В мире специалистов по поисковой оптимизации (SEO) долгое время бытовала шутка о том, что даже сотрудники корпорации Google не совсем понимают, как работают поисковые алгоритмы их браузера. А в каждой шутке есть доля истины: для поисковой выдачи учитываются тысячи факторов, и человек просто не в состоянии просчитать все варианты и влияние алгоритмов друг на друга.
Лет 15 назад считалось, что ни один сайт не «взлетит» без правильно прописанных ключевых слов в специальном разделе «Мета». Но количество людей, самостоятельно занимавшихся продвижением своих сайтов, без помощи SEO-специалистов, все увеличивалось. В «ключи» записывали все подряд: от полной бессмыслицы до набора слов, цепляющих интерес пользователей, но не имеющих ничего общего с сайтом. Все это привело к тому, что осенью 2009 года в Google публично заявили: ключевые слова больше никоим образом не влияют на поисковую выдачу. Их убрали из алгоритма. А например, скорость загрузки сайта - не менее важный фактор - осталась в силе до сих пор.
Впрчем, ничто не вечно даже в Google. Учитывая, как меняется мир и с какой скоростью растет количество контента в интернете, в компании справедливо посчитали, что нужно нечто новое, чтобы браузер более точно искал и показывал необходимую информацию. Так придумали поисковый алгоритм Core Web Vitals, который запустят уже в мае текущего года. И это важно не только для сферы медиа, но и вообще всех.
Как Core Web Vitals может повлиять на выдачу? Кто получит преимущество? Как сохранить и увеличить аудиторию и охват? Давайте разбираться.
Ключевые параметры Core Web Vitals
Основных, самых важных факторов, влияющих на поисковую выдачу, несколько. В частности, вышеупомянутая скорость загрузки страниц. А с запуском Core Web Vitals факторов, влияющих на алгоритм поиска, станет еще больше.
Итак, Core Web Vitals ориентирован на поисковую выдачу в прямой зависимости от реального опыта интернет-пользователей. То есть не поисковых ботов, а живых людей. Поэтому в первую очередь будут учитываться три основных параметра: та самая скорость загрузки страницы (Largest Contentful Paint, или LCP), а также готовность к взаимодействию с пользователем (First Input Delay, или FID) и скорость визуальной стабилизации (Cumulative Layout Shift, или CLS).
Со скоростью загрузки страницы все более-менее очевидно - чем быстрее загружается сайт, тем комфортнее пользователю. Если же страница долго грузится, пользователь пойдет к вашему конкуренту. Но главное, в Google открыто рассказывают о допустимых рамках.
Так, все, что открывается до 2,5 секунд, - отлично (тут и далее приводим данные исследования Chrome User Experience Report (CrUX). В промежутке между 2,5 и 4 секундами - средне. Все, что дольше, - плохо. Такие сайты будут опускаться в выдаче. Если вы публикуете много новостей с фото, «вес» последних нужно ужимать. Но конечно, без ощутимой потери качества.
First Input Delay отражает задержку между загрузкой страницы и первым откликом на действия пользователя. Чем быстрее пользователь может взаимодействовать с вашим сайтом, тем лучше. Тут уж речь идет даже не о секундах. Хороший показатель - до 100 мс. Средний - до 300 мс. У вас дольше? Пора принимать меры, благо до мая еще есть время.
Наконец, Cumulative Layout Shift подразумевает то, насколько быстро прогружается макет сайта со всеми элементами. Наверняка было такое, что вы посещали какую-нибудь веб-страницу и некоторые ее элементы не сразу становились на свои места или что-либо вообще не отображалось? Здесь хорошим будет показатель менее 0,1 секунды. Более 0,25 секунды - очень плохо.
Учитывать важно все три фактора сразу: старайтесь, чтобы сайт был как минимум в средней полосе, не выходя в красную зону ни в одном из этих параметров, иначе Google может существенно опустить ваше детище в выдаче.
Источник: hedgehogdigital.co.uk.
Например, в сфере СМИ выигрывает не тот сайт, который дает эксклюзив, а тот, что лучше технически адаптировал страницы. Из двух изданий, которые дадут одну и ту же свежую новость, причем одновременно, выше в выдачу попадет сайт с лучшими показателями Core Web Vitals. А новость как таковая будет считаться вторичной.
Второстепенные параметры алгоритма
Кроме Core Web Vitals учитываются и другие параметры. Среди них время отклика сервера (Time to First Byte, TTFB), время загрузки любого первого элемента страницы (First Contentful Paint, FCP), время блокировки ввода (в миллисекундах), когда посетитель не может ничего делать на сайте (Total Blocking Time, TBT), а заодно и время до интерактивности (Time to Interactive, TTI), когда в течение 5 секунд сайт простаивает и готов к действиям пользователя.
Первые два параметра напрямую влияют на основной фактор скорости загрузки страницы (LCP), а другие два - на скорость взаимодействия с пользователем (First Input Delay).
Ко второстепенным также относятся наличие сертификата безопасности https, качественная мобильная версия сайта, умеренное количество рекламы и отсутствие баннеров или всплывающих окон с любой другой сторонней информацией, закрывающей основную.
Не секрет, что интернет-пользователи все чаще заходят на сайты, используя мобильные устройства (только на смартфоны приходится половина всего мирового трафика). И если у вашего сайта - будь это СМИ, сайт о продакшен-услугах или лендинг мероприятия - до сих пор нет мобильной версии, вы остались в прошлом веке.
Возможные последствия
Согласно отчету самой Google (исследование для нее проводила компания SOASTA), если время загрузки страницы увеличивается с 1 хотя бы до 3 секунд, количество отказов (когда пользователи сразу после просмотра первой же страницы покидают сайт) увеличивается на 32%. Таким образом, можно потерять треть аудитории даже с интересным контентом на других страницах. И всего одна лишняя секунда загрузки равна примерно 7% конверсии в интернет-продажах.
А вот куда более интересная цифра: почти 80% пользователей никогда повторно не зайдут на сайт, если в первый раз тот долго загружался. Более того, почти половина этих пользователей через сарафанное радио поделится опытом с близкими, друзьями и знакомыми…
Для тех, кто ценит свой труд и зарабатывает не на пейволле, а на размещении рекламы, важно знать, что на быстро загружаемых страницах просматривают в среднем на 25% больше рекламы. А скорость загрузки на мобильной версии более 5 секунд уменьшает прибыль от мобильной рекламы вдвое.
Влияние на топ сайтов новостных СМИ и медиа
Мы взяли ТОП-50 сайтов в сфере новостей и медиа по данным SimilarWeb, выбрав из них десять случайных. После чего «прогнали» каждый сайт через сервис PageSpeed Insights, в котором уже сейчас можно посмотреть показатели Core Web Vitals.
Показатель в пределах 90-100 означает, что сайт отвечает лучшим требованиям будущего алгоритма. И наоборот: чем ниже показатель, тем хуже. Обратите внимание на таблицу, которая у нас получилась:
№ |
Сайт |
Показник |
Позиція в топі* |
|
Для мобільних |
Для комп'ютерів |
|||
1 |
interia.pl |
44 |
88 |
36 |
2 |
repubblica.it |
25 |
83 |
42 |
3 |
indiatimes.com |
21 |
63 |
31 |
4 |
sina.cn |
18 |
55 |
38 |
5 |
hurriyet.com.tr |
15 |
54 |
25 |
6 |
cnbc.com |
10 |
45 |
48 |
7 |
nytimes.com |
31 |
42 |
13 |
8 |
bild.de |
14 |
39 |
40 |
9 |
bbc.co.uk |
8 |
22 |
9 |
10 |
cnn.com |
5 |
10 |
8 |
*по состоянию на 19 февраля 2021 года
Как видим, пока ни один сайт из перечисленных не достиг отметки 90. А сайт CNN вообще не смог подняться выше 10, причем как в случае мобильных устройств, так и на ПК с ноутбуками. Что это может означать? То, что, как только стартует новый алгоритм, часть сайтов, пребывающих в выдаче ниже, может подняться выше нынешних лидеров. Того же CNN, например.
Также стоит обратить внимание на существенную разницу между адаптированностью мобильных версий и версий для ПК и ноутбуков. Так, у лидера, польского сайта interia.pl, показатели отличаются ровно в два раза. А у nytimes.com (издание The New York Times) соотношение, казалось бы, получше, но в общем результаты хуже среднего.
Впрочем, важно помнить, что у многих сайтов уже есть устойчивая аудитория, регулярно их посещающая. Даже если сайты опустятся в выдаче, маловероятно, что только из-за этого читатели пойдут на другие ресурсы. Кроме того, сайты - лидеры в своих странах, поэтому, если они и опустятся в выдаче, сложно сказать, на сколько относительно конкурентов на местном уровне.
С другой стороны, если речь идет не о топ-ресурсах, а о нишевых онлайн-изданиях с примерно одинаковой аудиторией, то технически лучше оформленный сайт может оказать существенное влияние на перераспределение читателей в краткосрочной перспективе. И подписчиков - в долгосрочной.
Время еще есть, но на самом деле его не так много, как кажется. И как бы это ни звучало, Google действительно может помочь раскрутить ваш сайт, а может и зарубить на корню. Стоит побороться с новым алгоритмом. И интересно будет сравнить составленный нами топ уже летом, когда Core Web Vitals поработает некоторое время.