На прошлой неделе Львов стал украинским трендсеттером актуального всемирного движения - возвращения автокинотеатров. Когда массовые собрания и близкие контакты запрещены, а фильмы хочется смотреть не только дома на диване, drive-in cinema становятся действенной альтернативой, которая набирает в мире все большую популярность. И Украина не осталась в стороне. Конечно, автокинотеатры были в нашей стране и раньше, но, похоже, в ближайшее время их количество будет увеличиваться.
14 мая во Львове на паркинге №2 «Арены Львов» начал работу автокинотеатр Kinolife. Он позиционируется организаторами, компанией Kinolife Distribution, как начало целой сети, которая будет включать также Киев, Харьков, Днепр, Одессу, Мариуполь и Сумы.
А накануне, 13 мая, на крыше ТПК «Южный» припарковалась самая первая по факту ласточка львовского drive-in cinema движения. Пока у нее нет имени: просто автокинотеатр на крыше. Но есть продуманная репертуарная политика - с акцентом на семейную аудиторию - и сотрудничество с кинотеатром Lviv Film Center, помогающим эту политику реализовывать. А главное, есть энергичный организатор, Ярослав Микитин. Для него кино под открытым небом стало абсолютно новым «антикризисным» бизнесом, идея которого появилась в начале карантина. Итак, слово Ярославу, он написал для MBR колонку о том, каково это - двигаться вперед, когда весь мир будто остановился.
«Кино - это тот же ивент: только вместо сцены и музыкантов - экран и фильм»
Не будет преувеличением сказать, что среди всех креативных индустрий отрасль ивентов - концертов, фестивалей, различных форумов и т. д. - пострадала из-за коронакризиса больше всех. Ведь массовые собрания запрещены - точка. А я много лет работаю именно в ивентах, в компании Gastroli.ua.
Думать, что делать дальше, начал, как только объявили карантин. Не хотелось принципиально менять сферу деятельности, потому я искал то, что более-менее имеет отношение к ивентам. Также было желание помочь не одному себе, но и по возможности обеспечить работой сотрудников и партнеров. Исходя из этого, появилась идея автокинотеатра - практически мгновенно, сама собой.
Как по мне, организация кинопоказов - это тот же ивент: с такими же процессами в нем и вокруг него. Только вместо сцены и музыкантов - экран и фильм. Но конечно, есть своя специфика. Мне пришлось разбираться в ней с нуля, однако не самому.
Кризис - время для партнерства, взаимопомощи и синергии различных индустрий и институтов. Сообща не только отца легче бить, как говорит наша украинская пословица, а и коронавирус. И мне повезло с друзьями и партнерами, которые с радостью присоединились к воплощению идеи автокинотеатра.
Одним из направлений работы нашей компании является продажа билетов на события на ресурсе Gastroli.ua. Среди наших надежных клиентов - Lviv Film Center. Это львовский кинотеатр нетипичного формата: восстановленный на руинах советского кинотеатра «Орленок» в парке «Ореховый гай», он имеет современный кинозал, а также устраивает показы на крыше под открытым небом. Директор Lviv Film Center - мой давний друг. Когда я пришел к нему с этой идеей, он охотно ее поддержал, и Lviv Film Center стал соорганизатором проекта автокинотеатра.
Главная ценность партнерства для запуска нового бизнеса - тебе не надо переучиваться, осваивать что-то с нуля. Просто правильно распределить обязанности и зоны ответственности. Мы сделали именно так.
У Lviv Film Center есть договора со всеми дистрибуторами, поэтому их задача - контент, а остальное - ивентная часть, которой занимается наша компания.
Мы определились с форматом, с партнерами - надо было выбирать локацию. И честно говоря, это оказалось едва ли не самым тяжелым и заняло много времени. Мы объездили буквально весь Львов - смотрели все возможные варианты. Хотели быть оригинальными, эксклюзивными, так что обычные «приземленные» площадки нас не устраивали. Как вдруг идея автокинотеатра развилась: сделаем не просто drive-in cinema, а первый автокинотеатр на крыше! Мы начали рассматривать локации с этой стороны - и нашли верхний уровень паркинга ТПК «Южный», он идеально для этого подошел.
Максимальная вместимость парковки, которая служит зрительным залом, - 68 авто на один сеанс. В день открытия мы провели три сеанса: показали мультик «Сказки волшебного города», а также два взрослых фильма - «Зеленую книгу» и «Джентльменов». Всего на три сеанса собрали около 120 автомобилей. Неплохой старт, как по мне.
В основном зрители приезжали по два человека в одном авто, за исключением сеанса, когда демонстрировалась анимация, - тогда вместе с родителями были и дети.
Стоимость просмотра фильма - 200 грн с машины; в ней может быть столько людей, сколько есть посадочных мест. Просчитывая экономическое обоснование проекта, пришли к выводу, что это минимальная сумма, от которой можно прогнозировать заработок в долгосрочной перспективе.
Первый сеанс мы провели 13 мая - на следующий день после того, как на государственном уровне был смягчен карантин. На самом деле мы были давно готовы, но ждали разрешения.
О запуске проекта объявили в апреле - и практически на следующий день администрация города Львова выступила с официальным заявлением, что это будет нарушением карантинных требований. С тех пор мы с горсоветом находились в постоянном диалоге, и после объявления смягчения карантина нам дали зеленый свет.
Сейчас все в порядке: мы действуем в соответствии с инструкциями, придерживаемся всех правил безопасности. Билеты приобретаются бесконтактно - на нашем сайте - и так же бесконтактно сканируются. Проводим скрининг температуры сотрудников, они работают в спецсредствах. Правилами площадки, которые мы перед показами каждый раз выводим на экран, запрещен, в частности, выход из машины до, во время или после сеанса - также во избежание нежелательных социальных контактов.
Зрители соблюдают требования и относятся к ним с пониманием. Отзывы мы преимущественно получаем в соцсетях, и они очень позитивные. Думаю, это во многом обусловлено нашей репертуарной политикой.
При ее формировании мы руководствовались следующими принципами:
- Учесть интересы семей и младших зрителей, именно потому каждый день первые сеансы - для семей с маленькими детьми. Это мультфильмы и семейное кино.
- Второй сеанс должен охватывать самую широкую аудиторию, потому в это время мы показываем самые рейтинговые ленты.
- Последний, самый поздний сеанс - для ценителей креативного кино и романтических свиданий в автокинотеатре.
Именно так мы смогли охватить интересы и предпочтения максимально широкого круга зрителей.
А еще видим заинтересованность зрителей в украинском кино и планируем активно работать в этом направлении. В частности, мы слышали об инициативе FILM.UA Distribution предоставлять украинские фильмы для повторного проката, не претендуя на свою долю от проданных билетов, и обязательно с ними свяжемся. Так как хотим в репертуар автокинотеатра на крыше крутые национальные картины: «Сторожова застава», «Викрадена принцеса: Руслан і Людмила», «Захар Беркут», «Ціна правди», «Скажене весілля» и «Скажене весілля 2». Дело даже не в роялти, а в желании показывать наше кино, ведь оно у нас есть!
В целом этот проект - антикризисная инициатива, которая дала нам работу, а зрителям - положительный опыт, которого так не хватает в нынешние эмоционально сложные времена. И нас действительно радует, что мы не единственные игроки на рынке: к любым проявлениям конкуренции относимся максимально положительно, поскольку они стимулируют улучшение сервиса и качества услуг для конечного потребителя.
Думаем ли над развитием проекта? Конечно. Но как именно - пока рано говорить. Для стратегии развития необходимо время и статистика. У нас есть определенные мысли на перспективу, однако на данном этапе не хотим их анонсировать.
Хотя среди прочего есть идея организовывать на этой площадке кроме показов фильмов также автовечеринки и автоконцерты под открытым небом. Тем более впереди лето. Одним словом, show must go on - даже тогда, когда все шоу запрещены!
События последних месяцев и их последствия кардинально меняют правила игры, а возможно, и саму игру. Как в нее играть, чтобы выиграть? Или хотя бы не проиграть еще на старте? Об этом спецпроект MBR «Снять корону», частью которого является этот материал, - личный опыт представителей украинской аудиовизуальной и медиаиндустрии, компаний и отдельных людей, сумевших быстро сориентироваться в изменившихся из-за коронакризиса условиях. Реальные и уже реализованные адаптационные кейсы кино, ТВ, рекламы и интернет-медиа - из первых уст.