В последние несколько десятилетий на европейских рынках не было проблем с производством контента, однако с приходом пандемии COVID-19 и их игрокам пришлось вносить коррективы в свою работу. Страны одна за одной оказывались в локдауне, продакшены приостанавливали и отменяли съемки, а у руководителей вещателей по всему региону наверняка прибавилось седых волос из-за тревог, связанных с потенциальной нехваткой контента. И хотя обстановка здесь даже в худшие дни не была такой напряженной, как, например, в США, аналитики отрасли констатируют - правила игры меняются по всему миру, и Европа не останется в стороне.
Комплексному анализу европейской медиаиндустрии на KYIV MEDIA WEEK Global Marathon была посвящена отдельная секция, которую открыл обзор рынков стран Центральной и Западной Европы, а также Великобритании от партнеров форума - британской аналитической компании Ampere Analysis и ее главы Гая Биссона (Guy Bisson). В ходе презентации эксперты не только рассказали о влиянии пандемии на крупнейшие рынки региона, но и спрогнозировали изменения местного контента и его роли на мировой арене.
Пандемия - двигатель прогресса
Первый и главный вывод, к которому нас подводят эксперты, рассуждая о влиянии коронавируса на европейскую индустрию контента, - пандемия не стала причиной возникновения новых процессов, а лишь ускорила уже происходившие перемены. Среди самых заметных трендов, подтверждающих эту мысль, - еще более активное перетекание аудитории с линейного ТВ на стриминги, возросшая популярность сегмента нон-скриптед и усиление копродукционных связей.
Естественно, не обошлось и без трудностей, в особенности финансовых. Из-за пандемии так или иначе страдали все страны региона, а почти каждый сегмент индустрии оказался в проигрыше, что в итоге привело к весомым изменениям уже существующих прогнозов. Компания Ampere Analysis, к примеру, пересмотрела свои ожидания на следующие пять лет во всех нишах медиаиндустрии, и только в отношении SVoD - в сторону роста.
В процентном выражении больше всего пострадал прогноз о распространении контента на физических носителях, а в деньгах - ожидания от рынка онлайн-рекламы
Как видите, стриминг-сервисам пандемия пошла на пользу, что, по мнению аналитиков, вполне естественно. Крупные студии Центральной и Западной Европы, как и их североамериканские коллеги, в последнее время активно переформатируют работу в пользу потокового вещания, а коронавирус и сопутствовавшие ему локдауны стали своего рода катализатором.
В Европе, как и за океаном, отмечают усиление интереса производителей контента и вещателей к сегменту нон-скриптед.
В марте выпуск скриптед-контента ожидаемо пошел на спад, а его место в сетке заняли более легкие в производстве и по содержанию телешоу и документалки
Изменились и жанровые предпочтения заказчиков: в прошлом году они активно интересовались реалити, научной фантастикой и драматическими сериалами, а в 2020-м - развлекательными проектами, детским контентом и программами, в которых так или иначе отражаются текущие проблемы человечества
Эксперты отмечают, что небывалой ранее популярностью в нынешнем году пользуются проекты на экологическую и политическую тематики, а также контент, освещающий проблемы ЛГБТ. И это безусловный плюс, ведь и производители, и потребители контента наконец-то начали обращать внимание на то, что действительно важно.
Любопытным образом обстоят дела с аудиторией. Вопреки ожиданиям, национальные европейские вещатели не теряют зрителей из-за стримингов - в некоторых возрастных группах, наоборот, даже приобретают.
Да, молодежь продолжает отдавать предпочтение потоковым площадкам, однако люди среднего и старшего возраста все еще смотрят линейное ТВ
По словам аналитиков, эти процессы свидетельствуют о том, что стриминги не стремятся заменить линейное ТВ в том виде, к которому мы привыкли, а, напротив, хотят стать площадками, где каждый сегмент аудитории сможет найти что-нибудь по вкусу. 2020-й с его дефицитом контента демонстрирует другой любопытный тренд: если раньше производители были готовы активно делиться со стримингами шоу и сериалами, то теперь предпочитают беречь их для себя.
Из тенденции выбивается разве что сегмент романтических проектов, общий же тренд, по мнению экспертов, сохранится еще в течение года-двух
Языковой барьер исчезает, а границы стираются
Сухая статистика - это хорошо, но куда интересней узнать, как сегодня обстоят дела на конкретных европейских рынках и у конкретных европейских компаний.
Филиппа Валлестам (Filippa Wallestam), директор по контенту североевропейской компании Nordic Entertainment Group (NENT), в состав которой входят 30 продакшенов, а также запущенная недавно онлайн-платформа Viaplay, подтверждает: интерес к стримингам взлетел. К сегодняшнему дню компания уже увеличила план по росту количества подписчиков - к концу 2020-го здесь ожидают достижения планки в 600 тыс. пользователей, хотя раньше не могли и мечтать о полумиллионе.
Из-за карантина производство, конечно, прерывалось, но в Nordic Entertainment не спешат отказываться от допандемийных планов снять до конца года 30 новых тайтлов. Вопреки трудностям, среди которых не только жесткие ограничительные меры, но и капризы скандинавской погоды, усложняющие поиски локаций, здесь уповают на изобретательность авторов, жажду развиваться и открывшиеся благодаря кризису новые возможности для местных производителей. Филиппа предсказывает, что в ближайшее время на глобальном рынке будет становиться все больше неанглоязычного контента, и для скандинавских студий это может обернуться новым витком популярности.
Директор по контенту международного производителя Banijay Group (базируется во Франции) Лукас Грин (Lucas Green) подписывается под другим трендом - ростом популярности нон-скриптед. По его словам, он и раньше играл на европейских рынках немалую роль, но теперь, в кризис, производители делают ставку на контент, более надежный и экономически выгодный, чем драматические сериалы. Кроме того, в ближайшем будущем Грин предвещает рост популярности комедийных форматов и легких шоу, поскольку аудитория устала от негатива и хочет развлекательного контента.
Пример - шоу Lodgers for Codgers, своего рода социальный эксперимент, где молодежь и старшее поколение пытаются свести вместе - не в романтическом смысле, а исключительно в плане сожительства на условиях аренды. По словам Грина, это очень позитивный формат, который удовлетворяет потребность людей в объединении
Лукас, как и Филиппа, находит в пандемии кое-что хорошее: ускорилось планирование, стало намного проще общаться с коллегами из других стран - для этого больше не нужно лететь на другой край света, достаточно лишь открыть Zoom. Одним из наиболее перспективных рынков региона Грин считает Германию: если раньше страну воспринимали преимущественно как место, где адаптируют контент других стран, то теперь локальные производители все чаще выстреливают оригинальным контентом.
Один из таких продакшенов - компания NEUESUPER. Ее исполнительный продюсер и сценарист Флориан Камгубер (Florian Kamhuber) интерес к своему региону подтверждает, отмечая, что в нынешние времена немецкоязычному контенту стало куда проще пробиться на глобальный рынок. Еще пару лет назад производитель должен был потратить месяцы и создать очень крутую концепцию продукта, чтобы привлечь внимание платформ и вещателей, а теперь язык не является большой проблемой.
По мнению Флориана, в ближайшее время и у зрителей, и у платформ будет запрос на молодежный контент, но не такой, как раньше, а более глубокий. Например - сериал Katakomben, который производит его студия
Кроме, собственно, Германии перспективной с точки зрения производства оригинального контента европейской страной Камгубер считает Испанию. Там, во-первых, в последнее время рождается много креативных идей (тот же «Бумажный дом», выходящий на Netflix), а во-вторых, испаноязычный контент можно продать на огромное число территорий без адаптации.
***
Напоследок - бонус. Даже в нынешние непростые времена европейские производители умудряются разрабатывать новые проекты, причем как игровые, так и нон-скриптед. Вот лишь часть шоу и сериалов, которые получили заказ на производство во время карантина.
Как видите, европейским продакшенам разных стран скучать не приходится - вскоре все перечисленные проекты выйдут в эфир либо на линейном ТВ, либо на онлайн-платформах.