С начала 2020 года главным вопросом, занимавшим умы участников украинского телеком-рынка, было кодирование спутникового сигнала отечественными медиагруппами - и к чему оно приведет. Медиагруппы, провайдеры и эксперты строили планы, прогнозировали, анализировали, но переход оказался «смазанным», поскольку уже в конце февраля активно просачивались новости о коронавирусе и возможном карантине. С началом последнего все прогнозы оказались тщетными: часть трендов, рассматривавшихся в годовой перспективе, ужались до пары месяцев, а новые неожиданные тенденции - проявились.
Чтобы как-то разобраться в ситуации с рынком платного телевидения в Украине, 5 мая компания Huawei Ukraine провела онлайн-конференцию TelecomLive 3.0. О ее итогах мы и расскажем.
Организация коллективного управления (ОКУ) и «налог»
Самой актуальной темой для телеком-рынка сегодня является вступление в силу нормы об отчислениях провайдерами за авторские и смежные права в размере 5% с оборота. Но скандальная ОКУ - не менее скандальная, чем сам закон «Об эффективном управлении имущественными правами правообладателей в сфере авторского права и (или) смежных прав» - до сих пор не опубликовала тарифов. Хотя сбор должен был начаться еще 10 апреля.
«Тарифов пока нет, - констатировала Наталья Клитная, глава Ассоциации правообладателей и поставщиков контента (АППК). - Плохо, что все это происходит во время карантина. Мы предупреждали представителей и членов Нацсовета, что желательно решить вопрос. Отложить. Перенести. Было даже обращение в Американскую торговую палату… Все провайдеры - DTT, кабельные, IPTV, ОТТ - будут обязаны платить».
Но за что платить? Разве у провайдеров есть возможность контролировать контент, который они по факту ретранслируют? Создатель производит продукт или платит за использование чужих авторских прав, затем телеканал закупает контент, наполняет им сетку - и снова платит роялти. Однако и создатель контента, и телеканал имеют право выбора. А какой выбор у провайдера?
Кроме того, для отчислений провайдеры должны подписать с ОКУ договоры, а это вносит некую неопределенность: не будет ли увеличен процент в индивидуальном порядке, как пропишут условия отношений и будет ли возможность их одностороннего изменения?
В конце концов многие провайдеры могут начать судиться с ОКУ, затраты же в любом случае переложат на плечи абонентов, что может привести к их перетеканию. Но куда пойдут абоненты? Конечно же, к тем, кто лишь декларирует принципы честной конкуренции, а на самом деле демпингует, устраивая акции из серии «по 1 грн за год».
Стоит также учесть - абоненты в принципе не сидят на месте и зарабатывать во время карантина стало еще сложнее.
«Каждый второй не вернется и не будет нашим клиентом»
По словам директора «Павутина.Нет» Александра Арутюняна, карантин в Украине не столь долгий, если сравнивать с другими странами. Хотя со своими особенностями: «Мы прочувствовали два нюанса. Когда все началось, было достаточно прохладно, и большинство людей проводили время дома, так что [на услугу] был сверхспрос. Прирост базы на март и начало апреля составил от 20% до 30%. Когда потеплело, люди начали выезжать из города - туда, где есть или спутник, или DVB-Т2. Теперь же наблюдается падение - и количества подписчиков, и дохода из-за неуплаты. Спад дохода составил примерно 20%. К сожалению, «летние отпуска» наступили раньше срока».
Но и это не худшее. «Мы обзвонили большинство абонентов, которые не платят, - говорит Арутюнян. - 10% лишились работы, еще 10% приостановили услугу, уехав из города. Каждый второй не вернется и больше не будет нашим клиентом».
Впрочем, эти люди, вероятно, еще могут подключиться к другому оператору. Только к какому?
Директор по стратегическому развитию MEGOGO Иван Шестаков тоже отметил пик, правда, лишь в первую неделю карантина: «Он начался с подъема, где-то на 20-25% подписчиков и оплат, однако уже через неделю абонбаза стабилизировалась. Не скажу, что количество подписчиков увеличилось, просто уже существующие стали больше смотреть видео, увеличилось количество проданных фильмов. Планы на год фактически не изменились - с марта по июнь у нас обычно спад, потому что отпуска, а с осени [абоненты] возвращаются».
«Люди готовы платить за повторы футбола»
Директор по стратегии и развитию бизнеса «Медиа Группы Украина» Федор Гречанинов, говоря о сервисе OLL.TV и спутниковой платформе Xtra TV, согласился со словами коллег о преждевременных отпусках, хотя считает, что совокупный спад спроса на услуги оказался меньшим, чем ожидалось.
«Был значимый процент подписанных на «Футболы» (телеканалы «Футбол 1», «Футбол 2». - MBR) и не только. Увидев отток, мы отменили запуск каналов a la carte. Однако в целом падение меньше, чем ожидали. И что интересно, люди оказались готовы платить за повторы. Ведь футбольные матчи прекратились везде, кроме Беларуси, но [белорусскую Премьер-лигу] мы решили не показывать».
На вопрос, что будет с линейкой футбольных телеканалов в течение ближайших шести месяцев, Федор ответил: «Медиа Группа Украина» тщательно следит за происходящим за рубежом. «Есть вероятность, что до конца лета возобновят и отыграют матчи весеннего сезона. А потом стартуют осенние. В теории. Пока же «Футболы» - это скорее каналы об истории тридцати последних лет футбола, интервью, новости, вплоть до того, кто заболел или выздоровел. Ну и повторы, их действительно смотрят».
Офис президента виноват в медленном переходе на платное спутниковое ТВ?
Люди «в теме» наверняка помнят осенние заявления и презентации Ярослава Пахольчука о том, как выиграет сегмент спутникового ТВ от кодирования сигнала, и о количестве абонентов FTA-сегмента, которые перейдут на платное телевидение. Но что-то пошло не так…
Как сказала Светлана Мищенко, руководитель платформы Viasat в Украине, «бесплатный спутник (FTA DTH) был у около 4 млн домохозяйств. Ожидалось, что приблизительно 20-25% останутся смотреть бесплатное ТВ, а остальные перейдут на другие платформы, в основном платное спутниковое. Однако на бесплатном осталось около 70% - и только 30% перешли на другие платформы».
Причин тому много: и непосредственно отключение старой системы кодирования NDS, и карантин, который закрыл границы и уже в феврале не позволил ввезти часть оборудования, что привело к спаду продаж на 20-30%. «Если в апреле рейтинги каналов выросли, то уровень платежеспособности упал - в марте значительного влияния карантина на поступление средств мы не увидели, но в апреле это уже заметно», - подытожила Мищенко.
Впрочем, причины могут быть и другие. Так, Гречанинов не постеснялся и открыто заявил: «В случае с DTH проблемой стал далеко не карантин. Были две «черные» даты. Первая - когда вышла новость, что Верховная Рада обратилась к президенту с просьбой «раскодировать» украинские каналы. Сразу произошло падение продаж, примерно вдвое. И вторая - президент договорился с медиагруппами, о чем его Офис разослал пресс-релиз. Посыл был такой, что люди подумали: «Сейчас все раскодируют!» И продажи упали еще вдвое. Понятно ведь - не будет раскодированных каналов. Однако это недостаток критического мышления: люди видят то, что хотят, а не то, что там написано. Мы все знаем, кто виноват, знаем фамилии».
Почему украинцам нравится «бесплатный спутник»
О российских спутниковых каналах и кардшаринге сказано и написано очень много. Но появилась и другая причина, почему жители Украины не стремятся переходить на платное спутниковое ТВ – популярность бесплатных (незакодированных) международных телеканалов от StarLightMedia, 1+1 media, «Медиа Группы Украина» и Inter Media Group.
По словам Мищенко, каналы 1+1 International, «Интер+», «Украина 24» и ICTV Ukraine стабильно входят в ТОП-5 самых просматриваемых на бесплатном спутнике. Там качественный контент, а если добавить украинские информационные каналы - также бесплатные, многим зрителям большего и не нужно.
Как отметили участники дискуссии, раньше 1+1 International, «Интер+», «Украина 24» и ICTV Ukraine «угрозы» не представляли, и появились они в нынешнем виде потому, что этого потребовал президент Украины Владимир Зеленский.
Куда же идут абоненты
По словам Гречанинова, в действительности многие никуда не идут, а просто «перетекают» между базами конкурентов. Но это временно.
«Многие уехали из городов. Часть людей потеряли работу, и этот фактор нельзя отметать. Хотя параллельно с карантином провайдеры начали устраивать акции, открывать доступ к своим услугам и библиотекам, - говорит Федор. - Думаю, на выходе из карантина акции начнут сворачиваться, однако абоненты уже распробовали, что такое VoD, это поменяло их привычки. Потому они уйдут или из традиционного кабеля, или со спутника. Во время карантина мы просто увидели ускорение движения в сторону ОТТ и VoD». А ведь данную тенденцию расписывали едва ли не на годы…
Шестаков отчасти разделяет мнение Гречанинова: «Большинство пробует другие альтернативы. Людям нужно экономить и получить максимум за те же деньги. Но полагаю, выиграют не только ОТТ, а вообще все сервисы с видео. Многие начали пользоваться YouTube, даже взрослое поколение. Так что выиграет тот, кто будет самым качественным и выгодным».
К сожалению, в соотношении «качество контента - стоимость подписки» есть масса неудобных игроков. Вернее, неудобных бизнес-стратегий и акционных предложений, что ставит под вопрос развитие платного ТВ в Украине.
Полтора года бесплатного ТВ
Николай Фаенгольд, коммерческий директор дивизиона Digital & Pay TV медиагруппы StarLightMedia, попросту шокировал результатами недавнего исследования: «Вопрос акций мы даже не исследовали. Взяли в расчет быстрый Android, на котором есть почти все ОТТ-предложения и за 13 грн можно получить доступ практически ко всем каналам на срок суммарно 437 дней! Там либо платишь всего 1 грн, либо ничего не платишь и не входишь в платный сегмент.
Куда сейчас идут абоненты, не скажу. Есть Markdata, Nielsen. Осенью будет установочное исследование, тогда и увидим. Но что мы слышали от провайдеров? Они говорят о зарубежных сервисах вроде Edem.tv. И цене в один доллар».
По словам Фаенгольда, DTH не оправдался - сегмент вырос на 10-20%. Зато общая база ОТТ-абонентов к концу 2020 года может достичь 1 млн, то есть плюс около 600 тыс. относительно марта 2019 года. «Изменилось ли количество абонентов у провайдеров кабельного ТВ - не знаю. Я никогда не видел того, кто поделился бы данными. Однако мы постоянно говорим об их уменьшении. Хотя, мне кажется, просто стало меньше андеррепортинга», - констатирует Николай.
DVB-T2 + онлайн-кинотеатры
Такой вариант развития сюжета предполагает Клитная: «Сейчас контента [на традиционном ТВ] мало. Много повторов. Даже новости начали по-другому работать. Контент стал как бы хуже, к тому же еще во время карантина [людей] заставили сидеть дома. Онлайн - король. Да, там может вовсе не быть нового кино, но зрители имеют выбор».
По словам Натальи, в сегменте кабельного ТВ количество тех, кто не платит, достигает 50%. А из-за карантина многим пенсионерам пришлось ломать привычку платить не через абонентские отделы при операторах - те попросту закрыты. Из этого всем нужно вынести урок - понять базовые потребности зрителя. Кто сможет, тот и выиграет. Однако, очевидно, что кому-то с головой хватит 32 каналов от DVB-T2 и онлайн-кинотеатров.
Про бесплатное эфирное цифровое телевидение говорит и Гречанинов: «Ситуация с платным спутниковым развивалась не совсем так, как мы ожидали. DVB-T2 стал основным бенефициаром, но не сам «Зеонбуд» - ему все равно, сколько смотрят, доход от этого не увеличивается. Притом провайдеры успели поднять цены в январе, к счастью для рынка, что дало определенную подушку. Смогли бы они поднять цены сейчас? А аналоговое кабельное все равно будет терять абонентов, карантин просто ускорил тренд. Это нормально».
Что делать, чтобы рынок не проседал
Фаенгольд видит два параллельных решения. Первое - увеличение собственного эксклюзивного контента, в результате чего не будет привязки к конкретному району или городу. Второе - эффективная борьба с пиратством. Впрочем, тут много нюансов.
«На Edem.tv заведено уголовное производство, но нет продолжения, дело стоит на месте. Зато в западном регионе Украины с пиратами борются сами провайдеры, - говорит Фаенгольд. - Нам звонили: мол, скажите, кого блокировать, и мы заблокируем».
Шестаков предлагает развивать партнерство, причем во всех возможных сферах: «Нужно перестать смотреть на всех как на конкурентов».
Идею партнерства поддерживает и Арутюнян, хотя в первую очередь он настаивает, чтобы никто не демпинговал: «Пора бы уже понять - тот, кто не хочет платить, платить не будет!»
Мищенко советует «любить своего абонента, давать ему востребованный продукт, работать над качеством, а сарафанное радио сделает свое».