Декабрь - время подводить итоги. И хотя глобальный YouTube в этом слегка безумном году оставил нас без сладкого, украинское представительство Google решило не изменять собственным традициям: ежегодная презентация проекта Zeitgeist состоялась. Правда, по известным обстоятельствам ее пришлось провести онлайн - но на обычные для таких встреч уют и душевность это не повлияло.
Вместо какого-нибудь заведения украинский Google собрал журналистов в Google Meets (а не в Zoom, как вы могли бы подумать), а «встречали» гостей менеджеры компании Евгений Качалин,
Марина Тарасова
и Ирина Комисарук
Глава «Google Украина» Дмитрий Шоломко тоже на связи - тем более что рассказать об удивительных результатах «Духа времени» уходящего года ему было что
Некоторые интересы украинцев вы уже знаете, а что касается топ-запросов года, то здесь наших соотечественников предсказуемо больше всего интересовал коронавирус и все, что с ним связано:
Ну и еще пара-тройка любопытных тем
Заморская хворь стала и триумфатором гонки за самый быстрорастущий запрос января
А в марте, как отметил Дмитрий, зараза добралась до Украины. Это действительно так: первый локдаун у нас случился как раз тогда
Еще одна тема, которая почему-то очень волновала украинцев, - выборы в США. В общем забеге этот запрос занял третью строчку, а особенный всплеск интереса выпал на ноябрь. При этом украинские выборы в топ-запросах вообще никак не проявились. «Видимо, нашей политики мы уже наелись в прошлом году», - допустил Шоломко
Гвоздем программы итоговых сходок Google всегда было не только погружение в онлайн-интересы страны, но и «угадайка», где все желающие могут проявить собственную проницательность. Признаться, я и не надеялась, что нечто подобное можно провернуть в онлайне, но на то Google и IT-гигант, чтобы меня удивлять:
И «угадайка» превратилась в викторину
К сожалению, словами накал страстей в игре не передать (а он, поверьте, был!), поэтому не буду томить и сразу перейду к самому интересному и покажу вам мои любимые запросы в абстрактных категориях.
Год был так себе, поэтому градус общей любознательности слегка снизился
Зато практичность не подкачала: судя по запросам, мы отчаянно стремимся к самостоятельности. Свинку Пеппу, конечно, жаль («Я и не знал, что она умерла!» - удивился Дмитрий), а вот девятый пункт дает осторожную надежду - вдруг Google выдал всем правильные инструкции?
Категория «Почему?» тоже порадовала: наконец-то нас стали интересовать глобальные вопросы. Еще бы поменьше тяги к суевериям, но что поделать - такие времена
С категорией «Утрата года» вы уже знакомы, а теперь пора узнать десятку имен живых знаменитостей:
В тройке лидеров, как видите, одни политики, но украинцев среди них нет. Только Геннадию Кернесу удалось пробиться в топ, да и то - аж на восьмое место
А так выглядит рейтинг «Покупка года». Без iPhone 12 не обошлось, но маски и пульсоксиметры все же важнее
В прошлом году заключительной категорией стала «Песня года», а в этом году в Google решили доказать, что мы еще и читаем
Привычного кулуарного общения с Дмитрием у меня не вышло из-за онлайн-формата, но несколько вопросов задать все же удалось.
- Дмитрий, как вам 2020 год в целом? Согласны, что это был худший год в истории?
- Ну, во-первых, он еще не закончился. Мы не знаем, что случится в оставшиеся три недели: может, что-то изменится, может, как хотел Дональд Трамп, коронавирус исчезнет (улыбается). А если серьезно, то было очень интересно: многие люди научились смотреть на многие вещи по-другому. Для меня, например, стало большим открытием, что я хорошо готовлю (смеется). Раньше я никогда этого не делал, но у меня получается - хоть в ресторане могу работать. Для одного проекта даже начинаю специально готовить. Наверное, это связано с тем, что ритм жизни изменился, причем не только у меня, но и у множества других людей, появилась возможность осваивать новые скиллы. Так что я бы не сказал, что это был самый худший год в истории - он был самым интересным. У меня, честно говоря, были годы и похуже - однажды я целый год сидел без работы и без денег. Вот это было по-настоящему плохо, а сейчас нормально.
- Как пандемия и карантин повлияли на показатели проектов с оцифрованными музеями и т. п.? Стали ли они популярнее среди украинцев в 2020-м?
- С началом пандемии процесс оцифровки с нашей стороны приостановился из-за необходимости понять, как будут функционировать учреждения культуры во время карантина, но продолжился довольно быстро с соблюдением всех рекомендаций безопасности и со значительно увеличившимся спросом со стороны музеев. Местам туристической привлекательности, национальным природным заповедникам и музеям потребовались новые инструменты взаимодействия с аудиторией, поскольку они заметили, что люди больше времени проводят онлайн, в том числе посещая оцифрованные объекты. Способствовали этому и рекомендации первых лиц государства. Например, президент Владимир Зеленский посоветовал украинцам совершать виртуальные прогулки на платформе «Автентична Україна» во время своего обращения к народу по случаю объявления карантина.
- Что думаете по поводу того, что в этом году ролика Rewind от YouTube не будет? Это связано только с тем, что год был так себе (как сказали в официальном заявлении), или были еще какие-то причины - например, вопрос денег или дизлайков?
- Начиная с 2010 года мы завершали год с Rewind - обзором самых популярных креаторов, видео и тенденций года. Но 2020 год был другим. Наша команда YouTube решила в этом году сделать перерыв с Rewind. Тем не менее мы отмечаем наших авторов и их творческую стойкость, составив список самых популярных видео и авторов этого года. Топ украинских видео можно увидеть здесь.
- А как события года сказались на «Google Украина»? Пришлось ли сворачивать какие-то проекты?
- Вы, наверное, удивитесь, но 2020-й - лучший год для «Google Украина» за всю историю существования украинского офиса с точки зрения доходов. Мы - одна из четырех самых быстрорастущих по доходам стран, вместе с Турцией, Россией и Израилем. Причем большую часть года мы были первыми в этой четверке. Можно догадаться почему: тот же ритейл стал для нас главным драйвером роста в этом году, а предприятия, которые либо росли медленно, либо вместе с рынком, резко увеличили инвестиции в онлайн. Собственно, на этом мы и выехали. Мы вышли на определенные рубежи и стали заметнее для нашего начальства. И кстати, достижения связаны не только с доходами «Google Украина» (которые я, к сожалению, назвать не могу, хотя и очень хочется), но и с другими сервисами. Например, Google Pay: Украина - одна из самых успешных стран для него в мире, и ситуация продолжает улучшаться. Мы сделали большие, просто огромные запуски с GPay, дело даже дошло до того, что мы наняли на работу специального человека, который занимается партнерствами в этом направлении. Если уж совсем честно, были и определенные сворачивания: пришлось, к примеру, полностью остановить хайринг, несмотря на то что вообще-то хотели нанять новых людей. Но повторюсь, с точки зрения результатов для нас год был просто прекрасным.
Надеюсь, у вас, несмотря на происходившее вокруг безумие, год тоже выдался удачным. А теперь можете смело приступать к подготовке встречи 2021-го - посмотрим, какой «Дух времени» он нам готовит.