В марте этого года, когда многие региональные телеканалы оказались под угрозой невыполнения лицензионных требований (ведь создание предусмотренного форматом контента карантин сделал невозможным), член Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания Максим Оноприенко предложил антикризисное решение - платформу Media Change Ukraine, с помощью которой вещатели смогли бесплатно обмениваться контентом. Впоследствии временное предложение превратилось в более широкую инициативу, направленную на образование, обмен опытом и повышение профессионального уровня региональных телеканалов.
Как именно появилась идея создания Media Change Ukraine, кто ее финансирует, сколько контента в каталоге, что будет с тренингами и как инициатива будет расширяться, Максим Оноприенко рассказал нам в интервью.
- Максим, в каком состоянии пребывали региональные вещатели до карантина. Мы же понимаем, что пандемия лишь обострила давние проблемы.
- Не смогу говорить за всех региональных вещателей, но действительно: ситуация, особенно с точки зрения собственного производства… скажем так, каждый может рассчитывать на свои возможности. И я, придя на TV5 (пять лет Максим возглавлял запорожский телеканал TV5. - MBR), первым долгом запустил продакшен для собственного производства. Зрителям всегда интересно видеть своих героев - так что проекты были направлены на максимальное привлечение аудитории.
Впрочем, у каждого телеканала своя стратегия развития. До карантина каждый региональный вещатель делал то, что соответствовало приоритетам. А приоритет (в большинстве своем) - это информационное вещание. Делают новости - и хорошо!
К тому же существует стереотип: чтобы что-то создать, нужен бюджет. Мы ведь не «Плюсы» или СТБ, чтобы делать «Голос страны»! Я же старался доказать - это не так, для проектов собственного производства важны не деньги, а идеи, люди. Моим заданием было вдохновить людей, чтобы они не просто выполняли текущие функциональный задачи, но и развивали свое.
Например, талант-шоу - это не всегда «Голос» или «Танцы со звездами». Оно может быть с местными исполнителями, привлечением аудитории для голосования и финальным концертом на главной площади города, который соберет около 10 тыс. человек. Для этого не нужны контракты со звездами или большие бюджеты: просто надо взять и сделать. Документальная история - то же самое. Это поиск истории своего города, своего региона. У местных, в библиотеках мы нашли такие истории и получили награду «Телетриумф». Это все - люди.
В Нацсовете я продолжаю это делать, просто на другом уровне. Стараюсь быть амбассадором региональных вещателей. Показывать им, что такое возможно.
- Идея платформы по обмену контентом, насколько я знаю, возникла у вас еще со времен TV5.
- Первую попытку запустить платформу сделал, наверное, года два назад, когда на TV5 сформировалась большая библиотека контента собственного производства. Я подумал: почему бы не поделиться этим продуктом? Пусть его увидит как можно больше людей. Мы написали письма приблизительно 70-80 региональным телеканалам с предложением делиться контентом или взять контент TV5. Не было никаких финансовых условий: если есть бюджет на покупку контента, можем рассмотреть такой вариант, если нет - заключим сделку, пользуйтесь бесплатно... Мы не получили никакого ответа. Даже «спасибо, нам не нужно» - вообще ничего.
- То есть все были до такой степени пассивными?
- Я не хочу критиковать, ведь у всех свои задачи - и у собственников, и у руководителей. Видимо, их все устраивало. А тут - кризис, пандемия, карантин. Уже в Нацсовете мы начали получать письма от вещателей, которые в той или иной мере рассказывали о своих проблемах - в том числе о невозможности выполнения программной концепции. Я вернулся к этой идее, она, что называется, пришлась кстати. И тут уже все началось.
Региональные вещатели несколько забыты столицей, национальными медиа - мало кто на них обращал внимание, что-то предлагал. Я стараюсь все расшевелить, дать им толчок. И это работает. Смотрю контент, который заливают в базу, - он достойного уровня! Смотрю на фидбэк тренингов - у них открываются глаза! Они сразу стараются что-то менять: в сетке, программировании или в редакции. Возможно, не хватало практики, опыта.
- Сколько на данный момент проектов в каталоге Media Change Ukraine? Сколько участников?
- Общее количество участников - 130 вещателей (здесь и далее - по состоянию на 30 июля. - MBR). Заявок на предоставление контента - 173. На получение - 675. Количество единиц контента в базе - 151, общий хронометраж - 2190 часов.
Первый бум случился в апреле-мае, потом было затишье. А когда карантин продлили, некоторые вещатели даже в этих условиях продолжали добавлять контент. Те, кто нуждаются, во-первых, получают какие-то новые единицы программ, а во-вторых, наново пересматривают каталог. Знаете, на первоначальном этапе никто особо не обращал на нас внимания, ведь не знали, как это надолго, потому выбирали более точечно. А теперь мы каждый день получаем новые заявки.
- Чисто теоретически насколько это может затянуться?
- Мое личное мнение, что пандемия кардинально изменила мир, и в состоянии такого адаптивного карантина мы пробудем очень долго. Карантинные меры могут усиливать или послаблять, но маски, перчатки, дезинфекторы и прочее станут постоянными спутниками нашей жизни.
- Как создавалась платформа? С кем вы договаривались, кто давал деньги?
- Я руководствовался двумя вещами. Первая - проблема региональных вещателей, от которых получали сигналы. Вторая - интересы аудитории. Я слежу за информационным пространством, смотрю телеканалы, и - особенно в начале карантина - каждый день вижу негатив. Количество заболевших, количество смертей… Понимая, что аудитория пребывает в коллапсе, мне бы хотелось, чтобы как можно больше людей смотрели интересный, полезный и качественный контент.
Потому выступил с инициативой: записал видео, выложил его на своей странице в Facebook, пригласил региональных вещателей присоединиться и обменяться контентом. В своих интересах и интересах аудитории. Перед этим мы собрали небольшую команду - я называю их медиаэнтузиастами, ведь у нас нет бюджета, никто не получает оплату…
- То есть это своими силами и за свои деньги?
- Да, мы собрались и подумали, как все реализовать. Взяли бесплатную платформу Tilda, для участия и возможности наполнять каталог создали Google-формы. И по сегодняшний день это не на 100% автоматизированные процессы, но они удобны.
Я обращался к рынку, к IT-компаниям, объясняя, что мы - энтузиасты. Просил автоматизировать, однако, к сожалению, не нашел отклика. Возможно, из-за того, что IT-индустрия - одна из наименее пострадавших от пандемии отраслей.
Впрочем, за время работы мы поняли, что нам комфортно, и такая коммуникация напрямую с вещателями - некий плюс. Ведь мы общаемся, знакомимся, узнаем друг друга. Есть компания, которая оформила анкету, дальше наш модератор контактирует с компанией-производителем, она через FTP или облачное хранилище передает свой контент, а компания-заявитель - забирает. Притом они знакомятся, общаются, и это перерастает в такое комьюнити.
- Значит, автоматизировать до конца не нужно, потому что будет потеряна коммуникация?
- Да. Даже проработав много лет на телеканале, я сделал немало открытий. Например, общаясь с вещателями Закарпатья, узнал, что вони производят достойный документальный контент. Ивано-Франковск очень активен в собственном продакшене. Media Change Ukraine - больше не просто база обмена контентом, это уже коммуникационная платформа.
- Какой формат преобладает в каталоге? Какой чаще выбирают вещатели?
- Вещатели, которые ищут контент, выбирают все (смеется). Все, что есть: документальные проекты, детские программы. Но, если говорить о наполнении каталога, то преобладает развлекательный (в широком понимании) контент - например, кулинарные программы, которые есть практически у каждого региона, программы для подростков, женщин. Достаточное количество тревел-шоу местного уровня.
- Как отслеживают контент, которым обменялись?
- Мы - модераторы на первом этапе, потому присутствуем в коммуникации во время обмена. Периодически делаем такой скрининг: просим сообщать, были ли проекты в эфире. Телеканалы же предоставляют информацию о слотах, когда выходит тот или иной продукт.
- Влияет ли это как-то на мониторинг? Вещателям удается не нарушать программную концепцию?
- Договор на временное использование контента, который находится на сайте Media Change Ukraine, разрабатывался юристами телеканалов и юридическим отделом Нацсовета. Регистрируясь в базе, вещатель соглашается с условиями. А главных условий - три: это бесплатно; это исключительно для использования в эфире, согласно лицензии; это только на время карантина. Вставляя контент в сетку, каналы учитывают условия программной концепции. Никаких нарушений не было. Однако, если бы и были, мы бы приняли решение [в Нацсовете], что будем учитывать - это во время карантина. Это не какая-то «вольная», но для нас главное, чтобы каналы вещали.
- Были ли конкретные запросы каналов - вот мы хотим такое, а есть ли оно у вас?
- Конструктор построен так, чтобы быть максимально удобным для вещателей. Они не присылают запрос, а регистрируются в базе, получают доступ к каталогу и самостоятельно решают, что им подходит. К тому же нет условия - надо что-то дать, чтобы взять. Пользоваться может даже очень маленький вещатель, вообще без собственного контента.
- А неоригинальный контент есть?
- Исключительно собственного производства.
- Право на использование контента равно сроку действия карантина. А дальше? Существует ли запрос на дальнейшее функционирование платформы?
- Запрос есть. Когда приближается очередной срок продления или непродления карантина, многие участники спрашивают: «А что будем делать дальше? Давайте продолжать! Это полезно, нужно, круто!» Мы думаем над этим. Сейчас у меня нет готового решения, вариантов может быть несколько. Первый - бесплатный договор между двумя сторонами. Второй - коммерческий. Например, час контента стоит определенную сумму, пусть там 100 грн. Выбрали себе 15 часовых эпизодов - рассчитались за них. Стоимость будем обсуждать с рынком.
Даже если карантин закончится завтра, восстанавливаться телеканалам - и глобально экономике - еще очень долго. Будем искать такой вариант, который будет помогать развитию.
- Есть ли заинтересованность вещателей соседних регионов в контенте друг друга?
- Есть такое, вещатели одного региона сотрудничают, но это не мешает им брать контент из других областей. Мне очень приятно, что, к примеру, жители Полтавы узнают о том, что происходит в Запорожье. Либо же львовяне узнают, чем живут на Востоке Украины. Есть очень много фидбэка от зрителей, которые пишут каналам и благодарят за интересный контент из регионов.
- Когда стало понятно, что платформу надо переводить на новый уровень и запускать тренинги?
- Идея возникла, пожалуй, после активной фазы обмена контентом, может, месяца через два работы платформы. Начал думать: а что дальше? Телеканал - это собственное производство, информационное вещание, это, о чем я уже говорил, - люди. Все остальное - механический процесс. Захотелось привлечь именно сотрудников телеканалов, и дать что-то им. Так родилась идея. Собственно, общаться именно с людьми, сотрудниками. То есть делиться не только контентом, а и опытом.
Конечно, за два часа тренингов невозможно полностью перестроить телеканал, но можно взять определенные основы, чтобы команда двигалась вперед.
Медиатренеры Сергей Мамаев и Андрей Богданович сформировали программу, сделали ее максимально насыщенной. Когда объявили второй этап - создали анкету: какие темы интересны, когда удобно проводить, что бы хотели узнать. И разбили на четыре блока. На момент закрытия регистрации мы получили около 180 заявок. Притом кто-то вовремя не подал, кто-то забыл и добавился позднее. Так что на данном этапе это более 200 участников. Развели всех по вторникам, три группы, четыре тематических блока: о реорганизации каналов, об информационном вещании, о работе медиа в выборный и предвыборный период и о диджитализации.
А уже когда начали, удалось привлечь очень профессионального специалиста по сторителлингу [Валерия Примоста], потому продлили серию тренингов на пятый блок.
- А сколько среди участников было национальных вещателей?
- Скажу не скрывая: среди 200 участников - преимущественно региональные медиа. Можно говорить «национальный» про НОТУ, но это больше сотрудники региональных отделений Общественного. Разделяя на группы, мы смотрели, кто на какой должности работает. Например, первая группа - руководители. Вторая - главные редакторы, программные директора. Дальше - пиарщики, радийщики, представители Нацсовета.
- Все участники получали доступ ко всему, просто в разное время?
- Да. Утром - одна группа, потом полчаса передохнули - вторая. И так далее. Единственное, что да, они могли сами решать, подключаться или нет.
- На каком уровне осведомленность/опытность региональных вещателей?
- Не хочу нахваливать тренинги, но во всех блоках были интересные вопросы. Подключаются отовсюду - из Стрыя, Моршина. Люди там жаждущие, у них есть опыт, профессионалы. Они, возможно, не знают некоторых нюансов, но, чтобы спрашивать элементарное, такого не было.
- Есть ли уже какие-то успешные кейсы, где тренинг стимулировал, к примеру, совместное производство между участниками или привел к изменениям в вещании?
- Пока слишком мало времени. Тренинги вот только состоялись. Прошли два этапа: обмен контентом и обмен опытом. А теперь хотим запустить следующий этап - создание совместного информационного продукта. Называем мы его «региональный еженедельник». Раз в неделю, от 42 до 60 минут. В нем будут новости, которые будут создавать сами регионы. Дальше мы анализируем, делаем тематику, объединяем. Вместе с вещателями наши тренеры формируют верстку. И каждый региональный канал фактически получает час контента. Бесплатно.
Сейчас разослали участникам анкету и попросили отметить, готовы ли они принимать активное участие в создании еженедельника, какие темы интересны и в какое время готовы его ставить. Собрав данные, мы, если хватит вдохновения и сил, хотим запустить этот продукт уже во второй половине августа.
- Есть возможность сделать тренинги регулярными? Есть ли идеи сотрудничать с НОТУ, ведь у Общественного собственные тренинги… И НАМ тоже проводит.
- Если говорить непосредственно об участниках, после пятого тренинга мы точно сделаем паузу. И, возможно, продолжим осенью, при необходимости. Чтобы они были интересны, полезны и нужны. А касательно объединения усилий, тренингов для других - если будет на то запрос, мы готовы.
- То есть по поводу объединения ни вы, ни к вам не обращались?
- Нет. Но важно - мы делаем тренинги для региональных каналов. И если какому-то одному вещателю необходимо сделать анализ, детально проработать стратегию, построение редакции, и он захочет, скажем, персональный тренинг, мы так же открыты.
- Возможно, стоит создать отдельный сайт либо же раздел на Media Change с видео всех тренингов? Такой, куда бы можно было зайти в любое время и узнать, как закупать контент, правильно подавать информацию, что можно, а что - нет.
- Во-первых, это эффективно только в режиме активного общения: есть конкретные кейсы каналов, мы говорим о конкретной аудитории. А во-вторых, не будем забывать, что это на энтузиазме, на собственной инициативе. Наши тренеры готовы работать на таких условиях. Пожалуй, есть момент эксклюзивности для региональных вещателей.
- А относительно будущих тренингов уже думали? Кого-то приглашали?
- Мене зацепил сторителлинг, это очень мощная тема, трендовая. И региональные вещатели вряд ли будут иметь возможность где-то о нем узнать. Потому и добавили пятый блок. Но насчет следующего этапа тренингов, честно скажу, пока не думал. Закончился этот цикл - получим фидбэк, узнаем, что было наиболее интересно, каких тем не хватало. И, исходя из этого, сделаем следующий этап. Мы обменивались контентом, потом обсуждали, как делать новости, а теперь - давайте эти новости сделаем!
Этот материал создан в рамках тематического развития спецпроекта MBR «Снять корону» - «Снять корону: образовательные проекты». События последних месяцев и их последствия кардинально меняют правила игры, а возможно, и саму игру. Как в нее играть, чтобы выиграть? Или хотя бы не проиграть еще на старте? Об этом спецпроект MBR «Снять корону», частью которого является этот материал, - личный опыт представителей украинской аудиовизуальной и медиаиндустрии, компаний и отдельных людей, сумевших быстро сориентироваться в изменившихся из-за коронакризиса условиях. Реальные и уже реализованные адаптационные кейсы кино, ТВ, рекламы и интернет-медиа - из первых уст.
Материал опубликован в рамках программы Media Emergency Fund, которую реализует Львовский медиафорум при финансовой поддержке Фонда развития СМИ Посольства США в Украине. Взгляды авторов материала не обязательно совпадают с официальной позицией правительства США.