Трудно в это поверить, но день, когда в Украине наконец заработает система единого электронного билета, близок как никогда. Если вы не следили за вопросом, напомню: законодательно ее внедрение закрепили еще в 2017-м, однако индустриально с тех пор почти ничего сделано не было. Лишь однажды, в 2019-м, Союз кинотеатров Украины заявил о разработке технического задания для создания системы, но дальше разговоров дело не шло вплоть до мая прошлого года. Внезапно для общественности на заседании Совета по господдержке кинематографии его члены выделили компании «Еспорт груп» 2,5 млн грн на разработку и внедрение единой государственной системы электронного оборота билетов «Єдиний електронний квиток». А спустя семь месяцев, в декабре 2021-го, Госкино презентовало уже готовую систему совместно с ООО «Маестро Тікет Систем» - она, как и «Еспорт груп», принадлежит Роману Порядченко, который тоже участвовал в презентации. После этого система - точнее, тонкости ее внедрения и работы - отправилась на этап общественных обсуждений, и, похоже, скоро этот долгострой превратится в реальность.
Ну а раз так, самое время получить ответы на давно назревшие вопросы. Для начала мы поговорили с первым заместителем главы Госкино Юлией Шевчук и теперь делимся разъяснениями в традиционном формате карточек.
Когда состоялся тендер и по каким критериям выбирали подрядчика?
Тендера не было. Все оформили через сервис Prozorro, где указали, что закупку совершили по переговорной процедуре «из-за отсутствия конкуренции по техническим причинам». По словам Юлии, компания Порядченко сама обратилась в Госкино с предложением заняться разработкой и внедрением системы, и техническое задание разрабатывала тоже она - используя и собственный опыт, и наработки индустрии, годами пылившиеся в Госкино. «С самого начала у нас была компания, которая готовила техническое задание и, по сути, занималась первыми шагами системы. С учетом этого нет смысла выбирать кого-то другого. Почему именно они? Во-первых, за несколько лет существования закона и нормы о том, что необходимо разработать систему «Единого электронного билета», кроме нескольких отдельных рабочих групп, которые долгое время только общались между собой, чтобы что-то сделать, конкретных действий и шагов никто не предпринимал. А потом к нам по собственной инициативе обратилась компания, уже разрабатывавшая похожие системы для ряда кинотеатров, а также работавшая с театрами и концертными залами. То есть у них есть определенный опыт работы с электронными билетными системами. Они обратились к Госкино и к Совету [по господдержке кинематографии], чтобы наконец внедрить систему на общегосударственном уровне, а Совет, ознакомившись с предложением, выделил им средства», - объяснила Юлия.
Участвовала ли индустрия в работе над системой?
Напрямую - нет, но рабочие встречи с представителями сферы, по словам Юлии, организовывались. Шевчук уточняет, что в них участвовали кинотеатры, дистрибуторы и производители киноконтента, и все могли ознакомиться с функционалом, изучить тонкости, высказать пожелания, предложения и предостережения. В частности, в разработке и тестировании участвовали сети «Мультиплекс» и «Оскар».
Насколько легко кинотеатры смогут подключиться к универсальной системе?
Этот вопрос решается софтом: к системе можно будет подключиться с помощью специальной программы. Если кинотеатр уже пользуется собственной системой, то программа будет синхронизировать ее данные с универсальной. Если же собственного электронного учета пока нет, придется наконец отложить счеты, вспомнить, что на дворе 2022 год, и обзавестись им. По словам Юлии, подготовка в этом направлении тоже велась заранее: «Не скажу о совсем маленьких кинотеатрах, но систему тестировало КП «Киевкинофильм», и по результатам коммунальные кинотеатры Киева готовы подключаться и работать».
Подключение и использование программы для кинотеатров будет бесплатным, дополнительное оборудование не понадобится. Все, что нужно, - компьютер и доступ в интернет.
Что, если кинотеатр на захочет подключаться - будут ли какие-то санкции?
Да, и их предусмотрят законодательно: получать прокатные удостоверения смогут лишь подключенные к системе кинодемонстраторы. «Это было наше предложение, - говорит Юлия. - Точных цифр у Госкино нет, но в стране есть кинотеатры, которые до сих пор работают с бумажными билетами, выписывая их вручную. Их немного, но они есть, и нужен какой-то стимул, чтобы они перестроились». Вместе с тем изменения не будут мгновенными: в проекте постановления, которое составили в Госкино, предусмотрен трехмесячный переходный период со дня принятия документа. «То есть не будет такого, что сегодня Кабмин принимает постановление, а завтра система у всех должна заработать. Трех месяцев достаточно, чтобы все успели установить программу и подключиться к системе», - объясняет Шевчук.
Какие данные будут собираться, где они будут храниться? И что там с безопасностью и достоверностью?
Как и предполагает название, система «Единого электронного билета» будет собирать информацию о количестве проданных билетов - причем речь обо всех фильмах, выходящих в украинский прокат, а не только созданных при поддержке Госкино. «Учет будет вестись с точки зрения фильмов, количества зрителей и залов. Это общая информация, мы не требуем раскрытия каких-либо коммерческих тайн», - успокаивает Юлия тех, кто переживает за бизнес с точки зрения конкуренции. При этом доступ к данным на разных уровнях будет разным: в Госкино планируют, что самые общие из них - количество проданных билетов и зрителей, сведения о том, какой фильм в каком регионе прокатывается, - будут публиковаться в режиме реального времени на сайте агентства, а, к примеру, дистрибуторы и кинотеатры смогут получать более детальную информацию, чтобы анализировать эффективность своей деятельности.
Храниться все будет на сервере, принадлежащем Госкино - оно же в ответе за сохранность информации. А вот за то, чтобы в систему вносились правдивые данные, будут отвечать кинотеатры - в случае обмана или попытки обойти систему им светят штрафы. Какие именно, пока нам сказать не смогли, поскольку их конфигурация еще в разработке.
Когда заработает система и что для этого нужно?
Пока речь лишь о приблизительных сроках, но час «Ч» близок - в Госкино полноценный запуск планируют на начало весны, то есть осталось чуть больше месяца. Сейчас система находится на этапе общественных обсуждений, который продлится до 10 февраля, а еще агентству нужно дождаться завершения всех бюрократических процедур - в частности, принятия Кабмином постановления и всех сопутствующих актов, которые будут подаваться пакетом.
После этого наступит тот самый переходный период, в течение которого все кинотеатры страны будут обязаны подключиться к системе.
Как реагируют кинотеатры на скорое внедрение системы - много ли недовольных?
Шевчук отмечает, что недовольные есть всегда и везде, но в этот раз их мало: «Преимущественно реакция индустрии позитивная. Сопротивления со стороны кинотеатров нет, они даже говорят, что система поможет им глубже анализировать рынок: смотреть, где имеет смысл открывать новые залы, корректировать программы показов - что транслировать больше или меньше, даже прогнозировать сборы по регионам. Большинство участников рынка видят в этом выгоду для собственного развития».
Обращений в ходе общественных обсуждений пока тоже немного, и поступают они преимущественно в форме вопросов о нюансах работы системы. Юлия не исключает, что в будущем ее будут дорабатывать: «Сначала нужно, чтобы система заработала, а затем при необходимости мы сможем вносить в нее коррективы и дополнения».
Похоже, мы и правда на пороге новой эры, в которой отслеживать кинотеатральные сборы станет проще и, главное, эффективнее. Осталось дождаться запуска «Единого билета» и разобраться с его функционалом - а скоротать время можно за изучением того самого проекта постановления, которое в ближайшем будущем примет Кабмин.