Сказать, что коронавирус нанес урон мировой киноиндустрии - не сказать ничего. Замороженные съемки, хаос в плане выхода проектов, потеря рабочих мест, поставленный на паузу маркетинг и так далее. Но ведь и фильмы, которые уже сняты, в кино не покажешь. Карантин.
Такого в истории Голливуда еще не было. Кинотеатры застыли в ожидании отмашки, когда им скажут: «Можно!» Да только что брать? Что показывать? Где взять деньги? Что делать, учитывая потерю целого полугодия? Давайте разбираться.
На «Тенет» и кинотеатра нет
В начале июля руководители украинских кинотеатров признавались: вся надежда - на свежие релизы, прежде всего «Тенет». Потому что фильм американского производства, потому что Нолан. Это в 99% случаев успех, особенно когда часть зрителей от похода кино удерживает именно отсутствие премьер.
Только есть одно но.
Релиз фильма Кристофера Нолана «Тенет» постоянно сдвигался, и в США (за исключением некоторых городов) точную дату старта вообще не называли. И традиционную модель в этот раз использовать не станут. Как правило, ленты американского производства (или в копродакшене с США) сначала выходят в прокат на родине, а уже потом в остальном мире. Случается даже так, что в Америке прокат завершен, когда в некоторых странах еще и не стартовал. Создателям же «Тенет» предстоит выпустить фильм сперва на международном рынке - там, где более-менее оправились от пандемии, и лишь после - в США, где к тому времени восстановится работа кинотеатров. Это может сыграть на руку нашим кинодемонстраторам, повысив (с небольшой вероятностью) посещаемость за счет того, что «умельцы» не успели перевести и растиражировать в русскоязычном сегменте сети пиратские копии, загруженные в интернет в США чуть ли не в день премьеры. Только вот Америке от этого ни холодно ни жарко.
Изначально «Тенет» должен был выйти 17 июля. Нолану предложили сдвинуть дату на 7 августа: более стабильная ситуация, больше зрителей, больше доход и меньше потерь. Нолан согласился перенести на две недели, но не из-за денег - режиссер хотел, чтобы его картина была своего рода лучом надежды, одним из первых фильмов-тягачей, возобновивших прокат. Однако в конце июня ситуация с коронавирусом в США обострилась, посему решили - пусть уж луч засветит позже, но ярче. И «когда это безопасно» - так заявили в Warner Pictures Group.
Повышенное внимание к «Тенет» вполне объяснимо - Нолан принес Warner Bros. ряд прибыльных проектов: «Темный рыцарь» (The Dark Knight, 2008) - $1 млрд, «Начало» (Inception, 2010) - $829 млн, «Дюнкерк» (Dunkirk, 2017) - $526,9 млн. Кроме того, сам режиссер - сторонник просмотра фильмов в кинотеатре, поэтому вероятность первичного онлайн-проката даже не рассматривается.
А что же «Мулан»?
Да, на фильм от «Мышиного дома» тоже делают ставку. Хотя бы потому что это: а) Disney, б) ремейк анимации, в) в памяти свеж недавний успех ремейка «Король Лев», из-за чего ожидания от новых релизов студии наверняка возросли.
Но и «Мулан» перенесли: сначала с 27 марта на 24 июля, потом - на 21 августа, затем - на неопределенный срок, а в итоге на части территорий премьера состоится онлайн.
Интересно, что сиквелы нашумевшего и некогда самого кассового кинофильма в истории кино - «Аватар» - тоже сдвинулись, хотя связь такой пертурбации с коронавирусом не столь очевидна. «Аватар-2» сместился с 17 декабря 2021-го на 16 декабря 2022-го, «Аватар-3» - с 22 декабря 2023-го на 20 декабря 2024-го, «Аватар-4» - с 19 декабря 2025-го на 18 декабря 2026-го, а «Аватар-5» - с 27 декабря 2027-го на 22 декабря 2028-го.
Без хитов
Учитывая все вышесказанное, американский рынок ждет еще один прецедент: впервые с 1975 года, когда вышли «Челюсти» Спилберга, в летнем сезоне не будет ни единого блокбастера. Так, к примеру, прошлый летний сезон, который негласно стартует 1 мая и заканчивается в День труда (отмечаемый в первый понедельник сентября), принес индустрии $4,35 млрд или 38% всего бокс-офиса США за 2019 год.
Летний сезон и бокс-офис США в 2010-2019 гг.
Средний бокс-офис 2010-2019 гг., $ |
Средний бокс-офис летнего сезона 2010-2019 гг., $ |
Средняя доля летнего сезона от общегодового бокс-офиса 2010-2019 гг., % |
Средняя доля летнего сезона от общегодового бокс-офиса 2019 г., % |
10 984 720 604 |
4 335 581 386 |
39,5 |
38 |
Источник: Comscore
При условии, что средний премьерный уик-энд фильмов Нолана в США зарабатывал $56 млн, «Тенет», по мнению американских аналитиков, мог бы принести $30 млн. В целом же по миру ленте нужно собрать хотя бы $400 млн, чтобы выйти в ноль с учетом маркетинга, который, скорее всего, забрал еще $120-140 млн. Здесь подразумевается чисто арифметическое соотношение затрат на производство и рекламу и бокс-офиса, тогда как в действительности мы знаем: для окупаемости продюсерам необходимо собрать кассу раза в три больше, чем потратили.
Кроме Warner Bros. и Disney релизы переносят Universal и Sony. Первая сдвинула анимацию «Миньоны: Грювитация» (Minions: The Rise of Gru) и F9, очередной сиквел франшизы «Форсаж» (Fast and Furious). А вторая убрала из графика 2020 года сиквелы «Венома» (Venom) и «Охотников за привидениями» (Ghostbusters).
В Техасе все большое
В начале мая в штате имел место прецедент - маленькая по американским меркам сеть Santikos Entertainment, которая управляет девятью кинотеатрами, на время локдауна оставила открытыми три. При условии заполняемости не более 25% залов, сеть принесла 57% недельного бокс-офиса всей Америки. Однако при этом даже не попала в список пятнадцати самых популярных кинолокаций недели - ими оказались кинотеатры под открытым небом.
Пока сеть справляется, впрочем, в руководстве признают: «Быть открытыми сейчас - чуть лучше, чем закрыться вовсе». Без новых релизов не обойтись.
Премьеры помогли бы наполнить залы хотя бы наполовину - местные власти повысили порог посещаемости до 50%. «Но мы даже близко не подступили к этому показателю за все время», - говорят в Santikos Entertainment. Несложно угадать, на какие ленты возлагают надежды…
1/6
В США насчитывается почти 6 тыс. кинотеатров. По состоянию на 30 июня большая часть - при соблюдении определенных мер безопасности - могла открыться в 42 штатах Америки. Однако не в Лос-Анджелесе или городе Нью-Йорк. А это два крупнейших локальных кинопрокатных рынка, здесь находятся ключевые кинотеатры крупнейших сетей, которые без двух городов не готовы открываться вообще. 6 июля в штатах Нью-Йорк, Северная Каролина, Мэриленд, Нью-Мексико и Нью-Джерси открыли церкви. Но не кинотеатры. Свыше 5 тыс. пока закрыты.
Международный кинопрокатный рынок
Америка - не единственная страна-заложник ситуации с коронавирусом. В Китае по-прежнему закрыты более 12 тыс. кинотеатров, а в Бразилии и Мексике, где могли бы ожидать хорошие цифры от проката фильмов «Тенет» и «Мулан», - совсем нехорошо с пандемией.
Причем не везде серьезно относятся к масочному режиму и другим требованиям. Например, в той же Америке уже был скандал, когда исполнительный директор AMC Theatres Адам Эрон (Adam Aron) заявил - в кинотеатрах сети масок не будет, потому что он не хочет «лезть в политику». Часть кинематографистов, в том числе режиссер «Доктора Сон» (Doctor Sleep) Майк Флэнеган, возразили: «Маски - это не политика». В течение суток в AMC Theatres изменили мнение. Но это свидетельствует об отсутствии единства даже в США. Не говоря уже о других рынках.
Онлайн-прокат как альтернатива
Здесь сразу вспоминается еще один прецедент (в нынешнем году их с избытком) - когда в NBCUniversal заявили о готовности выпустить фильм на премиум-сервисах видео по запросу вместо традиционного проката в кинотеатрах. Последние, в частности британская сеть Odeon, устроили бойкот.
Но NBCUniversal это не остановило: в апреле студия выпустила в онлайн-прокат «Тролли-2: Мировое турне» (Trolls World Tour) на условиях платы за аренду тайтла на 48 часов. Точную цифру не называют, но в Wall Street Journal проскочила информация, что digital-дистрибуция принесла около $100 млн.
И это было только начало. «Мышиный дом» запустил на своей платформе Disney Plus киномюзикл «Гамильтон» (Hamilton), Warner Bros. - «Скуби-Ду!» (Scoob!) на HBO Max, а Paramount отправила в digital-дистрибуцию анимацию «Губка Боб в бегах» (The SpongeBob Movie: Sponge on the Run). Наконец, Sony продала сервису Apple TV VoD-права на показ военной драмы «Грейхаунд» (Greyhound).
Что могли сделать кинотеатры? Что предложить взамен? Они так и оставались закрыты…
А когда кинотеатры откроются, будет поздно, потому как парадигма дистрибуции уже изменилась. Студии поняли - выпускать фильмы в онлайн можно, это приносит деньги.
Сезон осень-зима - 2020
У оптимистов есть надежда, что осень и зима компенсируют лето: отчасти потому, что зрители соскучатся по походам в кино, а также потому, что некоторые громкие тайтлы остаются. Например, «Тихое место - 2» (A Quiet Place Part II) - 4 сентября, «Чудо-женщина: 1984» (Wonder Woman 1984) - 2 октября, «Черная вдова» (Black Widow) - 6 ноября, «Не время умирать» (No Time to Die) - 20 ноября, «Душа» (Soul) и «Топ Ган: Мэверик» (Top Gun: Maverick) - 23 декабря.
Все это прямо отразится и на украинском кинопрокатном рынке. Но, как говорится, поживем - увидим.