На прошлой неделе Канада наконец ратифицировала Соглашение о совместном производстве аудиовизуальных произведений с Украиной, которое будет работать уже с 1 января 2021 года и должно стимулировать копродукцию между странами в сфере кино- и телепроизводства. Впрочем, повсеместный карантин, ограниченные авиаперелеты и другие «прелести» ковидной реальности явно не способствуют быстрому налаживанию совместного производства между странами, находящимися на разных континентах. Поэтому самое время присмотреться к потенциальным партнерам, что совсем рядом, в частности к Польше. Тем более сосед предоставляет рибейты, а тонкости схемы поддержки как раз презентовали на онлайн-выставке FOCUS 2020 Digital, проходившей на этой неделе.
О польских условиях поддержки копродукций мы и хотим рассказать. В дальнейшем, если не указано иное, изложены данные, представленные Камилой Моргиш (Kamila Morgisz), исполнительным заместителем руководителя отдела девелопмента и производства кинопроектов польского Института кино.
Общая картина
Для начала предлагаем рассмотреть, почему Польша интересна как копродюсер в целом. Во-первых, она граничит с Украиной, что значительно упрощает трансфер съемочной команды и актеров, а также транспортировки оборудования (если это вообще будет необходимо).
Во-вторых, Польша является членом Евросоюза, поэтому вместе с ней Украина выступает полноценным копродакшен-партнером при обращении к Eurimages или программе Media от Creative Europe. Также здесь действует Европейская конвенция про совместное производство кинопроектов.
Наконец, с 2019 года в Польше заработала система рибейтов для иностранных партнеров, что делает страну очень привлекательной для западных продюсеров. А это, в свою очередь, увеличивает шансы на участие Украины в трехсторонних копродукциях. В частности, в 2019 году Польша выступила копродюсером в шести проектах, поддержанных фондом Eurimages, из которых два были двусторонними копродукциями, два - трехсторонними и еще два - четырёхсторонними.
Главным учреждением, занимающимся государственной поддержкой в области кинопроизводства, является Институт кино (Polish Film Institute, PFI) - именно он предоставляет гранты и займы. Только на текущий год Институт кино выделил почти 34 млн евро, а также еще 25 млн евро на программу рибейтов, о которых позже.
Несколько слов о PFI. Он начал работу еще в 2005-м. За 15 лет при его поддержке было создано более 3 тыс. проектов: полнометражные фильмы, документалки и анимация. При этом поддержаны проекты могут быть на любом из этапов производства - даже в виде концепта или логлайна сценария. Приоритет отдается участию в международных копродукциях.
Программа рибейтов
Размер рибейтов сейчас составляет 30% - то есть украинский продюсер имеет право компенсировать 30% квалифицированных затрат при производстве проекта. Но что именно подпадает под квалифицированные расходы?
Во-первых, под рибейты при надлежащих условиях подпадает производство полнометражных игровых, документальных и анимационных фильмов, а также сериалов. Кроме этого, рибейты могут покрывать и расходы на отдельные услуги, например постпродакшен иностранных фильмов, даже если они не являются копродукциями.
Для этого, как и во многих других странах, где действуют похожие инициативы, проекту необходимо пройти культурологический тест. Он оценивает:
- отражение в проекте культурного наследия Европы или Польши;
- количество съемочных дней (дней постпродакшена) в Польше,
- использование локаций и павильонов непосредственно на территории страны;
- участие в производстве актеров и членов съемочной команды, являющихся гражданами Польши.
За каждый пункт - например, польского режиссера или использование отдельных павильонов - дают определенное количество баллов. Чтобы пройти польский тест, нужно набрать минимальный 51% всех возможных баллов.
Не менее важную роль играет и минимальный объем денег, который потратит иностранный продюсер в Польше.
Минимальный объем квалифицированных расходов в Польше
Тип контенту |
Тип послуги |
Мінімальний хронометраж |
Мінімальний обсяг витрат, злотих/євро* |
Повнометражний ігровий фільм |
Копродукція/виробництво |
70 хвилин |
2 500 000/€563 085 (2019) 3 000 000/€788 318 (2020) 4 000 000/€900 935 (2021) |
Постпродакшен |
1 000 000/€225 233/сезон |
||
Серіал |
Копродукція/виробництво |
40 хвилин/епізод |
1 000 000/€225 233/епізод |
Постпродакшен |
1 000 000/€225 233/сезон |
||
Документальний фільм |
Копродукція/виробництво |
40 хвилин |
300 000/€67 570 |
Постпродакшен |
300 000/€67 570 |
||
Документальний серіал |
Копродукція/виробництво |
150 хвилин/сезон |
1 000 000/€225 233/сезон |
Постпродакшен |
300 000/€67 570/сезон |
||
Анімаційний фільм |
Копродукція/виробництво |
60 хвилин |
1 000 000/€225 233 |
Постпродакшен |
500 000/€112 617 |
||
Анімаційний серіал |
Копродукція/виробництво |
50 хвилин/10 епізодів/сезон |
1 000 000/€225 233/сезон |
Постпродакшен |
500 000/€112 617/сезон |
*злотые конвертированы в евро по курсу валют по состоянию на 17 декабря 2020 года, а именно 1 злотый = 0,23 евро; суммы округлены до целых. Данные: Polish Film Institute
Например, если вы снимаете в копродукции с Польшей анимационную ленту, то для получения рибейта необходимо потратить как минимум 1 млн злотых. Но если речь идет непосредственно о постпродакшене в Польше, то сумма уменьшается вдвое.
Под квалифицированные расходы подпадают:
- связанные с подготовкой к производству;
- непосредственно на производство;
- на создание декораций и костюмов/реквизита;
- на аренду технического оборудования;
- трансфер, проживание и питание;
- монтаж и постпродакшен;
- создание анимации и спецэффектов.
Результаты поддержки 2019 года
За 2019 год программой рибейтов воспользовались 26 проектов, из них 10 - иностранные. На компенсацию расходов Институт кино выделил 46 млн евро (200 млн злотых). По состоянию на конец 2019-го закрыли 12 контрактов на общую сумму 12 млн евро.
С точки зрения поддержки международных копродукций в прошлом году польский Институт кино предоставил гранты четырем фильмам: комедийному роуд-муви Mission Ulja Funk копродукции Польши, Германии и Люксембурга; польско-чешской драме Leave No Traces; драмеди The Masseur от Польши и Германии; мюзиклу Other People от Польши и США (Warner Bros).
Особенности съемочного процесса
Для полного метра привычным в Польше считаются 30-35 съемочных дней. Конечно, это средний показатель, но его следует учитывать. В то же время стандартный съемочный день длится 12 часов, из которых 1 час - перерыв. Для тех, кому меньше 16 лет, съемочный день не может превышать 6 часов.
При этом здесь не считается нормальной постоянная сверхурочная работа: между съемочными днями должен быть перерыв на отдых минимум 11 часов.
Обращаем внимание: если съемки приходятся на воскресенье или официальные банковские выходные, то все задействованные на площадке должны получать увеличенный гонорар - от 50% до 100% надбавки. Впрочем, как отмечает Камила, в Польше нет четко прописанного минимума за ту или иную работу. Поэтому сумма гонорара может значительно варьироваться.
Производственный потенциал
На территории страны работают 49 съемочных павильонов. Из них 27 сосредоточены в продакшен-хабе в Варшаве. Из пяти крупнейших павильонов страны три расположены в Варшаве - 1500 м², 1575 м² и 1600 м², а также два в Кракове - 1735 м² и 1900 м².
По данным Film Commission Poland, в Польше работают 52 продакшен-компании, занимающиеся непосредственно полнометражными фильмами. И 42 продакшен-компании, которые готовы выступать сопродюсерами в международных проектах. В сегменте же постпродакшена с полнометражными проектами работают семь компаний. И также семь (хотя перечень немного другой), если речь идет о копродукции.
В таблице указаны компании, предоставлявшие услуги по крайней мере один раз за последние несколько лет. Данные: filmcommissionpoland
В таблице:
- игровые: полнометражные художественные фильмы (как правило, Польша - основной продюсер); постпродакшен;
- документальные: короткометражные, среднеметражные, полнометражные;
- анимация: короткометражные, среднеметражные, полнометражные анимационные фильмы и сериалы;
- копродукция: международные проекты, включая игровые, документальные и анимационные фильмы;
- постпродакшен: обслуживание международных проектов в Польше, включая физическое производство, постпродакшен, создание анимации и VFX;
- сериалы: игровые сериалы разных жанров;
- телешоу: включая игровые шоу, ток-шоу, тревел-шоу и т. п.;
- короткий метр: короткометражные проекты;
- прочее: рекламные ролики, музыкальные видео и другие аудиовизуальные материалы.
Потенциал польского кинопроката
Одним из важных нюансов при совместном производстве кинопродукции является потенциал по прокату ленты на территории стран-копродюсеров. И это - несмотря на последние тенденции в сфере ОТТ и одновременного проката.
В Польше - если не брать во внимание карантин - работают 145 мультиплексов и 346 отдельных кинотеатров: всего 1243 экрана, тогда как в Украине обычно ленты выходят на 200-300 экранах. Иначе говоря, у совместно снятого с Польшей фильма как минимум вдвое (а то и втрое) больший потенциал с точки зрения охвата аудитории.
Стоит обратить внимание и на то, что средняя стоимость кинобилета в Польше выше, чем в Украине. Так, по итогам 2019 года (2020-й из-за коронакризиса сравнивать не очень уместно) кинобилет в Польше стоил в среднем 4 евро, а в Украине - 95,03 грн (по данным MBR), что примерно составило 3,6 евро. То есть дополнительно примерно 40 евроцентов с каждого зрителя.
Локации
В Польше весьма интересное географическое положение: территория страны частично охватывает Карпаты, есть выход к Балтийскому морю, большие и не очень озера и реки, есть города как с современной, так и очень старой архитектурой (например, в Гданьске). А погодные условия похожи на те, что и в Украине.
При этом кроме программы рибейтов в большинстве воеводств (административная единица разделения вроде наших областей) работают региональные фонды. Сейчас таких одиннадцать: Łódź FF, Gdynia FF, Silesia FF, Lower Silesia FF, Poznań FF, Podkarpackie FF, Krakow FF, West Pomerania FF, Lublin FF, Mazovia FF и Warmia and Mazury Regional Film Fund.
Стоит отметить, что именно в рамках выставки FOCUS DIGITAL Украинская киноассоциация при поддержке Программы USAID «Конкурентоспособная экономика Украины» представила онлайн-базу локаций Украины. Надеемся, это увеличит количество копродукций и принесет свои плоды уже в следующем году.