Минувшей осенью «Новый канал» запустил сериал «Первые ласточки», поднявший в эфире общенационального канала темы, от которых украинского телезрителя долгие годы старательно оберегали: буллинг, подростковый суицид, гомофобия и многие другие. Автор идеи и шоураннер сериала - Евгений Туник, а добро на производство столь рискованного проекта дал тогдашний гендиректор «Нового канала» Алексей Гладушевский. После успеха «Первых ласточек» стало понятно, что рисковать стоит, - сериалы, в которых касаются подобных тем, могут выходить не только на Netflix.
Уже в начале этого года StarLightMedia сообщил новость: в холдинге появляется новое направление по производству мультиплатформенных сериалов. И возглавил его Алексей Гладушевский, что вполне логично.
Такие новости, разумеется, вызвали множество вопросов: кто в команде свежеиспеченного продюсерского центра, какие проекты уже в разработке, будут ли сериалы нового направления выходить в эфире каналов холдинга, каковы перспективы появления стримингового сервиса в Украине... Благо на них с радостью согласился ответить Алексей Гладушевский, для встречи с которым мы отправились на Шевцова, 1 - именно туда, в родные пенаты, продюсер переехал с «Нового канала».
- Буквально вот на днях переехал, - встречая нас, говорит Алексей. - Был вариант остаться на Тургеневской, но там кабинет в разы меньше. А тут посмотрите, сколько места: учитывая, сколько нам предстоит совещаний и летучек, очень даже удобно.
- Во-первых, поздравляю тебя с назначением. Во-вторых, расскажи, как родилось направление StarLight Originals - ты инициировал или позвали на уже готовую идею?
- Вообще эта история началась около пяти лет назад, еще при Бородянском. Я показал Владимиру Владимировичу несколько идей, выбивавшихся из сетки канала. В то время платформенный контент только начинал развитие за границей, и он отнесся к моим идеям как к чему-то странному, не была понятна цель. Зритель был слишком консервативен, ему требовались обычные попсовые сериалы, потому все затихло. Но я продолжал искать и самостоятельно придумывать необычные идеи, некоторые даже развивал. Вот и собралась папка на рабочем столе.
Придя на «Новый канал» в качестве генпродюсера, снова заикнулся об этом - озвучил свои мысли Владимиру Локотко при обсуждении стратегии развития контента. Мол, мы же себя позиционируем как канал для молодежи и надо учесть, что она изменилась. Ее интересуют еще и другие темы, не всегда юмористические. Нам нужно было охватывать больший сегмент молодежной аудитории, в том числе тот, который не всегда хочет веселиться. Локотко идею воспринял достаточно позитивно, его зацепило. И мы решились на эксперимент - «Первые ласточки». Именно Владимир принял решение, что этот продукт может встать в сетку «Нового канала». Тогда очень многие были против, говорили - будет провал года, зрителю такое не нужно. Но, зная меня, они не агрессивно высказывали свое мнение и не вставляли палки в колеса.
И вот первые полтора года мы с командой разрабатывали концепцию, писали сценарий: все выверялось до миллиметра, потому создавали долго. Дать снимать решили тем, кто ранее не делал сериалы для украинского телевидения, - просто могли «завалить» идею. Это было мое первое решение как гендиректора. А когда я увидел первые кадры, мысли о создании продюсерского центра по разработке мультиплатформенных сериалов вернулись… За это время все изменилось, интернет-платформы завоевали мир, появились в России - там вышли сериалы «Звоните ДиКаприо!» и «Обычная женщина». Стало понятно, что это работает. Я понимал: если мы не продавим историю сейчас, то можем оказаться в хвосте. И озвучил свою идею теперь уже Дмитрию Троицкому и Михаилу Цареву, подчеркнув - точечные платформы в Украине уже возникают, хоть и работают на библиотечном контенте. Есть большая вероятность, что к концу этого года или началу следующего в стране появится масштабная платформа. А такой контент в Украине делается очень долго, поэтому надо готовиться и продумывать уже.
На первый взгляд кажется - у всех лежит куча идей, подходящих таким платформам. Да нет же! Их нужно тщательно искать. У нас и режиссеров почти нет, снимающих продукт такого плана, так что просто по шоурилу выбрать не получится - а это тоже время. В общем, в какой-то момент я понял: все заинтересованы и шансы есть. Это случилось спустя полгода после моего назначения гендиректором «Нового канала». Тогда же все увидели первые кадры «Первых ласточек». И все начало двигаться.
- И как давно тебе предложили новую должность?
- Серьезно разговаривать со мной о создании направления Троицкий начал месяца три назад. Сказал, что Цареву и акционерам эта идея нравится.
- Должность гендиректора не обидно было покидать?
- Нет. Я все-таки человек творческий. Принимая решение стать генпродюсером, понимал, что творчество там будет - я же отвечал за наполнение сетки контентом. Конечно, не все проекты, с которыми предстояло работать, были близки. Но мне удалось их полюбить. Гендиректор - это другая история. Творчества там нет, решаются совершенно другие вопросы. Я очень хотел попробовать, было интересно. Плюс осознавал, что историю с оригинальным контентом легче донести, когда ты гендиректор (улыбается). Тебя больше слушают. В общем, когда Дмитрий Троицкий предложил возглавить StarLight Originals, я был полностью готов. Прямо взбодрился, потому что мне уже нужен был воздух. К тому же понимал: если откажусь, это направление кому-то придется отдать. И так удачно сложилось, что как раз в этот момент пошли слухи о возвращении Оли Задорожной в Украину…
- Кстати, да. Почему именно ее утвердили?
- Не особо в курсе, как именно Ольгу утверждали на должность, могу только о себе говорить. Помню, было много кандидатов, мы проходили очень большой конкурс по разным направлениям, нас оценивали разного профиля эксперты, на каждом этапе кто-то отсеивался. Знаю, что Оля тогда была интересна руководству, но СТС, где она работала программным директором, покидать не собиралась. Оля очень долго была программным директором «Нового канала», при ней создавалась история, потому логично, что ее рассматривали на эту роль. Тогда к ней, видимо, обратились - она, вероятно, отказалась, и начали выбирать уже из остальных кандидатов. Остановились на мне. В этот раз все совпало - и Оля уходила с СТС, и я засиделся… Троицкий и Царев - умные мужики (смеется). Они видели, что меня беспокоит, понимали, что совмещать творчество с административными вопросами невозможно, а без него моя работа в холдинге не будет приносить удовольствие.
- Как проходила передача дел?
- Все произошло быстро, потому как фундамент уже был. Я долго занимался подготовкой StarLight Originals, Оля в последние месяцы приезжала и вникала.
- Давай теперь конкретнее о StarLight Originals. У тебя большая команда?
- Небольшая - я и два продюсера, которые и в креативе разбираются, и бюджеты расписывать могут.
- Это люди из холдинга?
- Нет, я искал специально кого-то извне. Всех остальных мы будем привлекать.
- А сторонние продакшены привлекать будете?
- У нас есть свой внутренний, который надо развивать. И в студиях есть много людей, желающих делать что-то новое, а мы понимаем, чем их привлечь и отвлечь. «Первые ласточки» - тому пример.
- То есть Евгений Туник и Алина Павликова в вашей команде?
- Скажем так, мы ведем с ними переговоры. По поводу внешних продакшенов: если идея наша - моя, авторов, которые ее нам принесли, - то в приоритете внутренний продакшен. С внешними же всегда творческие и финансовые взаимодействия, часто речь идет о каких-то смежных правах на показ в интернете. И странно получится, если мы отдадим права на такое. Так же странно отдавать, допустим, нашу идею, идею StarLight Originals, стороннему продакшену: получится, что производители - они и это их кейс. Тем не менее я люблю работать с внешними продакшенами, а потому если кто-то из них принесет идею необычного контента и мне она понравится, вполне сможем зайти с ними в работу.
- Ты говорил, что заинтересован в темах, которые в эфирном телевидении не поднимаются. Можешь конкретизировать?
- Темы будут разные. В первых разработках - и проблема насилия в семье, и толерантности, и жестокости. Даже тема садомазохизма! Думаю, они много где поднимаются, только вот в проектах эфирного телевидения показываются аккуратно. Мы же эти «остроты» сглаживать не будем.
- Есть тема, которую ты хочешь раскрыть, потому что никто на украинском телевидении не освещал ее достаточно хорошо?
- Сейчас, я себе где-то записывал точное название… Женское самоопределение. У нас мало продуктов о таком. Обычно женское самоопределение - это «женское счастье - был бы милый рядом». Но мне кажется, оно вовсе не в приготовлении борща. И потому мы в процессе разработки образа очень нестандартной героини. Директор одного из каналов, которой я показал сценарий пилота, сказала: «Если это рассматривать для стандартной сетки телеканала, пришлось бы все менять - главную героиню делать второстепенной, а другую выдвигать на передний план. Слишком уж странная и сложная личность. Но так делать нельзя, сериал это испортит. Надо реализовывать его как спецпроект».
На этапе написания не стоит думать: «Это не пропустят, это вырежут юристы, это наша зрительница не поймет, вот тут слишком резко, а тут слишком непонятно». В том и фишка создания таких проектов. Мы договорились - делаем так, как чувствуем, а потом смотрим, насколько это поднимает градус. Если да - есть смысл заходить в проект, если же выходит за грани хорошего вкуса - не надо.
Также будет подниматься тема домашнего насилия. Ну и садомазохизм уже упомянул (смеется).
- Это все для платформ?
- Мы делим контент на два направления. Первое и пока сложное - то, что может выйти на платформах, а на телике не пойдет ну ни в каком виде. «Звоните ДиКаприо!» с жестко поднятой темой ВИЧ вряд ли встал бы на телевидении, «Содержанки» с огромным количеством эротических сцен… И там ничего не вырежешь. Второе направление - пограничное, как мы его называем. В нем присутствуют все детали платформенного контента: откровенность, искренность, жесткость. Но мы понимаем, что такой сериал в качестве спецпроекта может быть продемонстрирован на одном из каналов холдинга. Не в линейке стандартных сериалов - просто четыре-восемь серий специального показа.
- Пока только короткие истории?
- Да, хотим присмотреться, оценить реакцию на ту или иную тему - насколько сериал запускает какие-то важные процессы, привлекает внимание. Сейчас это можно сделать только через телевизор. От ток-шоу люди подустали, эстафету принимают сериалы. Вот та же история «Первых ласточек» - сколько потом звонков на линию поддержки поступило!
- Решение основать такое направление во многом было принято благодаря успеху «Первых ласточек». Как думаешь, почему зритель «Нового канала» его принял? Промо, сценарий, тематика, актеры?
- Мы обсуждали это. Всего по чуть-чуть. Но объединило все элементы искреннее желание шоураннера и его команды рассказать историю именно так. Шоураннер принимает на себя ответственность за абсолютно все решения - будь то бюджет или творческая часть. У нас люди только учатся этому в отличие от американцев. Хотя ни там, ни тут в титрах никого так не подписывают. В общем, в случае с «Ласточками» сработало отлично - то, насколько Жене Тунику это было важно, вылилось в то, что зритель получил очень честную историю. Именно потому мы дали им свободу, сделали так, чтобы никто не вставлял свои пять копеек. Кстати, даже те, кто обычно любит это делать, почитали историю и сознательно дистанцировались. Тот случай, когда видишь продукт и не хочешь трогать, чтобы не загонять в рамки.
- Если не говорить об ажиотаже вокруг сериала, цифрами смотрения довольны?
- Абсолютно. Все ожидали, что они будут в разы ниже, аналитики предсказывали долю 2%. В результате она оказалась выше средней доли канала. Минус лишь в одном: сериал сильно выбивался из тематики «Нового канала», потому его было тяжело спрограммировать - везде перед ним стоял юмористический контент. А с него непросто перескочить на такую сложную историю. Сначала мы показывали по две серии в день, и на первой всегда происходил слом - уходили те, кто хотел только юмора. Вторые же серии собирали отличные цифры, потому что начинала подтягиваться абсолютно новая аудитория. Вот почему для нас важно было смотреть гриды (Grid) - чтобы видеть приходы и уходы. У нас же вторые серии всегда взлетали. Хуже, когда начинается с высоких показателей, а потом идет на спад. И еще отлично прошел марафон повторного показа: там, кажется, лишь одна серия набрала долю 7%, у остальных - намного выше. Да, не 12%. Может, набрали бы и столько, если бы было, в какой слот поставить.
- А почему у «Новенькой» все сложилось не так хорошо?
- Составляющих несколько. «Новенькая» изначально не была спецпроектом. Это продукт для стандартной сетки «Нового канала», потому заказали 20 серий. История вообще не мрачная в отличие от «Ласточек»: как «Ранетки», но повзрослее - про подростковую милую любовь. Я сам увидел ее у FILM.UA, сам заказал, сценарий был просто безупречным - поворот на повороте. Второй нюанс был для нас неожиданностью… Такие сериалы заходят в разработку задолго до выхода в эфир. Когда мы заказали проект, аудиторию «Нового канала» составляли подростки, и пласт был большой. За время производства «Новенькой» этот пласт ушел в интернет. Сейчас канал ориентируется на аудиторию 25-35. Только вот в «Новенькой» в отличие от «Первых ласточек» сильных взрослых линий нет. Они и не планировались, ведь история задумывалась для подростков. В результате взрослым там смотреть нечего, потому что их там нет. При этом в интернете «Новенькая» сейчас даже немного популярнее «Ласточек». У главного героя «Новенькой» подписчиков в Instagram в разы больше, чем у кого-либо из «Ласточек», хотя начинали с одного и того же. В общем, что-то меняется в обществе, меняется в зрителе… Аналитики сказали, что, если бы эти сериалы вышли два года назад, «Первые ласточки» провалились бы, а «Новенькая» - взлетела. За два года общество оказалось подготовленным к таким темам.
- Кстати, как там обстоят дела с продажей «Первых ласточек» в Европу?
- Чуть позже можно будет о чем-то говорить, это оказался сложный процесс, в котором я даже не замешан. Просто периодически интересуюсь.
- «Вчера, впервые в жизни, прослезился, читая поэпизодники первого сериала #starlightoriginals по моей идее», - написал ты в соцсети. Можешь рассказать о проекте?
- Это драма. Про взаимоотношения, про любовь, все как обычно. Чтобы доказать любовь к своей девушке, главный герой будет пользоваться такими методами, что на голову не налезает (смеется). Очень нестандартная история. У влюбленных часто бывают вопросы по типу «Ты будешь меня любить любой, что бы ни случилось?». И я подумал - а что, если героя в такую ситуацию поставить? Когда действительно нужно будет дать честный ответ и подтвердить его действиями. Что реально кроется за ответами мужчин, понимают ли они, на что подписываются?
- Будете ломать девочке ноги?
- Зная меня, может быть все что угодно (смеется). Все герои окажутся в нестандартных ситуациях. И их выбор будет очень сложным и неоднозначным.
- Это первый сериал, как я понимаю, по твоей идее…
- Раньше я писал только сценарии телепроектов, не было надобности писать их для сериалов. Сейчас же у меня даже есть сценарий полного метра - фильм называется «Мой юный принц». Мы с подругой основали маленький продакшен вне холдинга, с его помощью хотим попробовать заниматься кино - фестивальным. В планах у StarLightMedia пока нет работы с такими проектами, так что будем делать своими силами, но всегда открыты для сотрудничества с холдингом. Может, совместно с Францией - моя подруга живет там. Думаем даже подаваться на питчинг Госкино, хотя там очень провокационный сценарий, и нам все говорят, что никто такое не пропустит. Ну, по крайней мере ажиотаж создадим (смеется).
- Я правильно поняла, что в сериале по твоему сценарию сыграет Егор Козлов из «Новенькой»? Ты периодически выкладываешь его фото.
- Пока не могу точно сказать. Я никогда ничего не утверждаю, если не подписаны бумаги. Но вообще его, как и других наших актеров, рассматриваю. Первичные пробы мы уже проводили. Почему засветился именно Егор? В одном из проектов есть нюанс - нужны музыкальные навыки. И Егор ими обладает. Так что, скорее всего, мы с ним поработаем. Однако не думайте, что в роли такого любимчика публики, звезды Instagram. Я вообще хочу актеров ставить в не совсем комфортные условия, чтобы они не играли одно и то же. Им нужно развиваться, выполнять новые актерские задачи - в этом же суть актерства. Вот идеальный пример - Тая Щурук. Какой она была в «Киев днем и ночью», а какой - в «Первых ласточках». Вы только сравните! Я им при встречах иногда советую, какую книгу прочесть, какой фильм посмотреть. Мы будем так делать и дальше и заходить в съемки с подготовленными морально актерами.
- Чтобы создавать продукт для стриминговой платформы, эту платформу нужно запустить. На какой стадии вы сейчас? На презентации «Первых ласточек» ты сам мне сказал: «Все идет к тому, что в Украине должен появиться свой стриминговый сервис. Надеюсь, совсем скоро мы объявим хорошие новости на эту тему».
- Пока очень сложный вопрос, и задействован в нем не только я. Давай об этом поговорим спустя время.
- Окей, давай тогда порассуждаем. На кого в Украине такой сервис может быть ориентирован?
- На того, кто хочет смотреть качественный контент, сериалы с необычными героями, где поднимаются необычные темы. А такие люди есть. Многие отходят от телевидения - там для них ничего нет. Они и придут на платформу. На интернет-платформах обычно есть контент и для детей, и для подростков, и для взрослых людей. Мы же будем делать проекты примерно на аудиторию 25-35 - она самая интересная и интересующаяся. Эти люди уже что-то пережили, у них уже были отношения, конфликты, несколько работ. Для них спектр тем побольше. Да и они платежеспособны.
- Как думаешь, насколько реально и каким способом эту историю в Украине монетизировать?
- Пока с этим все сложно. В менталитете у людей заложено «Зачем мне платить за то, что есть бесплатно?». Но видно, что сдвиги есть. Посмотрим еще, чем увенчается история с кодированием. Вообще не совсем моя компетенция, но у меня есть некие сомнения, что все с ходу возьмут и начнут покупать. Поэтому в сериалах должно быть нечто такое, что люди захотели бы купить. У меня есть задумка - делать так называемые двойные сцены. Поясню. Определенные моменты в сериале могут быть неприемлемы для эфирного телевидения, для интернета же это не проблема. А потому снимать две версии: одну пустить на телик, вторую - на платформу. Но в первом случае давать какую-то плашку - мол, полную версию можно посмотреть на платформе, увидеть ту же эротическую сцену, например.
- Твое мнение - сколько времени пройдет, прежде чем люди будут готовы платить за контент? Вот чтобы не единицы, а массово.
- Сложно говорить, часто такие прогнозы не подтверждаются - все происходит или гораздо раньше, или гораздо позже. Но не думаю, что речь о десятилетиях. Наверное, уже через два года ситуация существенно улучшится. Взять то же кодирование: зрители будут сопротивляться, искать выходы, но процесс все равно будет запущен. Главное, чтобы люди понимали, что платить за контент - круто. Молодняк уже это осознает. На Западе с этим еще лучше, а наши люди сейчас гораздо чаще куда-то ездят, много чего видят и начинают постигать. К тому же, думаю, в ближайшие годы будет принято еще больше мер по борьбе с пиратством. В общем, перспективы есть.