Открывая case study сериала «Прятки» в рамках KYIV MEDIA WEEK 2019, модератор ивента Алла Преловская подчеркнула, что впервые за всю историю медиафорума в его программе выделена отдельная секция для одного-единственного украинского сериала. Чем «Прятки» это заслужили? На самом деле многим.
«Прятки» (Hide and Seek) производства FILM.UA Group - это первая многосерийная украинская нуарная криминальная драма: ранее в этом суперпопулярном у европейской и мировой аудитории жанре у нас просто ничего не снимали.
Визуальная эстетика «Пряток» производит скорее «скандинавское», чем «украинское» впечатление
Также «Прятки» стали первым украинским сериалом (и вторым восточноевропейским), который попал в каталог немецкого медиагиганта ZDF Enterprises. Можно сказать, что эта немецкая компания вывела на глобальный рынок скандинавский нуар как жанр, ведь именно она представила миру такие проекты, как «Убийство» (The Killing) и, конечно же, «Мост» (The Bridge), ставший настоящим каноном нуарных сериалов.
Еще один прорыв «Пряток» - проект стал первым украинским сериалом, прошедшим отбор на MIP Drama Buyers Summit 2019, престижный скрининг контента для международных байеров, который ежегодно проходит в Каннах в рамках крупнейшего кинорынка MIPTV. «Прятки» участвовали в скрининге рядом с сериалами Netflix, BBC и других мировых компаний. А после Канн кейс сериала был презентован на таких значительных отраслевых ивентах, как The Great Series Summit (Колон, Германия), Series Series (Фонтенбло, Франция), Serial Killer (Брно, Чехия).
«Ни создатели сериала, ни украинский бродкастер проекта, канал ICTV, не рассчитывают на рекордные рейтинги «Пряток» в нашей стране. «Украина и нуар… Они несколько расходятся», - изящно объясняет Анастасия Штейнгауз, управляющий директор ICTV
Но несмотря на все впечатляющие «впервые», ни создатели сериала, ни украинский бродкастер проекта - канал ICTV, в эфире которого в конце октября должна состояться мировая премьера «Пряток», - не рассчитывают на рекордные рейтинги в нашей стране. «Украина и нуар… Они несколько расходятся», - изящно объясняет этот парадокс одна из спикеров case study «Пряток» Анастасия Штейнгауз, управляющий директор телеканала ICTV. И подчеркивает при этом, что бродкастер сознательно идет на определенный риск, ведь «Прятки» для него - имиджевый проект: «Приятно, когда у нас в линейке есть то, чем можно гордиться».
Секция «Пряток» на KMW собрала много желающих услышать о нетипичном украинском сериале
Ключевым для создателей «Пряток» является не украинский, а мировой рынок - и это еще одно «почти впервые» сериала. Почему «почти»? Потому что дорогу «Пряткам» проложил «Нюхач» (The Sniffer) производства все той же FILM.UA Group - проданный более чем в 60 стран и купленный для адаптации во Франции и Японии.
Сегодня все причастные к созданию и дистрибуции «Пряток» надеются, что проект догонит и перегонит «Нюхача». И для таких надежд есть основания. «При выходе на международный рынок все упирается в историю, - говорит еще один спикер case study, копродюсер сериала Катерина Вишневская, руководитель отдела разработки и копродакшена FILM.UA. - Это должна быть история, которая все-таки интересна для локального рынка, но при этом в ней должно быть нечто такое, что будет работать на рынок международный. В общем-то, что на медийном жаргоне называется «глокал». И этот первый базовый тест «Прятки» прошли на ура. А также, безусловно, очень помогло то, что «Прятки» - это криминальная драма. Как показывает международная практика - и наш опыт производителя и дистрибутора, - криминальная драма путешествует больше и лучше, чем многие другие жанры».
Но с чего же началось большое путешествие «Пряток»? Давайте разберемся.
Идея
По словам еще одного спикера case study Олеси Лукьяненко, креативного продюсера сериала и креативного продюсера FILM.UA Group, впервые о «Прятках» она узнала во время конкурса идей, который проводила компания FILM.UA. На сцену вышел тогда еще мало кому известный автор Симор Гласенко (Александр Процюк) - сценарист «Пряток» - и рассказал историю.
«Ее очень легко пересказывать - это идеальный проект для короткого питчинга, - говорит Лукьяненко. - Итак, отец и дочь приходят домой, закрывают квартиру на ключ и начинают играть в прятки. Отец закрывает глаза, считает до десяти, открывает глаза, пытается найти девочку - а ее нигде нет. Когда слышишь эту историю, в голове сразу рождается ряд вопросов. Как можно исчезнуть из закрытой квартиры? Это мистическая история? Или криминальная? Что вообще произошло? Где девочка?»
Для такого проекта чрезвычайно важно, как именно он снят. «В жанре и стилистике нуара есть неоднозначность, загадка, полутона - то, что нужно «Пряткам», - объясняет креативный продюсер Олеся Лукьяненко.
Позднее, в процессе работы над сценарным материалом, жанр проекта определился четче - детектив. Но детектив необычный. «Мы поняли, что здесь есть потенциал для поднятия ряда важных острых социальных тем: недееспособность законов в нашей стране, сложные семейные ситуации, психологические драмы, сломанные судьбы и т. д. Одним словом: разбирая историю, мы осознали, что это тот случай, когда детектив постепенно обрастает характеристиками сложной психологической драмы», - вспоминает Лукьяненко.
Исчезновение детей - проблема, понятная в любой стране
В итоге было решено включить историю в некий нравственный контекст, раскрывающий ее неоднозначность и моральную проблематику. И тогда создателям сериала стало очевидно, что для такого проекта чрезвычайно важно, как именно он снят. «Мы поняли: если найти для такой истории подходящий визуальный язык, то все ее темы заиграют по-другому. И решили, что это должен быть нуар. Потому что в этом жанре и стилистике есть неоднозначность, загадка, полутона - то, что нужно «Пряткам», - объясняет Олеся.
Девелопмент
Превращение пусть и очень интересной, но сырой идеи в проект, готовый к презентации на международном рынке, - процесс долгий, сложный и увлекательный.
Первым делом Олесе Лукьяненко нужно было получить добро от студии. И это, по ее словам, удалось сделать на удивление легко.
«Очевидно, потому, что у нашей группы был уже опыт «Нюхача» и желание выйти на международный рынок, - говорит она. - И хотя эта история сложна для украинского рынка, нетипична, в ней заложено много рисков - нас сразу поддержали».
«Прятки» с самого начала решили разрабатывать, ориентируясь в первую очередь на международный рынок. «Компания FILM.UA сознательно, методично и уже достаточно давно и успешно работает с международным рынком. Мы выросли за рамки украинского рынка - как с точки зрения его экономических и финансовых возможностей, так и с точки зрения амбиций: потому что экономика рынка диктует те жанры, те форматы, с которыми можно работать», - подчеркивает Катерина Вишневская.
- Команда
Помимо Олеси Лукьяненко и Симора Гласенко на старте к проекту присоединились режиссер Ирина Громозда и оператор Сергей Крутько. «С Ириной мы давно знакомы, много работали вместе - начиная с проекта «Мотыльки», где она была вторым режиссером. А Сергей Крутько, на мой взгляд, сегодня один из сильнейших операторов в Украине и, возможно, за ее пределами», - представила Лукьяненко ключевых игроков креативной команды «Пряток».
- Первый драфт и вижуалы
Над первым драфтом сценария Гласенко и Лукьяненко работали вместе. Затем они показали свои наработки режиссеру и оператору с предложением сделать что-то в стилистике нуарной криминальной драмы. И Громозда с Крутько в свою очередь разработали презентацию, в которой постарались показать будущий визуальный стиль картины, дать референсы по образам главных героев. «Мне кажется, эта презентация сыграла очень важную роль: она помогла нам самим осознать, чего мы хотим», - подчеркивает Лукьяненко.
- Кастинг
Следующим этапом девелопмента стал подбор актеров на главные роли двух следователей, ведущих дело о пропаже девочки. «Мы понимали, что успех этой истории сильно зависит от актеров, которых мы выберем. И очень быстро с ними определились», - рассказывает Олеся. На роль следователя Варты Наумовой позвали Юлию Абдель Фаттах, а на роль ее напарника, следователя Максима Шумова - актера Петра Рыкова. «Для проб мы пригласили их к нам, взяли профессиональную камеру, свет и записали пробы, максимально приближенные к настоящим съемкам», - акцентирует креативный продюсер.
- Тизер
«Когда мы готовились к пробам, то поняли, что если у нас уже есть необходимые ресурсы - так почему бы не сделать еще и некий mood-тизер», - рассказывает Лукьяненко. И хотя ресурсы действительно были, использовать их пришлось очень экономно. Уложились в один съемочный день, снимали самостоятельно, позволив себе лишь пару стоковых кадров. Поскольку это был тизер для «внутреннего пользования» и в открытом доступе его нет, в качестве звуковой дорожки взяли музыку и диалоги из триллера HBO и BBC «Однажды ночью» (The Night Of). Помимо прочего, в тизере «обкатали» прическу главной героини: в кадре она появлялась то с прямыми, то с вьющимися волосами. В итоге именно из-за тизера Варту решено было сделать кучерявой.
«Наличие тизера стало переломным моментом для позиционирования проекта на международном рынке, - подчеркивает Катерина Вишневская. - Изначально было очевидно: проект мало того что дорогой для украинского рынка, так он еще и очень нишевый. Если с точки зрения бюджета «Прятки» сопоставимы с тем же «Нюхачом», то аудитория «Пряток» на украинском рынке намного более ограничена. Соответственно, чтобы математика как-то работала, нам нужна была финансовая помощь, которая в идеале могла прийти с международного рынка.
Поэтому работа с международными дистрибуторами велась изначально. Проблема заключалась в том, что обычно никакой международный дистрибутор не готов платить минимальную гарантию на этапе девелопмента за украинский контент: никто не хочет покупать кота в мешке - все хотят дождаться, пока проект будет готов. А «Прятки» - это был кот в мешке в квадрате: не только потому, что не было, например, «пилота» для показа, но и вообще каких-либо референсов нуара украинского производства. И с этой точки зрения наличие mood-тизера сделало мою работу по презентации проекта потенциальным международным партнерам на порядок легче».
Международная дистрибуция
«Тизер был решающим моментом, - подтверждает еще один спикер case study Мирела Настасе, руководитель ZDFE.Drama. - Когда вам показывают такое, остается лишь сказать: «ОК, вы продали – мы покупаем!» Хотя, конечно, не все было так просто».
Говоря в общем о стратегии дистрибуции ZDF, Настасе рассказала, что на протяжении многих лет по понятным причинам компания в основном концентрировалась на немецком и северноевропейском контенте. Меньше - на продукции других западноевропейских стран, а также Австралии и Великобритании. Но около трех лет назад было решено пересмотреть этот подход, чтобы диверсифицировать каталог. И тогда же, три года назад, к команде ZDF присоединилась Мирела. В ее ведении были продажи контента на франкоговорящие территории, а также мониторинг восточноевропейского рынка.
Настасе подчеркнула, что ZDF как международный дистрибутор давно следит за достижениями FILM.UA, в частности - за успехом «Нюхача». «Мы были готовы к копродукции и дистрибуции проекта FILM.UA, но ждали подходящего момента. И этот момент настал - «Прятки». Проект идеально подходил для экспертизы нашей команды, вписывался в главный жанр, которым известная компания, - crime drama. И в итоге мы нисколько не разочарованы», - рассказывает Настасе.
Для ZDFE.Drama «Прятки» стали вторым восточноевропейским сериалом в каталоге после польского проекта Wataha. «У нас нет большой экспертизы в дистрибуции восточноевропейского продукта. Но мы бы не занялись им, если бы не были готовы приложить дополнительные усилия», - говорит Мирела Настасе.
Она подчеркнула, что немцы очень рациональны и принимают решения на основе расчетов, а не эмоций. «Я румынка: мы больше доверяем чувствам, инстинктам. И «Прятки» меня впечатлили», - с улыбкой вспоминает Настасе. По ее словам, наличие тизера очень помогло в продвижении идеи проекта внутри компании. Мирела разработала стратегию участия ZDF в проекте «Прятки» таким образом, чтобы включить дистрибутора в процесс производства. «Причем не только в самом конце - мы участвовали во всех стадиях девелопмента и продакшена», - акцентирует она.
Для ZDFE.Drama «Прятки» стали вторым восточноевропейским сериалом в каталоге после польского проекта Wataha (2014-й - настоящее время). «У нас нет большой экспертизы в дистрибуции восточноевропейского продукта. Но мы бы не занялись им, если бы не были готовы приложить дополнительные усилия, - рассказывает Настасе. - Я выступила практически как продюсер в этом проекте. На протяжении года мы занимались стратегией дистрибуции, маркетинга, продаж, работой с прессой. Можно сказать, что мы очень контролировали релиз проекта. Строили базу для международной премьеры, которая состоится в Украине. В начале 2019 года фестивали сражались за право первыми представить «Прятки» международному рынку. Мы сначала показали их в Каннах. Дальше - во Франции, в Германии, в Италии. Делали приватные просмотры, выпустили много пресс-релизов и сделали промо в прессе - как к представлению в Каннах, так и к премьере в Украине. Мы ничего не пустили на самотек».
Мирела Настасе резюмирует: «Прятки» появились в нужный момент для компании. Возможно, если бы дело было 4-5 лет назад, такой кооперации не случилось бы. Все всегда - о правильном времени, правильном проекте и правильных людях, которые им занимаются».
Дистрибуция в Украине
У канала ICTV давние и плодотворные рабочие отношения с FILM.UA. В частности, именно в его эфире выходил все тот же «Нюхач». Так что работать с «рискованным» продуктом ICTV не привыкать.
«Сериал выделяется из нашей линейки - мы понимаем, - говорит Анастасия Штейнгауз. - И чтобы привлечь другую аудиторию, которая должна полюбить этот продукт, будем его промотировать и таргетировать не как сериал, а как кино. У нас есть линейка «оскаровских» фильмов, мы показываем их раз в год - ближе к церемонии. И - другой опыт показа подобного продукта. В таких случаях мы говорим зрителю, что предлагаем ему мегасложный, но крутой проект, - и это работает. Аналогичный подход перенесем на «Прятки» и надеемся на успех. Даже если наша обычная аудитория не воспримет его, то придет нишевая аудитория, которая как раз должна оценить проект по достоинству». Сработает ли, узнаем совсем скоро: украинская - и она же мировая - премьера «Пряток» должна состояться на ICTV в конце октября.