В двух предыдущих частях обзора мы рассказывали о государственной поддержке сериалов на любой стадии производства и непосредственно на этапе продакшена. В третьей, заключительной, предлагаем взглянуть немного с другого ракурса: где больше всего возможностей получить государственное финансирование игровых сериалов, где - документальных, а где - анимационных. И где уже поддерживают производство веб-сериалов и веб-проектов вообще?
Напомним, что в этой серии материалов мы не берем во внимание инициативы: налоговые льготы, рибейты и другие программы государственного уровня.
Общая картина
Как мы уже сообщали, по состоянию на март 2020 года в мире насчитывалось 742 варианта поддержки сериального контента на разных этапах производства. Из них 238 - государственной поддержки непосредственно продакшена сериалов, если не брать во внимание инициативы (таковых еще 139).
Из указанных 238 большая часть вариантов поддержки приходится на игровые проекты - 213. Еще в 194 случаях госпрограммы поддерживают производство документальных проектов, в 184 - анимационных. На финансирование кроссмедийных проектов можно подаваться в девяти государствах. И наконец, одна страна мира - Катар - официально поддерживает создание непосредственно веб-сериалов. По крайней мере именно так формат обозначен в программе.
Примечание: несколько вариантов поддержки разного типа контента могут быть одной программой. Источник: «Медиа Ресурсы Менеджмент», май 2020 года
В 33 странах практикуется использование одной или максимум двух программ поддержки продакшена сериального контента разных типов, будь то игровые или анимационные проекты. Проще говоря, одна программа на все сразу.
В 26 государствах это уже по меньшей мере две программы, предлагающие различные варианты: где-то - только игровые сериалы, где-то - только документальные или анимационные. Благодаря чему, очевидно, расширяются возможности, поскольку участники питчингов не претендуют на средства участников с другим контентом - конкурируют только между собой, а не с авторами другого профиля. В результате появляется возможность создавать больше узкопрофильного контента, причем более высокого качества. Нет ставших обыденностью в Украине разговоров о справедливости: мол, одним дали, у других забрали.
Поддержка продакшена игровых сериалов
Производство игровых сериалов поддерживают 57 из 130 исследованных стран, суммарно предоставляя 213 вариантов финансирования. А что же оставшиеся 73 державы? Там тоже есть поддержка, но, например, девелопмента или написания сценария.
Однако вернемся к игровым сериалам. Больше всего вариантов поддержки на этапе производства во Франции - целых 26. Еще в шести странах их больше десяти, а в 31 стране всего по одному варианту поддержки.
Источник: «Медиа Ресурсы Менеджмент», май 2020 года
Поддержка продакшена документальных сериалов
Что касается документальных сериалов, то их создатели могут претендовать на 193 варианта поддержки производства, также в 57 странах. Первые два места занимают Франция и Италия с показателями 24 и 16 вариантов соответственно. Следующая тройка лидеров отличается от предыдущей категории:
Источник: «Медиа Ресурсы Менеджмент», май 2020 года
Поддержка продакшена анимационных сериалов
В сегменте производства анимационных сериалов по состоянию на март насчитывалось 184 варианта господдержки, но уже не в 57, а в 58 странах: из списка выпал Узбекистан, впрочем, на его место пришли Израиль и Сингапур. ТОП-3 остается таким же, как в сфере игровых и документальных сериалов, хотя дальше картина меняется:
Источник: «Медиа Ресурсы Менеджмент», май 2020 года
Поддержка продакшена кроссмедийных и веб-сериалов
Под кроссмедиа подразумевается широкий спектр вариантов, связанных в том числе и с сериалами. Например, альтернативные концовки проекта, выходящего на традиционном телевидении, или некий интерактив со зрителями.
Всего в марте 2020 года насчитывалось 15 вариантов поддержки кроссмедиа в девяти странах: Австралия - три варианта; Италия, Швейцария, Мальта и Люксембург - по два; Канада, Германия, Норвегия, Дания - по одному. Примечательно, что среди них нет Франции, которая известна прекрасно развитой системой государственной поддержки кино- и телепроизводства. Как видно, там предпочитают традиционные форматы.
Что касается веб-сериалов, то, как уже было сказано выше, есть лишь одна программа - в Катаре. Впрочем, Катар - не единственная страна, где теоретически можно снять веб-сериал, заручившись финансовой поддержкой государства. Веб-проекты как общее понятие прописаны в программах еще десяти стран - суммарно они открывают доступ к 53 вариантам стимулирования продакшена.
Источник: «Медиа Ресурсы Менеджмент», май 2020 года
Также интересно, что международные программы, за исключением двух - от Doha Film Institute Grants Programme в Катаре и OIF Production Support во Франции, - вообще не поддерживают веб-проекты. Таким образом, почти все варианты в этом сегменте приходятся на национальные и региональные программы.
Несмотря на небольшое количество вариантов поддержки, кроссмедиа и веб-сериалы обладают большим потенциалом, особенно сейчас, когда традиционное телевидение пострадало от коронавируса. Возможность использовать уже созданный бренд, привлечь аудиторию до премьеры или удержать в перерывах между сезонами, получить дополнительный источник монетизации контента… Онлайн-сегмент открывает новые возможности, часто при меньших затратах, нежели на ТВ. Потому неудивительно, если спустя всего пару лет программ и вариантов поддержки в мире - и особенно в Европе - будет в полтора-два раза больше.