Нет лучшего места для налаживания новых контактов и связей в киномире, чем Каннский кинофестиваль и сопутствующий ему рынок Marché Du Film. Американские СМИ неспроста называют эти мероприятия суперкубком для создателей контента: именно здесь заключаются самые важные киносделки года, представители Голливуда заводят знакомства с европейскими (и не только!) коллегами, а производители независимых проектов получают шанс найти дистрибуторов.
За долгие годы фестиваль и рынок выработали эффективный алгоритм совместного существования: первый завлекает участников громкими премьерами, второй обеспечивает площадку для общения и заключения сделок. За примерами далеко ходить не надо: в прошлом году в рамках смотра состоялся мировой релиз картины Пона Чжуна Хо «Паразиты», а благодаря Marché фильм стал рекордсменом среди всех победителей Каннского кинофестиваля, продавшись в рекордное количество стран. Если этого недостаточно, вспомните историю Харви Вайнштейна до того, как он стал главным плохишом Голливуда: правильная работа с Каннами сделала его основным поставщиком зарубежных проектов в американский прокат и по совместительству - одним из самых влиятельных продюсеров «оскаровского» кино.
В этом году праздник кинематографа оказался под угрозой: из-за пандемии коронавируса (да, нам она тоже надоела) кинофестиваль отменили и подобная судьба ожидала мероприятия рынка. Но к счастью, организаторы нашли выход: по примеру телерынка MIPTV, Marché Du Film ушел в онлайн и состоится с 22 по 26 июня. Если в случае первопроходцев времени на привыкание к новому формату у участников не было, то до Marché Du Film остается почти месяц, чтобы все изучить и ворваться в нужную Zoom-конференцию максимально подготовленными. Помочь с этим может свежий материал Deadline: издание собрало всю известную на сегодняшний день информацию о грядущем мероприятии, а мы перескажем вам его главные моменты.
Путаница с двумя рынками
Начнем, пожалуй, с любопытной истории, разыгравшейся еще до того, как организаторы фестиваля и рынка определились с планом действий в условиях пандемии. Если помните, Тьерри Фремо сотоварищи до последнего надеялись, что смотр состоится, однако уже в начале марта, когда отменился MIPTV 2020, аналогичные слухи начали распространяться и о Каннском кинофестивале. Официальная информация о Marché Du Film появилась лишь в середине апреля, и полутора месяцев неизвестности Голливуду оказалось достаточно, чтобы попытаться взять инициативу в свои руки.
Случилось беспрецедентное: ряд крупнейших голливудских агентств, среди которых Endeavour Content, UTA Independent Film Group и ICM Partners, по инициативе компании CAA Media Finance начали разрабатывать стратегию на тот случай, если Marché Du Film 2020 не состоится. Уникальность ситуации в том, что для всех участников процесса Каннский кинорынок имел такое значение, что они даже забыли о конкуренции. «Трудно вспомнить случай, когда агентства так тесно сплотились. Никто не пытался извлечь из ситуации выгоду для конкретной компании - все координировали действия ради блага всей отрасли», - рассказал Deadline инсайдер переговоров.
К середине марта группа объявила, что с Каннами или без них, но виртуальному кинорынку быть, причем довольно скоро - в мае или июне. «Мы все были обеспокоены, ведь никакой информации от организаторов Marché не поступало. Кроме того, под угрозой был и Каннский кинофестиваль: уже тогда мы предполагали, что смотр отменят, но окончательного решения правительства Франции тоже еще не было. Так что мы разрабатывали альтернативные планы под любой возможный сценарий», - вспоминает байер одного из агентств, добавляя, что все эти процессы ни в коем случае не были «движением против Канн».
Впрочем, некоторые представители индустрии восприняли их именно так. А когда глава Marché Du Film Жером Пайяр наконец объявил, что мероприятие уйдет в онлайн, в США и Европе пошли слухи, что кинорынков будет два: один - для англоязычных проектов от голливудских агентств, второй - собственно Marché. Анонимный французский селлер по этому поводу даже почти вышел из себя. «Мы собираемся участвовать только в Marché. Мы в долгу перед фестивалем и продаем очень много контента как для компании нашего размера. Не думаю, что индустрии нужно два отдельных события - все должны действовать сообща. Поэтому мы не одобряем действия американских коллег, хотя для них такой метод ведения бизнеса - обычное дело», - негодовал он.
Навести порядок в мыслях представителям индустрии помог лично Пайяр. «Инициатива голливудских агентств не будет параллельным рынком - они просто займутся организацией частных презентаций. Вначале у них действительно была идея создать собственную платформу, но теперь, насколько мне известно, такие разговоры прекратились. Мы вели с ними переговоры, и в результате они согласились ограничиться презентациями без показов», - объяснил он, добавив, что все скрининги будут проводиться через Marché.
Плюсы и минусы онлайн-формата
Итак, мы разобрались, что рынок будет, а его клонов, которые бы сбивали представителей индустрии с толку, не планируется. Немного об онлайн-формате грядущего мероприятия его организаторы рассказали в момент объявления: в этот раз Marché Du Film состоится на онлайн-платформе Cinando, которая была запущена в 2003 году и обычно используется как виртуальная витрина крупных рынков и фестивалей. Также планируется создать 15 виртуальных «кинотеатров», где будут демонстрироваться уже готовые и work-in-progress фильмы, а также трейлеры и презентации новых картин. При этом организаторы обещают, что все материалы будут доступны для просмотра практически круглосуточно, что особенно ценно для дистрибуторов из разных уголков планеты и, соответственно, разных часовых поясов. Деловое общение участникам предлагается вести в специально созданном приложение Match&Meet.
Жером Пайяр отмечает, что индустрия на «виртуализацию» кинорынка отреагировала довольно живо: «Согласно проведенному нами опросу 90% компаний, которые обычно участвовали в «живом» рынке, намерены поучаствовать и в его онлайн-версии. Мы ожидаем присутствия 200-300 компаний-селлеров и 60-80 институций. В целом, надеемся, у нас будет от 5 тыс. до 10 тыс. участников, тогда как их количество в прежние годы составляло 12-13 тыс.».
Что касается частных онлайн-презентаций голливудских агентств, то в них, по данным Deadline, намерены поучаствовать около 30 компаний, среди которых FilmNation, AGC, Wild Bunch, Endeavour Content, Hanway, Lionsgate, Mad River, Miramax, Rocket Science, Sierra Affinity и STX Entertainment. Впрочем, представители многих из них говорят, что будут присутствовать на обеих площадках - благо они начинают работу в один день, 22 июня. Специального приложения для общения участников в этом случае не будет - каждый сможет выбрать привычную для себя платформу, но больше всего организаторы уповают на Zoom.
При этом главным минусом для всех остается отмена Каннского кинофестиваля: в прежние годы именно смотр создавал проектам необходимый для хороших продаж ажиотаж, а также был своего рода ситом - если лента прошла отбор жюри и попала в основной конкурс Канн (либо же в одну из программ фестиваля), это уже был знак качества и гарантия выгодной сделки как для продавцов, так и для покупателей.
Больнее всего нынешние обстоятельства ударили по артхаусу: многие представители сегмента прямо говорят, что не будут презентовать свои фильмы на онлайн-рынке только потому, что контекст фестиваля для них жизненно необходим. «Мы думали анонсировать фильм на иностранном языке с хорошим режиссером, но привлечь внимание к артхаусному проекту без полноценной фестивальной презентации очень сложно. Я разговаривал со многими представителями европейских артхаус-продакшенов - они тоже не намерены представлять на виртуальном кинорынке новые фильмы. Пока Каннский кинофестиваль не вернется, акцент в сегменте будет на старых, уже знакомых тайтлах», - говорит представитель одного из ведущих европейский селлеров.
Другие опрошенные Deadline компании придерживаются похожей позиции: на первый план в этом году выйдут более коммерческие англоязычные проекты, а авторское кино на других языках откладывается до лучших времен. Впрочем, в ближайшие недели все может измениться: прямо сейчас организаторы Marché готовят специальные подборки авторского кино, которые в теории облегчат его продажи. Подробностей об этом пока нет - их обещают раскрыть в ближайшие недели, но Пайяр надеется, что механизм станет «огромной помощью» для сегмента артхауса.
Станет ли онлайн-формат нормой для рынков контента?
Пандемия и длительный карантин меняют ивент-индустрию буквально на глазах, и вряд ли она вернется к прежней размеренной жизни, когда все закончится. Единого ответа на то, какие новшества в отрасли в итоге приживутся, а какие останутся коронавирусным реликтом, пока нет. Но опыт и позиция организаторов Каннского кинофестиваля говорят, что крупные и авторитетные смотры не рассматривают онлайн как альтернативу встречам по старинке. Это вполне логично, учитывая, что киноиндустрия во многом бизнес, основанный на личных связях, своевременных знакомствах и «химии».
С рынками контента дела обстоят иначе: даже когда перелеты и массовые собрания вновь станут безопасными, организаторы не будут отказываться от онлайн-формата целиком. Нынешнюю ситуацию они рассматривают как возможность опробовать разные модели удаленного сотрудничества, и самые эффективные из них перекочуют в постпандемийную эпоху. «Разумеется, люди будут рады вернуться на Круазетт в следующем году - хотя бы потому, что всем не хватает личного общения. Но уже сейчас мы рассматриваем варианты создания гибридного рынка, чтобы в нем участвовали те, кто по каким-то причинам не может приехать в Канны. Это вполне может стать для нас новым способом работы», - говорит Пайяр, добавляя, что так и для окружающей среды будет полезнее.
Представители голливудских агентств с главой Каннского кинорынка согласны. Более того, уже сейчас они прогнозируют, что опробованный в рамках Marché формат пригодится в подготовке American Film Market. «Ничто не сможет заменить физический контакт. Но если пандемия затянется и европейцы с азиатами не смогут приехать на AFM в ноябре, нам понадобится другой способ продажи контента», - заявил один из них.
Карантин, спутавший мировой киноиндустрии все планы на ближайший год, все же может принести кое-какую пользу. Если бы не пандемия, консервативные европейцы еще долго присматривались бы к возможностям онлайн-формата, но теперь обновление подходов стало жизненной необходимостью. Скоро узнаем, как это работает на практике. К слову, в 2020 году наблюдать за процессом из Украины будет особенно интересно, ведь наша страна в очередной раз увеличила свое присутствие на Каннском кинорынке. Это стало возможным благодаря усилиям Украинского института, поддержавшего сразу две презентационные программы - продюсерскую от ОМКФ и документальную от Docudays UA. Подробнее о них можно прочитать здесь и здесь. До встречи на онлайн-полях!
marchedufilm.com/©LAUREN NICOL, youtube.com/Screen International