепроектами чаще, чем с кинофильмами. Хотя и в случае последних режиссер может изменить что-то прямо на съемочной площадке. Или даже актер. Я предпочитаю это сразу оговаривать. Так намного лучше, чем потом видеть готовую картинку, где тебя ждет сюрприз (смеется). Когда люди, задействованные в процессе, плохо коммуницируют между собой, может быть очень много правок.
- Как распределяются права между авторами и продакшен-компанией? Бывает такое, что сценарист может не отказываться от прав, чтобы продать сценарий?
- В Польше, продавая сценарий, автор в большинстве случаев передает все права продюсеру, а тот - вещателю. Взамен сценарист получает роялти, которые выплачивают за каждый показ. Я знаю, что, например, в Западной Европе иногда права через какой-то промежуток времени могут возвращаться сценаристу. Или же он может сохранить часть прав. Но не в Польше.
- А если проект так и не сняли?
- То все. Вы потеряли сценарий. Иногда, очень редко, в договорах встречается пункт о том, что сценарист может выкупить права. И еще реже, что права могут вернуться - то, о чем я уже говорил.
- Вы упоминали Гильдию сценаристов. Она защищает вас и контролирует выплату роялти? Бывает ли такое, что не выплачивают?
- Выплачивают всегда - и традиционное ТВ, и с кинопроката. Сейчас обсуждают момент выплат с онлайн-дистрибуции, но пока не договорились.
- На нашем рынке нет роялти для сценаристов.
- Очень жаль это слышать. Для польских сценаристов это очень серьезный источник дохода.
- А какой средний размер роялти?
- Сложно сказать: выплаты рассчитываются по алгоритму, и никто не знает, как он работает (смеется). Влияет множество факторов. Например, в каком слоте выходил проект - в предпрайме, в прайме и т. д. Сколько было рекламных врезок, какой жанр. Так, за скриптед-реалити или теленовеллы платят меньше. Важно, была ли это премьера или повтор (за повторы платят меньше). Если это показывает крупный вещатель, то роялти выше, чем у мелкой телесети. В общем, так много переменных, что высчитать нереально.
Кстати, у нас две организации собирают и распределяют роялти. Можно состоять только в одной. Но особой разницы нет, деньги те же. Просто одна организация, в которой я состою (Polish Filmmakers Association. - MBR), занимается фильмами, а другая - больше правами в музыкальной индустрии. Две организации лучше, чем одна. Есть некий элемент конкуренции.
- Напоследок давайте разберемся: в чем феномен польского фильма «365 дней»? Он, мягко говоря, не очень хорош, но на Netflix бил рекорды просмотров. А теперь еще и номинирован на «Золотую малину».
- Честно признаюсь, я его не смотрел (смеется). Я и книгу-то не читал, ведь это экранизация польского бестселлера (365 Dni Бланки Липинской. - MBR). Сам фильм был очень популярен в польском прокате, успешен за рубежом. У картины два режиссера, один из которых еще и продюсер. Я знаком с ним, мы сотрудничали над несколькими другими проектами. Это первый польский фильм, номинированный на «Золотую малину», поэтому наверняка кто-то подумает: «Это значит, что фильм плохой». Но ведь ранее многих хороших режиссеров также номинировали на «Малину». Есть длиннющий список американских звезд, которые получали эту награду.
Уж не знаю, почему этот фильм столь успешен. Кто-то говорит, что это из-за сцен секса. Но разве мало фильмов с такими сценами? Фильм очень спорный, но его таким задумывали с самого начала. Создатели делали ставку на это, была очень четко разработанная и выполненная стратегия.
- Как думаете, фильм возьмет «Малину»?
- Надеюсь, да (смеется). У нас были «Оскары», а вот «Малины» пока не было. Хорошо бы получить хоть одну.