Этим летом Каннский кинорынок Marché du Film второй год подряд испытывал своих посетителей на прочность новым форматом проведения. Если в 2020-м всем экстренно пришлось перестроиться на тотальный онлайн, то в 2021-м - подстраиваться под гибридную программу: с 21 по 25 июня прошли Pre-Cannes Screenings - предварительные онлайн-показы, доступные всем зарегистрированным на Marché du Film байерам, а с 6 по 15 июля, параллельно с кинофестивалем, состоялись офлайн-ивенты.
В отличие от прошлого года на этот раз путаницы с двумя рынками в Каннах не было, и Marche du Film, как и кинофестиваль, прошел относительно гладко - хоть и с массой ограничений, а также новою реальностью в виде центров проверки на COVID-19. И конечно, говорить о возвращении традиционных фестиваля и рынка пока не приходится. Некоторые руководители крупных студий так вообще приехали не продавать или покупать, а просто посмотреть, что к чему, - но уехали заряженные оптимизмом. И к счастью, смена формата не отразилась на самом спросе байеров: переговоры состоялись, а сделки закрыли. О последних мы и поговорим.
Лидер закупок
Видеосервис Mubi, доступный в 195 странах, прямо-таки агрессивно скупал фильмы. В частности, в его каталог ушли драма «Память» (Memoria) с Тильдой Суинтон, «Молитвы об украденных» (Prayers for the Stolen), экранизация одноименного романа Дженнифер Клемент, документалка «Коровы» (Cow), снятая актрисой, а теперь и режиссером Андреа Арнольд, драмеди «Остров Бергмана» (Bergman Island) Мии Хансен-Леве, детектив/мистика «Агнец» (Lamb) Вальдемара Йоханнссона, мюзикл и по совместительству фильм-открытие Каннского фестиваля «Аннетт» (Annette) Леоса Каракса, историческая драма «Искушение» (Benedetta) Пола Верховена, драма «Великая свобода» (Great Freedom) Себастьяна Мейзе, а также «Священные узы» (Lingui, The Sacred Bonds) Махамата-Салеха Харуна. Наконец Mubi купил российскую драму «Разжимая кулаки» Киры Коваленко для дистрибуции на территории Северной Америки, Великобритании и Ирландии, Индии и стран Латинской Америки. Фильм победил в конкурсе «Особый взгляд».
Важно отметить, что дело не только в желании самой Mubi покупать, но и в общей тенденции продавать контент онлайн-кинотеатрам. Поскольку мировой рынок кинотеатрального проката еще не восстановился (а в случае новых вспышек пандемии не восстановится еще годы), селлеры больше присматриваются к онлайн-площадкам для дистрибуции. Кинотеатры можно закрыть, а онлайн-сегмент продолжит работу.
Но есть и обратная сторона медали. У ОТТ- и VoD-сервисов часто куда больше денег на закупку контента, чем у традиционного инди-дистрибутора. Ввиду этого конкуренция не всегда выглядит честной. Впрочем, не все хорошие фильмы обладают потенциалом для эксклюзивной онлайн-премьеры, поэтому утверждать, что стримеры распугали всех, пока рано.
Самые крупные сделки…
На данный момент самой примечательной сделкой является покупка дистрибуционной и продакшен-компанией STX международных прав на сиквел «Гренландии» почти за $75 млн у Anton. $25 млн из них - за территорию Северной Америки.
STX, которую на мировом рынке изредка называют мини-мейджором, хорошо зарекомендовала себя как прокатчик той же «Гренландии», а также юридической драмы «Мавританец» (Mauritanian) и планирует с лихвой отбить затраты на вторую часть. Кстати, медиасервис MEGOGO как раз перезаключил (через MEGOGO Distribution) контракт с STX на следующие три года, так что с десяток многообещающих релизов будут и в Украине.
В то же время онлайн-гигант Netflix выложил упомянутой Anton кругленькую сумму за британский ужастик «Курсор» (CURS>R) про студентку, которая играет в видеоигру, где ставка - ее собственная жизнь. Сумма сделки не разглашается, но, говорят, речь идет о семизначной сумме.
…и сделки поменьше
Байеры - Neon, A24, IFC и Sony Picture Classics - боролись за права на драмеди «Худший человек на свете» (The Worst Person in the World) на территорию Северной Америки. В итоге Mk2 Films продала права Neon, но примерно за $750 тыс., что выглядит мелковато на фоне упомянутых выше сумм. Кроме того, Neon купил у Mk2 Films североамериканские права на фильм Йонаса Карпиньяно «Кьяра» (A Chiara), победивший в конкурсе «Двухнедельник режиссеров» (Directors’ Fortnight).
Metro-Goldwyn-Mayer приобрела права на участвующий в главном конкурсе фильм Шона Пенна «День флага» (Flag Day), но сумма не разглашалась. Кроме того, студия приобрела на дистрибуцию режиссерский дебют Зои Кравиц «Остров кисок» (Pussy Island) с Ченнингом Татумом в главной роли, съемки которого стартуют лишь в следующем году. Сумма также не раскрывается.
Компания A24 тоже купила фильм из основного конкурса - драмеди «Красная ракета» (Red Rocket) Шона Бэйкера. А Miramax купила у FilmNation международные права на драму «Оставшиеся» (The Holdovers) Александра Пэйна с Полом Джаматти в главной роли.
Несколько дней продолжалась борьба за фильм «Враг» (Foe), победителем из которой вышла Amazon Studios. В научной фантастике снялись Сирша Ронан и Пол Мескал.
Sony Pictures Classics забрала фильм «Купе номер шесть» (Compartment No. 6) Юхо Куосманена - на территориях Северной и Латинской Америки, Восточной Европы, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.
Oscilloscope Laboratories купила права на драму «Клара Сола» (Clara Sola) Натали Альварес Месен в Северную Америку. Фильм участвовал в конкурсе «Двухнедельник режиссеров».
IFC Films приобрела вышеупомянутый «Остров Бергмана» с Вики Крипс и Тимом Ротом. А также историческую драму «Искушение» Верховена.
А что же украинские проекты?
В главном конкурсе украинские или созданные в международном копродакшене с Украиной ленты не участвовали. Но в рамках юбилейной, 60-й «Недели критики» премию Prix SACD получила французско-швейцарская драма «Ольга», в производстве которой принимала участие украинская компания Pronto film (в свое время проект не смог получить финансирование Госкино как официальная копродукция Украины, но свои обязательства перед международными партнерами Максим Асадчий и Ко выполнили). А в программе «Специальные показы» успешно прошел фильм Сергея Лозницы «Бабин яр. Контекст», удостоившись приза «Золотой глаз» (награда за лучшую документалку). На кинорынке же были представлены украинские проекты «Нижній горизонт» Жанны Озерной и «Ля Палісіада» Филиппа Сотниченко - последняя получила финансовую поддержку Goteborg Film Fund.
О сделках по этим четырем фильмам пока не сообщается, но сделки по украинскому контенту точно были - взять хотя бы спортивную драму «Пульс» производства KINOROB (входит в состав FILM.UA Group). Продажи подтвердил продюсер ленты Егор Олесов, хотя байеров и страны не назвал.
И конечно, на Marché du Film работал едва не сорвавшийся украинский павильон, организованный совместными усилиями отечественной индустрии и государства. Каким он был, какие мероприятия провел и пользовался ли интересом международных гостей, мы расскажем совсем скоро.