Практически каждый день миллионы людей по всему миру жаждут, чтобы им рассказали какую-нибудь захватывающую историю: либо одну короткую, и тогда они выбирают полный метр, либо растянутую во времени, и в этом случае на помощь приходит телевидение. Однако сегодня нарративу недостаточно быть просто интересным: примеры успешных проектов последних лет доказывают, что социальная составляющая тоже имеет огромное значение. И у фильма, и у сериала куда больше шансов завоевать сердца и умы зрителей, если в нем затрагиваются важные общественные проблемы: неравенство, толерантность, борьба за права отдельных социальных групп и все в таком духе.
Начинающим сторителлерам бывает сложно вплести в свой рассказ эти составляющие, а в наших широтах и вовсе принято считать, что социально значимый - значит скучный. Избавиться от этого устаревшего и даже вредного стереотипа поможет тематический мастер-класс Образовательной платформы PITCH UA, в ходе которого эксперты конкурса социально значимого контента PITCH UA Джош Вайнсток и Адам Сигел разобрались, как социальные месседжи помогают актуализировать контент в разных жанрах и формах. За организацию ивента традиционно в ответе компания Media Resources Management и проект USAID Transformation Communications Activity, а партнером в этот раз была Ukrainian Film School. Спикером прямиком из Голливуда выступил сценарист и продюсер Майкл Дагган, в профессиональной копилке которого много сериальных хитов - в частности, шоу «Закон и порядок», «Полиция Майами», «Земля-2» и «Блюз Хилл-стрит».
Впрочем, начать Вайнсток и Сигел решили не с беседы с Майклом, а с небольшого экскурса в историю американского телевидения. Дело в том, что привычка поднимать серьезные вопросы в развлекательном контенте появилась там довольно давно - еще в 60-х годах прошлого века.
Не последнюю роль в этом сыграла общественно-политическая обстановка: новый президент США Джон Кеннеди прямым текстом говорил, что теперь не страна обязана что-то делать для граждан, а граждане должны задуматься, что они могут сделать для страны. Телевидение подхватило тренд социальной ответственности, и первыми шоу, в которых это отразилось, стали «Ист-Сайд, Вест-Сайд» и судебная драма «Защитники».
В 70-х все усугубилось: на передовую вышли тема войны во Вьетнаме и различные движения за права людей. Сторителлеры и в этом случае не растерялись: в ответ на общественные процессы они стали выпускать остросоциальные комедии вроде M*A*S*H, где социальные проблемы не то чтобы высмеивались, но посмеяться над ними можно было.
Следующее десятилетие тоже стабильностью не отличалось, а истории, которые рассказывало телевидение, становились все сложнее и многослойнее - теперь это коснулось не только комедий, но и драм. Если вы уже читали конспект предыдущего мастер-класса, то пора углубить знания: разделение структуры на компоненты А, В и С, о котором тогда шла речь, появилось именно в 80-е, а герои в этот же период стали не просто функциями (например, копа), но почти что обычными людьми - со своими проблемами и переживаниями.
Майкл Дагган пришел на телевидение именно в 80-х и все эти процессы застал вживую. Собственно, поэтому он и в курсе, что вплетение в сторителлинг социально значимых тем и вопросов - это не вещь в себе, а ответ на запрос общества. Да, сериал или фильм может заставить вас задуматься над каким-то вопросом, но первичен именно запрос: аудитория, даже если еще этого не осознает, жаждет не просто развлекательного, а глубокого контента.
Первыми проектами, над которыми работал Дагган, стали сериалы «Блюз Хилл-стрит» и «Полиция Майами». Оба шоу стали культовыми и завоевали любовь поклонников: по словам Майкла, в конце 80-х студенты не шли на занятия, пока не досмотрели очередной эпизод, ведь возможности отложенного смотрения еще не было. Тогда о социальных месседжах авторы думали мало и в первую очередь работали над тем, чтобы шоу было интересно смотреть. Однако тематика проектов - преступления и их расследования - способствовала тому, чтобы значимые и актуальные для общества вопросы пробирались в сценарии самостоятельно. В частности, о культовом «Законе и порядке», над которым Дагган работал в начале 90-х, так и говорили: сериал строится вокруг социальных проблем США, а в героях «Полиции Майами» настоящие копы часто узнавали себя, причем не всегда в положительном ключе. Такой подход отлично работал: благодаря тому, что очередной эпизод шоу перекликался с реальностью, на следующий день люди с удовольствием обсуждали его друг с другом, а авторы, зная об этом, могли взять для следующей серии еще более актуальное дело с газетных передовиц.
Многолетняя карьера Даггана состоит не только из полицейских драм. В середине 90-х он создал научно-фантастический сериал «Земля-2», который хоть и продержался в эфире всего один сезон, но тоже затрагивал важные общественные вопросы, главный из которых - упадок человечества как вида. По словам Майкла, алгоритм создания сай-фай-проекта в этом отношении мало чем отличается от работы над процедуралом: социально значимые темы, как правило, настолько универсальны, что находят отклик у аудитории независимо от жанра. Даже больше: универсален сам сторителлинг, ведь, в каком бы жанре вы ни работали, в каких бы условиях ни развивался ваш сюжет, главное - чтобы история была интересной, захватывающей и побуждала зрителя досмотреть ее до конца.
Из этого, пожалуй, и следует главный секрет создания любого контента: его должно быть интересно потреблять, а в идеале - ждать добавки. Социальная значимость либо отдельных тем, либо центрального сюжета может в этом помочь, а может, наоборот, сыграть злую шутку. Здесь Дагган приводит в пример такие современные шоу, как «Ход королевы» и «Игра в кальмара». Оба сериала значительно глубже, чем кажется на первый взгляд: в одном за шахматами скрывается тема мироощущения и становления женщин в сегодняшнем мире, а во втором причина всего в социальном расслоении по экономическому принципу. Но вряд ли бы эти сериалы стали хитами, если бы те же вопросы преподносились в лоб и с меньшим вниманием к качеству - все же главный залог успеха в том, что проекты сделаны очень талантливо. Отсюда и вывод: прежде всего уделяйте внимание качеству сторителлинга, не зацикливаясь на социальных месседжах. В идеале, если вы качественно проработаете персонажей, не забудете об универсальности и всегда будете помнить, кому и зачем вы хотите рассказать свою историю, они и сами вплетутся в нее настолько органично, что вы этого и не заметите. А вот действовать от обратного опасно: забывая об истории и концентрируясь на важных, казалось бы, посылах, вы рискуете скатиться в нравоучения.
Когда беседа с Дагганом завершилась, Вайнсток и Сигел традиционно подвели ее итоги в нескольких хайлайтах.
Во-первых, следует помнить, что телеландшафт за последние годы изменился до неузнаваемости, и этот процесс не заканчивается. Когда-то решающее слово было за крупными телесетями, а сегодня, когда есть не только кабельное ТВ, но и стриминги, рассказать историю можно где угодно и в каком угодно формате. Сегодня авторам выдвигают куда меньше условий, а свободы действий, наоборот, стало больше, и этим определенно стоит пользоваться.
С другой стороны, аудитория стала более требовательной: теперь ей нужны глубокие сюжеты, многослойные персонажи и неожиданные авторские ходы. Одна из главных задач современного сторителлинга - сделать так, чтобы у зрителя, который только что посмотрел какой-либо контент, осталась пища для размышлений. То, что когда-то достигалось реалистичностью и использованием сюжетов с газетных полос, сегодня воплощается благодаря добавлению в сюжет социального контекста. Но будьте осторожны: такие темы должны вплетаться в сторителлинг органично и ненавязчиво, иначе нужного эффекта не достичь.
Как говорил Майкл, жанр в этом раскладе не имеет решающего значения: говорить о важном можно и в комедии, и в драме, и в научной фантастике. Это работает и в обратную сторону: чтобы стать хитом, ваша история должна быть универсальной, о чем бы в ней ни шла речь. Яркий пример - сериал «Клан Сопрано», где, с одной стороны, речь идет о боссе мафии, а с другой - во главу угла ставятся общечеловеческие вопросы, темы и ценности.
Ну и самое главное: на первом месте - история, а социально значимые вопросы должны вплетаться в нее как можно более естественно и органично. Если все сделать правильно, ваш проект может стать следующей «Игрой в кальмара», даже если вы сами сейчас в это не верите.