На прошлой неделе мы в подробностях рассказывали, что происходит в американской киноиндустрии спустя два месяца глобального карантина и практически полной заморозки съемочного процесса. Обстановка, честно говоря, так себе: в отличие от наших широт, где пандемия потихоньку сбавляет обороты, США продолжают удерживать первенство и по количеству зараженных COVID-19, и по числу скончавшихся от болезни. Так что о возобновлении производства даже в сердце мировой киноиндустрии - Голливуде - пока остается только мечтать.
Странам Европы в этом отношении повезло больше. Даже там, где коронавирус как следует разгулялся, к сегодняшнему дню ситуация стабилизировалась и экономика - а с ней и медиаиндустрия - потихоньку оживает. Об однородности, конечно, говорить не приходится, но в целом уже понятно, что если где киножизнь и будет бурлить нынешним летом, так это в Европе. Что, в свою очередь, дает Украине некоторые шансы. Почему и что для этого нужно - давайте разбираться.
Скандинавия: Исландия, Швеция, Дания, Финляндия, Норвегия
В конце прошлой недели стало известно, что на звание Мекки кинопроизводства постпандемийной эпохи претендует Исландия. Отрезанной от остальной Европы стране повезло больше других: случаи заражения COVID-19 здесь, конечно, были, однако совсем не в тех масштабах, что в многострадальной Италии или, скажем, Франции. Потому уже в июне исландцы не только готовы принимать съемочные группы со всего мира, но и обещают избавить их членов от двухнедельного карантина. Местным же продакшенам можно начинать работу прямо сейчас, и самым шустрым оказался режиссер Балтасар Кормакур, уже вовсю работающий над проектом для Netflix.
Любопытно, что никаких специальных правил, которые должны соблюдаться съемочными командами, власти Исландии пока не озвучивают: то ли считают - киношники и сами способны разобраться (как уже упомянутый Кормакур, разработавший собственную систему безопасности), то ли уверены - универсальных предписаний отрасли будет достаточно.
Всего месяц назад коронавирусная обстановка в двух соседних скандинавских странах, Швеции и Дании, отличалась кардинально. Первая решила пойти по пути смирения, отказавшись и от локдауна, и от карантина в целом. Единственный запрет, работавший в Швеции, касался собраний более 50 человек. Власти Дании, напротив, выбрали более распространенный в остальной Европе путь ограничений и контроля, которые, впрочем, начали ослабевать еще в середине апреля - те же массовые собрания теперь разрешены для пятидесяти, а не десяти человек. Хотя съемочный процесс пострадал при обоих сценариях: и в Дании, и в Швеции до середины апреля работали только небольшие рекламные продакшены, внутреннее же теле- и кинопроизводство практически остановилось.
В Финляндии карантин сопровождался и закрытием границ, и довольно жесткими ограничениями для граждан. По словам представителя местного продюсерского объединения APFI Анни Вессман, официального запрета на проведение съемок в стране не было, но продакшены сами предпочли этого не делать, чтобы не подвергать опасности членов команды. Кроме того, до 1 июня финнам запрещено собираться компаниями более десяти человек. А самые жесткие в Скандинавии ограничения до недавнего времени действовали в Норвегии. До 7 мая здесь можно было собираться группами не больше пяти человек (сейчас лимит увеличен до 50), производство контента было полностью остановлено.
Теперь же, когда эпидемия в регионе пошла на спад, все четыре страны прилагают максимум усилий, чтобы как можно скорее восстановить индустрию. Свои правила безопасности для производителей контента уже разработали Норвежский институт кино и финская Ассоциация продюсеров, а датчане 6 мая выдали проект документа, регулирующего посткарантинные съемки. Свободолюбивые шведы действуют сразу в нескольких направлениях, однако им определенно не хватает согласованности: на прошлой неделе местная Ассоциация теле- и кинопродюсеров пообещала выдать рекомендации «в ближайшее время», но специализирующийся на рекламе продакшен Hobby Film еще в апреле опубликовал «Свод правил и принципов для производителей контента в Швеции и Дании».
Все скандинавские правила носят скорее рекомендательный характер и направлены не на контроль, а на минимизацию риска заражения членов съемочных команд. В каждом документе подчеркивается необходимость соблюдать социальную дистанцию (минимум 2 метра), использовать средства индивидуальной защиты, проводить регулярную дезинфекцию всего, что только можно продезинфицировать и т. п. Производителям настоятельно рекомендуют избегать массовых и интимных сцен, актерам же в кадре лучше пока не целоваться.
Во всем регионе постепенно оживают локальные съемки. В начале мая норвежский канал NRK TV возобновил производство второго сезона сериала Exit, а датские продакшены DR и TV2 вернулись к работе сразу после первой волны послаблений - в апреле. Шведские и финские компании тоже работают, но последние признают, что полное восстановление отрасли станет возможным только летом. В подвешенном состоянии остаются разве что международные съемки: здесь последнее слово не за представителями индустрии, а за правительством, и оно планирует открывать границы ориентировочно 15 июня.
Западная Европа: Франция, Великобритания, Италия, Испания, Германия
Северяне всегда отличались особой стойкостью, потому такого оживления, как у них, в остальной Европе не наблюдается. Кроме того, западная часть континента намного больше пострадала от коронавируса, что заставило правительства ряда государств ввести очень жесткие ограничения и запредельные штрафы за нарушение карантина. Из-за таких мер киноиндустрия почти всех стран региона впала в анабиоз, но, к счастью, власти не стеснялись протянуть отрасли руку помощи. Неудивительно, что теперь кинематографисты ведут с ними постоянный диалог, разрабатывая условия возобновления производства вместе.
Франция начала выходить из жесткого карантина одновременно с Украиной - 11 мая. Хотя первый этап кинематографистам радости не принес: ограничения по-прежнему остаются довольно жесткими, просто теперь можно выходить из дома без специальной формы, собираться группами до 10 человек и передвигаться по улицам без масок (но в общественный транспорт разрешено только в них). Кинотеатры смогут открыться в лучшем случае 1 июня.
Съемки в общественных местах по-прежнему запрещены, однако административная работа кипит: профильные ассоциации и гильдии уже несколько недель обсуждают с госорганами и страховыми компаниями критерии, которые позволят индустрии ожить. До 11 мая основная загвоздка состояла в том, что последние отказывались страховать съемки во время пандемии, но теперь, когда самый жесткий этап карантина позади, у продакшенов появился шанс на компромисс. Перечень мер и условий в теле- и кинопроизводстве еще разрабатывается, хотя представители индустрии уже говорят, что в нем будет лимит на количество человек на площадке, соблюдение социальной дистанции, использование средств защиты, а также отдельные инструкции для гримеров, костюмеров и т. д. По прогнозам это позволит возобновить местное производство в конце весны или в начале лета - на фоне тех же США это хорошие новости. К тому же 6 мая правительство Франции объявило о создании фонда для поддержки отложенных съемок, так что отрасль вернется в форму довольно быстро. Касательно международных съемок и открытия границ у французов, как и в Скандинавии, все упирается в общеевропейский план с предварительной датой 15 июня.
13 мая первый этап послаблений начался в Великобритании. О возобновлении кинопроизводства прямо сейчас речи пока не идет - грубо говоря, гражданам просто разрешили чаще бывать на воздухе. Более того, Шотландия, Северная Ирландия и Уэльс продолжают сидеть в строгой самоизоляции. Если второй волны заражения не будет, с 1 июня в стране могут разрешить культурные мероприятия без зрителей, кинотеатры откроются аж в июле. Первые телесъемки в стране могут начаться не раньше конца июня. О готовности вернуться в игру пока сообщила только корпорация ВВС, а проектами-первопроходцами по ее плану станут EastEnders и Top Gear.
6 мая Британская кинокомиссия (BFC) представила общественности свод правил и рекомендаций, с которыми индустрия сможет осторожно возобновить работу. Пока это лишь проект: после публикации документа предполагались его десятидневные отраслевые обсуждения, после которых внушительный тридцатистраничный протокол может измениться. Хотя его масштабы можно оценить уже сейчас: опираясь на информацию крупнейших игроков отрасли (Netflix, BAFTA, Disney, HBO и Bectu), BFC разбила производственный процесс на 27 областей и в каждой предоставила подробную инструкцию (например, как проводить кастинг, как гримировать актеров и т. п.). Протокол главным образом нацелен на высокобюджетное производство - в кинокомиссии не скрывают, что документ нужен еще и для того, чтобы предоставить правительству «всеобъемлющее и реалистичное видение», как и когда в Британии можно безопасно возобновлять съемки крупных проектов: «Бэтмена» Мэтта Ривза или «Ведьмака» от Netflix. Но при необходимости его положения можно масштабировать и на производства поскромнее, да и юридической силы документ не имеет - BFC не несет ответственности за выполнение игроками индустрии его пунктов.
В Италии хоть и определились с датой открытия кинотеатров, какие-либо прогнозы дают крайне осторожно, а большинство экспертов сходятся во мнении - возобновлять киноиндустрию по всей стране еще слишком рано. Впрочем, местные кинопрофсоюзы ANICA, APA и APE добились, чтобы с 4 мая власти разрешили съемки в одном регионе - Лацио, и в частности в Риме. Без дополнительных условий, разумеется, не обошлось: каждого актера перед каждой съемкой обязательно нужно тестировать на COVID-19, на площадке всегда должен присутствовать врач, предусмотрено регулярное измерение температуры всех членов группы, наличие масок и дезинфицирующих средств.
Итальянские продакшены, как и французские коллеги, испытывают сложности в переговорах со страховщиками, но по мере ослабления карантина отдельным компаниям - например, RAI - удается достичь с ними компромисса. О полноценном запуске отрасли здесь будут думать в июне, и, как вы понимаете, о международных проектах речи пока не идет.
В Испании дела обстоят получше: 11 мая началась первая фаза выхода из жесткого карантина, и по этому поводу Министерство здравоохранения опубликовало огромный список мер безопасности и гигиены для множества отраслей, включая аудиовизуальную индустрию (по ссылке - глава Х). Но во-первых, распространяется это не на всю страну, а лишь на 11 автономных сообществ, среди которых любимые кинематографистами Канарские острова, Наварра и Альмерия. Мадрид, Барселона и Малага остаются на самоизоляции, и значит, съемки на этих территориях по-прежнему под запретом. Во-вторых, список мер, хоть и не отличается оригинальностью (все те же тесты, дистанция, дезинфекция и т. п.), прописан очень подробно и требует строгого соблюдения.
Свою версию посткарантинного протокола на съемках предоставила и Испанская кинокомиссия (SFC). Как и в Великобритании, производство контента здесь разбили на области с инструкциями для конкретных департаментов и направлений. В отличие от правительственного списка документ SFC необязателен к исполнению - это скорее руководство, как сделать площадку безопасной с минимальным влиянием на качество. Оно пригодится и иностранным съемочным группам, которые страна не просто ждет, а откровенно зазывает: 6 мая правительство Испании одобрило увеличение рибейтов для международных производств с 20% до 30% на первый миллион евро местных расходов, после чего ставка опустится до 25%. Серьезная заявка на победу, как минимум в регионе.
В Германии ограничительные меры начали потихоньку снимать в конце апреля, однако представители киноиндустрии к работе возвращаться не спешат - отраслевые гильдии требуют сперва обеспечить безопасность съемок. Пока специальных критериев для отрасли в стране не разработали - здесь действуют только общие рекомендации от Министерства труда и соцполитики.
И если сами немцы не спешат, студии Warner Bros. и Village Roadshow хотят начать съемочный процесс в Берлине уже 6 июля, и не чем-нибудь, а продолжением работы над четвертой «Матрицей». Говорят, студии уже продлили контракты с актерским составом, и очень хочется верить, что их план сработает.
Центральная и Восточная Европа: Чехия, Венгрия
На десерт осталась новость, в которую еще год назад никто бы не поверил: близок тот час, когда лидером мирового кинопроизводства, пусть и ненадолго, станет Центральная и Восточная Европа. Пандемия в регионе прошла сравнительно спокойно, поэтому снимать карантин власти начали раньше и увереннее других. Та же Чехия не просто ослабила ограничения, но и открыла границы еще в конце апреля - первой из всего Евросоюза.
Кроме того, и Чехия, и соседствующая с нами Венгрия еще до пандемии были очень привлекательным местом для Голливуда: в обеих странах работают системы рибейтов, цены здесь ниже, чем в Западной и Северной Европе, а сервис дорос до вполне приличного уровня. Напомним, что с началом карантина в Чехии и Венгрии заморозили как минимум четыре голливудских проекта - Disney была вынуждена свернуть съемки сериала «Сокол и Зимний солдат» в Праге, Sony и Amazon Studios там же приостановили работу над вторым сезоном «Карнивал Роу» с Орландо Блумом и Карой Делевинь, в Будапеште опустели площадки фильма «Птицы рая» от Amazon и исторической драмы «Соловей» с Дакотой и Эль Фаннинг (Sony TriStar Pictures).
Студии-подрядчики - чешская Stillking Films и венгерская Mid Atlantic Films - в начале мая сообщали, что в июне планируют возобновить сотрудничество с международными партнерами, чтобы в сентябре вернуться к съемкам в полном объеме. Однако не прошло и недели, как Чешская кинокомиссия выпустила протокол безопасности, а иностранным съемочным группам, готовым соблюдать все предписанные меры, разрешат продолжить прерванные пандемией съемки уже в конце мая.
Учитывая, что Голливуд, скорее всего, останется в локдауне до конца лета, а убытки индустрии в США исчисляются десятками миллиардов, массовая миграция крупных проектов в относительно безопасную Европу - особенно ее «бюджетную» восточную часть - уже не кажется фантастикой. Но Чехии с Венгрией на всех может не хватить, и тогда шанс выйти на авансцену наконец появится у Украины. Система рибейтов у нас уже работает, индустрия потихоньку оживает и начинает снимать, жесткий карантин закончился, для некоторых толком и не начавшись, - так почему бы не попытаться пустить небывалый западный интерес к восточным территориям в нужное нам русло? Европейский опыт, особенно в части безопасности съемочного процесса, может в этом пригодиться, потому смело мотайте его на ус.
Barry Lewis/InPictures via Getty Images, Carlos Alvarez/Getty Images, Jan Woitas/picture alliance via Getty Images