Весь прошлый год прогрессивное человечество только и ждало, когда он закончится - настолько сложным, нестабильным и ломающим устои оказался 2020-й. И хотя с наступлением 2021-го обстановка не слишком улучшилась - конца пандемии по-прежнему не видно, а тектонические сдвиги во всех возможных сферах еще происходят, - кое-какую пользу он таки принес: теперь можно с чистой совестью смотреть на 2020-й ретроспективно и делать выводы. Так поступили специалисты аналитической платформы Parsely, сосредоточившись на исследовании предпочтений пользователей в отношении потребляемого диджитал-контента. Собранные данные они свели в большой, подробный и очень интересный (особенно для издателей) отчет, с ним можно ознакомиться здесь. Мы внимательно его изучили и отобрали главные выводы, которые авторы предлагают сделать по итогам минувшего года, - как те, что будут работать в краткосрочной перспективе, так и далеко идущие.
В Parsely уверены: всем, кто работает в цифровых медиа, необходимо их узнать - хотя бы для того, чтобы соответствовать ожиданиям аудитории. С таким посылом трудно не согласиться, поэтому приступим.
Здоровье, политика и новости - главные темы в онлайн-СМИ
Вряд ли кого-то удивит тот факт, что прошлый год стал небывалым поводом для пользователей заинтересоваться темой здоровья - рост сегмента составил аж 307% в сравнении с 2019-м. Исследователи отмечают: главным двигателем этого процесса стала пандемия, но трафик приносил не только коронавирус - пользователи массово интересовались вопросами потери веса, медицинскими технологиями (видимо, дабы аргументы в спорах в соцсетях были весомее), а также способами улучшения психического здоровья. Логично, что самый бурный рост сегмента пришелся на март 2020-го, однако и в последующие месяцы интерес к нему оставался довольно высоким.
Почетное второе место по приросту аудитории заняла тема «Карьера и работа» - просмотр страниц с такими материалами вырос на 168%, «бронзу» в этом забеге взял «Шопинг» (+162%).
Если же оценивать абсолютные значения, а не прирост, то тройка лидеров отличается: «Здоровье и фитнес» здесь лишь на втором месте (с 9,6 млрд просмотров), пальму первенства получил сегмент «Политика» (15,7 млрд просмотров, прирост к 2019-му - 71%). Такие результаты тоже довольно предсказуемы - раз уж американские выборы пробрались даже в украинский топ запросов от Google, то мировой интерес к теме должен быть очень высоким. Замыкает же тройку лидеров сегмент «Новости», набравший суммарно 5,5 млрд просмотров в 2020 году. К слову, прирост направления тоже был довольно высоким: +143% в сравнении с 2019-м.
В целом рейтинг тем и направлений выглядит так. Заметьте, отрицательную динамику продемонстрировал лишь один сегмент - по мнению исследователей, это следствие того, что люди по всей планете стали проводить намного больше времени в смартфонах и компьютерах, а не на «живых» встречах с другими людьми
Вот так пользователи интересовались здоровьем и политикой в течение 2019-2020 годов
Поиск растет, а Facebook остается крупнейшим поставщиком трафика среди соцсетей
Поскольку многие страны в 2020-м подверглись строгой изоляции, чтобы взять под контроль распространение COVID-19, создатели медиаконтента подготовили ответные меры. Независимо от формы работы, рост трафика наблюдался на всех платформах, а самым бурным месяцем стал, конечно же, март:
Впрочем, говорить, что выигрыш для всех был одинаковым, несправедливо. Например, категория прямого трафика выросла настолько, что обошла поисковые рефералы, но в Parsely не уверены, что эта тенденция сохранится и в 2021-м, особенно учитывая разнообразие выбора ресурсов. С другой стороны, в прошлом году случился бум подписок - потребители контента, очевидно, становятся все более лояльными к своим любимым изданиям и прочим поставщикам. Здесь исследователи единодушны: в течение 2021 года вовлечение аудитории останется ключевой темой, а издатели будут и дальше стремиться убеждать читателей, что подписки стоят продления.
Всплеск роста поиска также пришелся на март и в начале мирового локдауна составил 56%. Однако в течение года ажиотаж в этом сегменте поубавился (подробности смотрите на графике выше), а его лидерами предсказуемо стали Google и Facebook. Последняя также была и остается доминирующим поставщиком трафика среди соцсетей, нарастив показатель на 51% в сравнении с 2019 годом (14,6 млрд просмотров), на втором месте Twitter с +22% (1,2 млрд просмотров), на третьем - Instagram, рост в котором составил 68% (268 млн просмотров). Правда, что касается сегмента в целом, то и он к концу года сбавил обороты в плане рефералов.
А вот кто не только получил пользу от пандемийного 2020-го, но и продолжает делать это по сей день, так это агрегаторы новостей. Трафик из сегмента остается на рекордно высоком уровне, лидером же забега по итогам прошлого года стал Google News:
Остальные «лошадки» в ТОП-6 вам тоже наверняка знакомы, за исключением разве что NewsBreak. Но исследователи призывают в ближайшем будущем следить именно за ним: в основе агрегатора лежит искусственный интеллект, однако главное - сервис специализируется на местных новостях, интерес к которым в последнее время растет. Хотя пока NewsBreak работает только в США.
Советы на будущее: изучайте активность аудитории, предоставляйте полезный контент и оптимизируйтесь для мобильных устройств
Сегодня, когда в мире худо-бедно, но идет процесс вакцинации, коронавирус уже не кажется таким страшным, как это было в 2020 году. Впрочем, четкого представления о том, когда закончится пандемия, все еще нет, поэтому о стабильности в любых направлениях, включая потребление контента, говорить пока рано. Зато, изучив тенденции и тренды прошлого года, исследователи готовы дать несколько советов на будущее, с которыми пережить сложные времена будет проще.
Во-первых, старайтесь предоставлять пользователям не просто важные новости, а полезный контент, помогающий им приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. В Parsely уверены: люди готовы идти на контакт с поставщиками контента в любых категориях, нужно лишь найти к ним правильный подход. Во-вторых, уделяйте большее внимание мобильной версии своего сайта (и не только из-за нового поискового алгоритма Google): за один март 2020-го и лишь в США пандемия привела к увеличению использования смартфонов на 40%, а планшетов - на 20%. В целом же мобильный трафик превышает десктопный в два раза, и разрыв, как обещают исследователи, продолжит расти. Ну и в-третьих, перестаньте искать «лучшее» время для публикаций - его попросту нет. Точнее, есть, но не такое, как вы себе представляли: авторы отчета утверждают, что «это любое время, в которое ваша аудитория не спит», потому намного важнее изучать привычки пользователей как таковые.