В начале 2019-го многострадальная идея кодирования украинских общенациональных каналов на спутнике начала воплощаться в жизнь: медиагруппы в конце концов наладили диалог и в середине того же года объявили дату - 20 января 2020-го. В январе кодирование отложили до 16 марта. А уже 12 марта в Украине начался карантин. Все пошло не по плану, но сигнал таки закодировали.
Что же произошло на рынке спутникового ТВ в частности и платного телевидения в целом? Об итогах полугодия решила рассказать медиагруппа 1+1 media, которая на прошлой неделе организовала пресс-бранч с генеральным директором Ярославом Пахольчуком и директором департамента дистрибуции и развития сети вещания Андреем Мальчевским. Некоторые СМИ уже опубликовали выдержки из рассказанного ими, мы же хотим предоставить максимально развернутый обзор озвученной информации.
Платное телевидение и COVID-19
Было бы странно, если бы коронакризис, который так или иначе коснулся всего, не повлиял на процесс кодирования и рынок платного ТВ как таковой. По словам Пахольчука, из-за изоляции населения во время карантина вырос общий показатель телесмотрения: «Люди интенсивно смотрели телевизор, активно потребляли VoD-контент. Для ОТТ- и IPTV-сегмента текущий год стал переломным, он начал расти. Эта динамика в разы опережает планы индустрии и операторов. Кодирование случилось, однако COVID-19 значительно ограничил логистику инсталляторов. Основная фаза уже позади, хотя «хвост» [кодирование] еще будет ощущаться в 2021 году».
Рынок pay TV вырос на 600 тыс. домохозяйств - до 52 млн. В то же время с бесплатного (условно бесплатного) телевидения ушли 800 тыс. д/х. Большинство из них выбрали ОТТ и спутниковое ТВ:
Впрочем, на бесплатном спутнике осталось на 1,2 млн домохозяйств больше, чем прогнозировали в 2019 году.
ОТТ «съедает» кабельное ТВ: из-за карантина люди, привыкшие смотреть линейное ТВ через кабель, начали искать альтернативы, а ОТТ имеет очевидные преимущества - много каналов (обычно 200+) и каталоги с тысячами часов кино и сериалов. Также, что сразу бросается в глаза, украинцы пошли к цифровому эфирному DVB-Т2.
«Т2 уже выполнил наш план, - говорит Пахольчук. - А DTH почти вдвое недовыполнил».
Что помешало выполнить план
Пожалуй, ни для кого не секрет - украинский телезритель инертен. Поэтому, когда нужно что-то сделать, чтобы в дальнейшем получать телесигнал, он ждет последнего момента. А в случае с кодированием каналов на спутнике даже появились обращения к президенту и Кабмину Украины с просьбой запретить медиагруппам такой шаг. Иначе говоря, определенная прослойка населения не верила в кодирование, считая, что имеет рычаги давления на власть и бизнес. И до сих пор не все понимают: кодирование состоялось на постоянной основе. Это, кроме коронакризиса, тоже сказалось, повлияв на ситуацию.
Тот, кто читал нашу статью о карантине и кодировании, вспомнит, что в мае 2020 года директор по стратегии и развитию бизнеса «Медиа Группы Украина» Федор Гречанинов говорил о двух моментах, которые негативно повлияли на переход с бесплатного на платное спутниковое ТВ. «Были две «черные» даты, - объяснял Гречанинов. - Первая - когда вышла новость, что Верховная Рада обратилась к президенту с просьбой «раскодировать» украинские каналы. Произошло падение продаж, примерно вдвое. И вторая - президент договорился с медиагруппами, о чем его Офис разослал пресс-релиз. Люди подумали: «Сейчас все раскодируют!» И продажи упали еще вдвое».
Пахольчук также вспоминает эти два момента: «До карантина, когда начали появляться новости из Китая, некоторые меры безусловно повлияли на миграцию с бесплатного спутника. 21 февраля было обращение относительно моратория [от президента Зеленского] - первая волна, которая резко отразилась на миграции. Так, топовые операторы [Viasat и Xtra TV] подключали по 10-12 тыс. человек в день. Уже после обращения цифра просела до 2-3 тыс. в день. 28 февраля было достигнуто компромиссное решение о создании международных версий каналов. Но люди думали, что это будут полные копии [общенациональных вещателей]. Еще в мае большое количество зрителей считало - каналы раскодируют. Некоторые депутаты хотели показать, будто бы заботятся об электорате. Но это искусственно задержало людей на бесплатном спутнике на длительное время. Они могли уже мигрировать и пользоваться другими платформами».
Впрочем, наиболее негативный удар по кодированию нанес именно карантин. Люди должны были настроить тюнеры, однако банально не пускали инсталлятора в дом.
Раскодирования не будет
Раскодирование невозможно. На то есть по крайней мере пять причин.
Во-первых, медиагруппы изменили технические параметры - координаты на спутнике, и обратного пути нет. Во-вторых, формат передачи и сжатия данных изменился на MPEG-4. Это улучшило качество и уменьшило спутниковую емкость: было 12 каналов, а стал 21. Следовательно, нельзя переключить транспондер назад и показывать то же количество каналов. Куда девать еще 9?
В-третьих, часть каналов перешла в HD-формат, и для их показа необходима дополнительная емкость. А это деньги. То есть попросту невыгодно. В-четвертых, раскодирование - это новое оборудование с новыми настройками. Потому, если раскодировать (если бы такое было возможно), то все, кто ранее приобрел тюнеры, потеряли бы сигнал.
Наконец, если раскодировать сигнал, то территория его покрытия значительно больше территории Украины. А поскольку права на контент покупают именно для нашей страны, это создает препятствия для зарубежья.
«Мы не «капризничаем» или не хотим - раскодировать невозможно», - заключает Пахольчук. И это означает, что все слухи о раскодировании отдельных медиагрупп (например, об «Интере») не имеют никаких оснований.
Почему «Зеонбуд» не может закодироваться
Один из вопросов, который рассматривали на презентации, - возможно ли кодирование каналов в цифровом эфире, где доставку сигнала обеспечивает «Зеонбуд». Ведь медиагруппы долгое время пытаются убрать из бесплатного DVB-T2 каналы: какой смысл платить за спутник, если получаешь то же самое даром?
«Сначала сигнал был закодирован, но в 2014 году решением Нацсовета раскодировали «коробочки» (тюнеры для приема. - MBR). Так что теперь у приставок даже нет декодирующего модуля. Если бы «Зеонбуд» решил ввести платное ТВ, пришлось бы заменить все 5 млн тюнеров! Это бизнесово-политический вопрос».
Тренды рынка платного телевидения
Когда же 1,2 млн домохозяйств, остающихся на бесплатном спутнике вне плана, перейдут на другие платформы? Пахольчук считает, что, возможно, до конца 2021 года.
«Проведена серия исследований. В мае говорили одно, в конце июня - другое. Из 2,4 млн абонентов (общее количество д/х на Free DTH. - MBR) где-то 30% готовы изменить тип приема сигнала до конца года. Еще 35% сделают это, когда поймут, что будет с ситуацией вокруг ковида, с их доходами, миграцией, местом пребывания. Для первых это от 6 до 12 месяцев. А для других - как мининум половина, а то и весь 2021 год. Сейчас Viasat и Xtra TV подключают от 500 до 1000 абонентов в месяц».
Ныне отмечают устойчивый рост ОТТ, причем обусловленный не только карантином. И хотя на диаграмме видно проседание - оно было сезонным:
Преимуществ много, а динамика зашкаливает, так что вскоре почти 15% украинских домохозяйств будут смотреть видеоконтент через ОТТ- и IPTV-сервисы. Этому способствует и рост проникновения широкополосного фиксированного, а также мобильного интернета.
Линейное телевидение не только не теряет популярность, но и набирает:
В то же время количество операторов аналоговых кабельных сетей уменьшается. Если в 2019 году таких в Украине было более 400, то к концу 2020-го их, скорее всего, будет 340. Это объясняется очень просто: сети строили лет 15 назад, оборудование устаревшее, так что вариантов у операторов только два - либо реинвестировать в сети, полностью заменив инфраструктуру и оборудование, либо отдать абонентские базы на аутсорс крупным игрокам с цифровой сетью или же ОТТ.
Увеличивается количество каналов в HD...
…а также ARPU:
По оценкам 1+1 media distribution, в период с 2019 по 2022 год количество абонентов платного ТВ увеличится с 4,6 до 5,3 млн, а ОТТ обгонит кабельный сегмент - 2,5 млн против 2,3 млн. За год-два будет более 100 каналов HD-качества, а ожидаемая минимальная стоимость за ТВ-услуги в следующем году составит 99 грн, а не 80 грн, как сейчас. Вряд ли последнее можно назвать приятной новостью для конечных потребителей, но их ждет еще один удар: в следующем году 1+1 планирует поднять прайс за дистрибуцию своих каналов в среднем на 30%. Неудивительно, если на такой шаг пойдут и три другие медиагруппы. Так что пакеты платного ТВ подорожают еще больше.
Но в 1+1 media считают, что доходы операторов платного ТВ позволяют увеличивать прайс:
Рынок отчислений (абсолютно всех) за контент также вырастет, хотя и не так сильно, как считали в 2019 году:
Как говорится, поживем - увидим.