«Сначала надежды возлагались на шпионов, затем на супергероев, потом на пилотов истребителей – надежды, что они станут магическим спасением для компании. Но просто не вышло достаточного количества блокбастеров, чтобы снять чары несчастья» – так поэтично прокомментировала банкротство Cineworld старший инвестиционный и рыночный аналитик британской финансовой компании Hargreaves Lansdown Сюзанна Стритер, добавив, что Cineworld «не смогла заманить назад достаточно зрителей, чтобы покрыть свои огромные долги».
Сумма этих долгов впечатляет: по разным данным они составляют от четырех до пяти миллиардов долларов (при этом рыночная стоимость самой компании, по информации BBC, сейчас $65 млн).
Пилот истребителя – «Топ Ган: Мэверик» – действительно взлетел круто: общий бокс-офис сейчас составляет более $1,4 млрд. Но этого оказалось недостаточно
Британская международная компания Cineworld Group plc, объявившая о банкротстве в конце августа, является второй крупнейшей кинотеатральной сетью мира (после AMC Theatres). Она имеет 9518 экранов в 790 городах в десяти странах. Это США, Великобритания, Ирландия, Израиль, а также большое представительство в Центральной и Восточной Европе: 34 кинотеатра в Польше, 28 в Румынии, 18 в Венгрии, 13 в Чехии, семь в Болгарии и три в Словакии. Главными брендами, под которыми ведется деятельность компании, являются Cineworld и Picturehouse в Великобритании и Ирландии, Yes Planet в Израиле, Regal Cinemas в США, а также Cinema City в Центральной и Восточной Европе.
Чтобы не было путаницы, отметим: несмотря на схожесть названий брендов, основанная в 2007 году украинская сеть «Синема Сити» с кинотеатрами в Киеве, Одессе и Виннице отношения к Cineworld не имеет (а также напомним о наших свежих обзорах работы украинских кинотеатров во время войны: большой всеукраинской сети Multiplex и скромной региональной волынской сети «Премьера»).
Как же получилось, что гигант Cineworld упал: действительно ли дело лишь в отсутствии достаточного количества голливудских блокбастеров или же есть еще причины? И какой сигнал это падение дает всему постпандемическому глобальному рынку кинопроката? Давайте разбираться.
«Гордыня» братьев Грейдингеров
Прежде чем перейти к падению, следует вспомнить о становлении: чтобы четко понимать, что именно упало. Итак, компания Cineworld была основана Стивом Винером в 1995 году. В 2004-м еще небольшую тогда локальную британскую сеть за 120 млн фунтов приобрела группа частных инвесторов Blackstone (вышли из этого бизнеса в 2010 году). В 2005-м Cineworld выкупила подразделения французской кинокомпании UGC в Великобритании и Ирландии. В конце 2012-го Cineworld купила британскую сеть Picturehouse Cinema, добавив к своему портфолио 21 кинотеатр. Зимой 2014 года Cineworld завершила поглощение компании Cinema City International N.V., контрольным пакетом акций которой (54%) владела семья израильских бизнесменов Грейдингеров. И именно Грейдингерам достался контрольный пакет новой – увеличенной – компании. Бывший CEO Cinema City International Муки Грейдингер стал CEO обновленной Cineworld.
CEO Cineworld Муки Грейдингер
Семья Грейдингеров работает в кинобизнесе почти столетие. Дедушка Муки и его брата Исраэля основал свой первый кинотеатр в Хайфе еще в 1930 году. Однако именно Муки Грейдингер стал первым в семье, кто почувствовал вкус к международной экспансии: в 1997-м он расширил свою израильскую компанию, тогда называвшуюся Cinema City, сначала на Венгрию, а впоследствии – на Великобританию и США.
«Они едят, мечтают и спят с мыслями о кинобизнесе; Cineworld был их ребенком» – так говорит о Муки и Исраэле (заместителе CEO Cineworld) анонимный инсайдер Financial Times, добавляя, что банкротство компании станет для братьев «серьезным эмоциональным ударом». Но в то же время он отмечает, что к нынешнему печальному положению вещей братьев привела «гордыня»: чтобы стать не вторыми, а первыми и вытеснить главного конкурента – крупнейшую мировую кинотеатральную сеть AMC, – Грейдингеры слишком много брали в долг.
Джеймс Бонд, суды, локдауны и «акции-мемы»
Бомбу замедленного действия Грейдингеры, сами того не зная, подложили себе же в конце 2019 года, когда Cineworld объявила о намерении приобрести Cineplex Entertainment – крупнейшую сеть кинотеатров Канады – примерно за $2,1 млрд. Эта сделка, которая добавила бы канадские кинотеатры в американскую сеть Regal Cinemas, приобретенную Грейдингерами годом ранее, сделала бы Cineworld крупнейшей сетью Северной Америки. Но дальше начался ковид…
Однако амбиции продолжали брать верх над инстинктом самосохранения: в феврале 2020-го братья убедили акционеров компании одобрить соглашение. Но уже в июне Cineworld эту сделку разорвала: по официальной версии – из-за возможных «значительного негативного влияния и нарушений» со стороны Cineplex (по неофициальной – из-за локдаунов, на фоне которых покупать огромную сеть кинотеатров казалось чистым самоубийством). В свою очередь, Cineplex подала иск против Cineworld, и в декабре 2021-го Верховный суд Онтарио обязал компанию Грейдингеров выплатить ущерб в размере 1,23 млрд канадских долларов за отказ от приобретения Cineplex. Это решение, которое Cineworld сразу же собиралась обжаловать, привело к падению цены акций компании на Лондонской фондовой бирже почти на 30% за одну ночь.
Осенью 2020 года Cineworld объявила о повторном закрытии всех кинотеатров в Великобритании, Ирландии и Соединенных Штатах на неопределенный срок, ссылаясь на задержку главных голливудских релизов. В частности, «последней каплей» Муки Грейдингер назвал перенос выхода 25-й части бондианы «Не время умирать». При этом он отметил, что кинотеатры сети в Центральной и Восточной Европе будут работать согласно актуальной ситуации в каждой конкретной стране, поскольку они сильнее зависят от отечественного производства, чем от голливудского.
Джеймс Бонд: шпион, который не пришел на помощь вовремя…
Тогда же, осенью 2020-го, Cineworld пригласила несколько финансовых консалтинговых компаний, чтобы помочь рефинансировать долги в более чем $8 млрд (читай: снова одолжить, чтобы покрыть уже одолженное). Как отмечает Financial Times, в течение пандемии Муки Грейдингер дважды возвращал Cineworld с грани банкротства, убедив кредиторов согласиться на пакет спасения.
С начала 2021-го Cineworld активно привлекла фондовый рынок, чтобы получить наличные, воспользовавшись огромным ростом цены на собственные акции. Так, акции Cineworld сначала выросли в шесть раз в январе 2021-го, затем более чем удвоились в мае – и снова в июне. Но это отнюдь не свидетельствовало о реальных успехах и надежности компании, скорее наоборот. Дело в том, что ценные бумаги Cineworld стали так называемыми мемными акциями.
«Мемные акции» (или же «акции-мемы») – это также феномен-следствие пандемии. Локдауны закрыли людей дома, людям было нечего делать – и они открыли для себя волшебный мир трейдинга (что стало очень легко благодаря своевременному появлению удобных приложений для биржевых операций). Так на рынке появилась огромная армия непрофессиональных инвесторов, которые начали объединяться через социальные сети и сообща скупать акции определенной компании: по большей части – дешевые акции компаний с проблемами. Следовательно, из-за нашествия инвесторов акции начинают расти, и происходит так называемый шортовый вынос (быстрый рост котировки). Грубо говоря, на «мемных акциях» можно заработать, если успеть вложиться до пика спроса (и цены) на них, а на этом пике успеть вовремя продать. Ведь потом следует неизбежное и очень резкое падение, поскольку, за очень редкими исключениями, «акции-мемы» в реальности даже близко не стоят своей искусственно завышенной цены. Конечно, акции Cineworld исключением не были…
Резюмируя: до пандемии (и до атак инвесторов-любителей) ценные бумаги Cineworld торговались на уровне более 180 пенсов за акцию, а в конце августа-2022 их цена была чуть меньше 2 пенсов.
Банкротство – еще не конец
Американские и западноевропейские кинотеатры Cineworld снова открылись весной 2021-го. Но даже когда понемногу начали выходить отложенные голливудские блокбастеры, желаемого нашествия зрителей не произошло.
То, насколько сильно пандемия ударила по кинотеатральному бизнесу США и Великобритании, наглядно видно на графиках Financial Times, основанных на данных Box Office Mojo
Муки Грейдингер продолжает называть главной причиной падения Cineworld именно отсутствие достаточного количества голливудских блокбастеров. Однако Барри Норрис, исполнительный директор Argonaut Capital – одного из инвестиционных фондов, сыгравшего на понижение акций компании, – уверен, что дело в другом: «В течение последних двух лет мы только и слышали [от компании], что вот когда они получат фильм о Джеймсе Бонде, вот когда они получат Top Gun… Но все это дымовая завеса, чтобы прикрыть тот факт, что основной бизнес – просто дерьмо и у них слишком много долгов».
Так или иначе, но процедура банкротства Cineworld должна начаться уже через несколько недель. По информации Financial Times, юридическая фирма Kirkland & Ellis и консалтинг-компании AlixPartners и PJT будут заниматься реструктуризацией, позволяющей Cineworld осуществлять операционную деятельность в ходе переговоров с кредиторами. В заявлении компании, имеющей около 28 тыс. работников по всему миру, в частности, сказано: «Cineworld надеется поддерживать свою деятельность в обычном режиме до и после начала любых процедур и в конечном итоге продолжать ее в долгосрочной перспективе без существенного влияния на сотрудников». Структурные подразделения компании также выступили с аналогичными заявлениями – туманными, но оптимистичными. В частности, компания Cinema City Poland отметила: «Мы активно анализируем стратегические варианты для обеспечения надежной структуры баланса и гибкости для адаптации к рыночным условиям, и этот процесс продолжается. Мы ожидаем, что предпринятые действия не повлияют на повседневную бизнес-деятельность всей Группы, включая Cinema City».
Что ожидает Cineworld после завершения процедуры банкротства? Financial Times считает, что контроль над компанией почти наверняка перехватят крупнейшие кредиторы (в том числе крупные американские инвестиционные фонды Invesco, Eaton Vance и State Street), а остальные акционеры Cineworld будут исключены в процессе банкротства. Также, по информации издания, вполне возможно, что Муки Грейдингер получит долю в реструктуризированной компании. Кроме того, в рамках реструктуризации обсуждается продажа восточноевропейской части Cineworld, чтобы вернуть деньги группе кредиторов. От комментариев по этому поводу Cineworld отказалась.
Частный случай или комплексный симптом?
Можно ли было предотвратить произошедшее? Наверное, да. Например, та же сеть AMC Theatres, имеющая, по некоторым данным, долгов даже больше, чем у Cineworld, до сих пор держится (кстати, ее акции так же стали «мемными», однако компанию это не подкосило, а, наоборот, позволило остаться на плаву, собрав на рынке деньги). «Последней соломинкой, сломавшей хребет верблюду, стало приобретение Cineplex», – говорит инсайдер Financial Times, присутствовавший на заседании совета директоров Cineworld, который принял это решение. По его словам, из дюжины членов совета только один высказался против: «Никто не был готов сказать [братьям Грейдингерам], что это была неправильная сделка в неподходящее время».
Но пока Cineworld борется за выживание, возникает другой вопрос: произошедшее со второй кинотеатральной сетью мира – частный ли случай и следствие слишком больших амбиций? Или же это симптом комплексного явления, окончательного упадка всей индустрии? «В нормальном мире Cineworld сейчас были бы героями, – признался FT представитель сети-конкурента. – Но из-за эпидемии их подкосил высокий уровень долгов».
С самого начала пандемии все пытались спрогнозировать, каким будет постковидный кинотеатральный прокат. И к сожалению, кейс Cineworld склоняет к мнению, что могут оправдаться нелестные прогнозы. Сегодня, когда кинотеатры мира фактически вернулись к нормальной работе и начали выходить голливудские блокбастеры, зрители уже не проявляют того же энтузиазма, что раньше.
Да, конечно, количество блокбастеров еще относительно мало: по экспертным оценкам, в 2022-м в кинотеатрах мира вышло примерно на треть меньше широкопрокатных фильмов по сравнению с годами до пандемии. Соответственно, общие кассовые сборы в этом году упали где-то на треть относительно допандемийного времени – или на 32% по сравнению с соответствующим периодом 2019-го.
Но это только один аспект. Другой – стриминги, которые не устают поставлять зрителям прямо домой не только сериалы, но и зрелищный контент вроде «Серого человека» или «Красного уведомления» Netflix, окончательно отбивая этим полузабытую привычку ходить в кино.
«Серый человек» – один из лидеров просмотров Netflix за всю историю стриминга
«Сердцем кино являются молодые люди, а они избавились от этой привычки и не возвращаются. Cineworld будет не последней обанкротившейся кинотеатральной сетью» – такой печальный прогноз дает британский медиааналитик Элис Эндерс.
Поэтому вполне возможно, что Cineworld стала лишь первой ласточкой процесса существенной постпандемической трансформации индустрии кинопроката. Просто ласточкой очень «упитанной» и, следовательно, очень заметной.