В условиях тотального карантина всем производителям аудиовизуального контента пришлось экстренно изобретать новые формы работы: кто-то научился снимать с супермаленькой командой, кто-то начал создавать веб-проекты. Но во всех этих случаях призводители работали с малой формой. А как быть с крупной? Можно ли, не нарушая требований изоляции, снять, например, полноценный сериал? Оказалось - можно! Стоит лишь проявить смекалку и вспомнить, что мы живем в век развитых технологий.
На прошлой неделе мы сообщали, что сценарист и продюсер Владимир Нагорный начал производство сериала «За окном», локациями которого стали квартиры актеров, а съемка ведется удаленно - через окна и балконы домов с помощью дронов. Как удалось собрать группу из 60 человек, живущих в разных странах мира, организовать сложную логистику, потратить «жалкие гроши» и при этом получить продукт, обладающий художественной ценностью, Владимир рассказал в колонке для MBR.
***
Еще никогда человечество не сталкивалось с глобальным карантином. Тенденцию к разобщению в нашу жизнь принес интернет, а карантин окончательно превратил наши дома в изоляторы. Как же мы, профессионалы кино, могли помочь обществу с этой проблемой?
Формальное продюсерское образование я получил в UCLA (Лос-Анджелес), однако моим настоящим учителем в этой сфере был Тимур Бекмамбетов, с которым много работал как сценарист и режиссер. Готовность Бекмамбетова пробовать новое меня вдохновляла и одновременно удивляла. То он разрабатывает «киноязык» - программу для превращения сценариев в 3D-анимацию, то погружается в стиль «экранной жизни», обладающий скудными выразительными средствами, то разрабатывает малоперспективное, с точки зрения творца, направление ремейков.
Не все идеи Бекмамбетова оказывались успешными, но те, что получились, открыли новые направления в кино и новые коммерческие горизонты. Важным фактором для появления успешной идеи было умение Тимура превращать ограничения в возможности. Именно оно помогло мне создать «карантин-сериал», где все съемки осуществляются с помощью дрона.
Идея явилась результатом размышлений на тему желаний целевой аудитории. Люди оказались запертыми дома, лишенными одной из пяти основных потребностей - человеческой интеракции. Наш мир свелся к экранам компьютеров, телефонов и случайным встречам с людьми в масках. И эту потребность не удовлетворяли «селфи-сериалы», буму которых способствовал карантин. Зритель хотел видеть, о чем люди говорят, над чем смеются, на что надеются - но не по телефону, а лицом к лицу, как раньше.
Впрочем, идея - это десять процентов дела. Для ее реализации нам предстояло решить несколько ключевых проблем. Первая - невозможность собрать съемочную группу и актеров без нарушения правил карантина. Вторая - отсутствие денег. Ведь экономический обвал из-за эпидемии мы, киношники, почувствовали вместе со всеми, если не острее.
Тут и пригодился мой международный опыт: я успел побывать чуть ли не в каждой кинопозиции - от рабочего на площадке до режиссера монтажа, оператора, режиссера-постановщика, сценариста и продюсера. Помог и опыт создания креативных компаний вроде «Сценарного КБ» (Киев) и добровольных творческих объединений вроде кинокооператива CCSN FIlm Club (Лас-Вегас). Я знал, что должен создать систему стимулов и контроля, которая будет максимально органической и самоуправляемой, одновременно не превращаясь в чисто добровольческий проект, что всегда грозит разбродом и интригами.
Так появилась… большая эксель-таблица. А еще ряд гугл-анкет, специальный гугл-драйв на два терабайта, закрытая группа в фейсбуке, платный аккаунт в Zoom, презентация проекта и библия сериала. Эти инструменты позволили нам провести кастинг актеров, живущих вместе, найти сценаристов, режиссеров, несколько съемочных групп, локации, транспорт и технику, связать их всех друг с другом и начать снимать. Все это - не выходя за пределы своего кабинета.
Мотивации команды я придал особенное значение. Даже при наличии хорошего бюджета результат совместного труда талантливых, внутренне свободных людей, которыми являются киношники, зависит от степени их заинтересованности в конечном результате. А у нас на руках были, по меркам киноиндустрии, жалкие гроши. Тем более мы должны были хорошо продумать, что хочет «от жизни» актер, оператор, сценарист, композитор? Заглянуть этим людям в душу, поставить себя на их место и найти правильный подход.
Тут я особенно горд собой, потому что режиссерская жилка помогла мне найти мотивацию в каждом. Актерам мы предложили сыграть главную роль в собственной короткометражке. Причем не выходя из дома, потратив лишь несколько дней на репетиции и пару часов на съемки. В карантин. Кто тут откажется? Сценаристов заинтересовали возможностью снять свои новеллы, а режиссеров - написать себе сценарий (с нашей шоураннерской поддержкой). Оператор дрона, привыкший снимать леса-поля и архитектуру, вдруг оказался в роли оператора-постановщика, где от полета его камеры зависела эмоциональность сцены. И ко всем остальным был найден похожий подход. Кроме этого, мы предложили всем участникам проекта долевое участие в монетизации эпизодов. Конечно, я покрывал все расходы из своего кармана, но они свелись к небольшим платежам менее мотивированным членам команды, оплате съемочного оборудования, транспорта, реквизита и непредвиденных трат.
Результаты превзошли все ожидания. За 30 дней собралась команда из более чем шестидесяти профессионалов. Подключились другие города: Ивано-Франковск, Одесса, Харьков, Париж, Рим, Барселона, Нью-Йорк. Было написано 18 сценариев и снято 12 серий. Полная автоматизация, дистанционные репетиции, режиссура и съемки, написание сценариев под готовых актеров и локации позволили создавать эпизод - от идеи до экрана - за 10 дней. И все это - при строгом соблюдении правил карантина, когда члены съемочной группы не встречались друг с другом, а на локацию заходил только оператор-постановщик в маске и перчатках, устанавливавший оборудование и оставлявший актеров одних.
Но еще больше превзошла наши ожидания художественная ценность того, что мы создавали. Будучи шоураннером проекта, я сразу решил: раз уж мы заглядываем в окна, давайте увидим правду жизни во всем ее многообразии, без прикрас. Давайте посмотрим на людей в их естественной среде обитания. Потому библией проекта сценаристам разрешалось выбирать любой жанр, любую историю, любой язык, не бояться ни обнаженных тел, ни сквернословия, ни насилия. У нас допускается все, что служит творческому высказыванию автора. И это вкупе с эффектом подглядывания вдруг породило правдивый, трогательный и очень оригинальный формат. Возможно, уникальный. Формат «заоконной жизни».
Восемнадцать историй первого сезона объединяет немногое: продолжительность в десять минут и отголоски темы карантина. Остальное призвано удивлять зрителя. У нас есть комедия, драма, мелодрама, эротика, фантастика, триллер и даже артхаус. Зритель никогда не угадает, что мы преподнесем ему в следующем эпизоде. А техника съемки через окно, к которой добавились использование общего плана и непрерывного дубля, из ограничения превратилась в художественный прием. Мы обнаружили, что подсмотренный юмор смешнее, а подсмотренная драма драматичнее. Мы поняли, что непрерывный дубль и общий план наиболее близки человеческому восприятию и легче принимаются за реальность. А еще мы полюбили актеров, открывших нам свои дома, и авторов, открывших нам свои души. Сейчас нашу команду объединяют не столько перечисленные мной мотивации, сколько чувство причастности к прекрасному искреннему арт-проекту, в котором они могут общаться со зрителем на актуальные темы. К проекту, который на годы переживет карантин и превратится из «карантин-сериала» в «украинские истории» - антологию современной украинской жизни.
Дистрибуция сериала уже началась в YouTube. По нашим расчетам, новые эпизоды будут выходить с 26 мая с периодичностью раз в три дня. Одновременно мы продолжим производство новых эпизодов: планируется снимать 20 серий в месяц в каждом из городов-участников. Наконец-то подключим съемочные группы в Париже, Риме и Нью-Йорке, каждая из которых выдаст минимум по одному сезону. В ближайшем будущем мы надеемся начать сотрудничество со стриминговыми сервисами и телеканалами. Именно для будущих партнеров медийно раскручиваем сериал, собираем подписчиков и поклонников, совершенствуем технологию. Думаю, уже через несколько серий нам будет что показать крупным игрокам на рынке. Телевизионная часовая серия «За вікном» будет составляться из лучших четырех-пяти новелл с перерывом на рекламу между ними. Учитывая эффективность нашего продакшена, такую серию можно производить каждую неделю за сравнительно небольшой бюджет.
«Ограничения - это лишь новые возможности» - таков девиз нашего проекта. Который мы советуем перенять всем, кто страдает от глобального карантина.
События последних месяцев и их последствия кардинально меняют правила игры, а возможно, и саму игру. Как в нее играть, чтобы выиграть? Или хотя бы не проиграть еще на старте? Об этом спецпроект MBR «Снять корону», частью которого является данный материал, - личный опыт представителей украинской аудиовизуальной и медиаиндустрии, компаний и отдельных людей, сумевших быстро сориентироваться в изменившихся из-за коронакризиса условиях. Реальные и уже реализованные адаптационные кейсы кино, ТВ, рекламы и интернет-медиа - из первых уст.