В течение двух последних месяцев украинские кинематографисты были вынуждены держать камеры зачехленными, а съемочные площадки - пустыми. Причина тому - коронавирусный карантин, сорвавший работу не только нашей индустрии, но и коллег по всему миру. Теперь же запускается обратный процесс: на территории Украины съемки (разумеется, с рядом ограничений и новыми мерами безопасности) разрешены с 11 мая, и похожий сценарий развивается по всей планете - с поправкой на эпидемиологическую обстановку в том или ином регионе. При этом и в Европе, и в США признают, что старые правила в прежнем виде работать не будут, а потому индустрии необходима перезагрузка.
Логично, что наибольшее количество копий ломается в дискуссиях о том, как сделать съемочную площадку максимально безопасным местом для всех участников - от звезд до технического персонала. Самый изящный выход из положения нашел Том Круз, готовый ради нового фильма отправиться на МКС, однако подавляющей части его коллег покорение космоса пока не светит - тут бы с земными реалиями разобраться. Редакция MBR решила проверить, как в разных странах оценивают готовность своих киноиндустрий к открытию, что для этого требуется и какие протоколы безопасности будут работать в дивном посткарантинном мире. Сегодняшний разбор мы целиком посвятим происходящему за океаном, а во второй части переберемся поближе к нам и изучим европейский опыт победы искусства над коронавирусом.
Американская мечта на паузе, но не в анабиозе
13 марта Дональд Трамп объявил в США чрезвычайное положение, и в тот же день масштабные кинопроизводственные процессы в стране пришлось поставить на паузу. Больше всего пострадали съемки - державшийся до последнего Netflix был вынужден остановить производство всех проектов на территории США и Канады, включая четвертый сезон «Очень странных дел». И хотя сперва планировалось, что меры будут временными и через пару недель все вернется на круги своя, реальность оказалась куда суровее: даже через два месяца жесткого карантина эпидемиологическая обстановка в США остается тяжелой. В таких условиях о возобновлении съемок, предполагающих собрание большого количества людей в небольших пространствах, и речи быть не может.
Более того, за прошедшее время ни у кого не осталось иллюзий, что производство можно будет просто начать с того места, на котором оно остановилось, - новые правила безопасности понадобятся всем без исключения проектам. Да и с точки зрения финансов позитива пока не очень много. Во-первых, никто не отменял колоссальных убытков, которые с каждой неделей становятся все больше - по прогнозам экспертов, общие потери американской киноиндустрии к концу мая составят минимум $17 млрд. Во-вторых, без работы в одном только Голливуде уже остались свыше 120 тыс. человек, и их число будет расти до тех пор, пока студии не смогут возобновить съемки. Насчет последних на данный момент все тоже выглядит весьма туманно: даже если США удастся избежать второй волны эпидемии, жизнь на локациях, по словам аналитиков, забурлит не раньше конца лета. Представляете, что будет, если все пойдет по наиболее пессимистичному сценарию?
Чиновник кинематографисту друг, а страховщики дружат только с деньгами
Учитывая федеративное устройство США, больше всего из-за почти полной остановки креативного сектора экономики пострадала Калифорния - именно здесь развлекательная индустрия, включая кинопроизводство, обеспечивает значительную часть общей казны штата. Но худа без добра не бывает, и к поиску приемлемых вариантов выхода из кризиса здесь подключаются все: студии, обеспокоенные оптимизацией процессов, гильдии и профсоюзы, выступающие за справедливость по отношению к работникам, и даже представители власти, заинтересованные, чтобы все вновь работало как часы, но при этом переживающие за эпидемиологическую обстановку. Самый яркий представитель последней - губернатор Калифорнии Гавин Ньюсом, лично составивший план, где в шести пунктах расписано, какие меры безопасности нужно будет соблюдать производствам, возобновляя работу после карантина. И хотя стратегия Ньюсома не касается исключительно кино, а ее пункты довольно универсальны (например, регулярное тестирование сотрудников, особое внимание к группам риска, коммуникации с медиками и учеными, соблюдение их рекомендаций и т. п.), это дает индустрии хоть какую-то точку отсчета в планировании будущего и разработке новых мер безопасности.
Студии тоже не сидят без дела и пытаются составить собственные планы работы после карантина. Пока камнем преткновения для них является вопрос с медицинским страхованием: по данным источников в отрасли, компании не намерены страховать производство на случаи заражения коронавирусом, особенно в условиях, когда Центр по борьбе с заболеваниями США (CDC) сохраняет в силе предупреждение о вероятности второй волны эпидемии. Проще говоря, если тот или иной продакшен решит вернуться к съемкам, а позиция CDC не изменится, то его заболевшие COVID-19 работники страховых выплат не получат. Работодатель при этом тоже наверняка попытается снять с себя ответственность с помощью правильно составленного контракта - всего-то и нужно, что внести в него пару-тройку пунктов и тех, кто не согласится подписывать, не брать в команду. Учитывая уже упомянутый уровень безработицы, с кадрами, которым такие условия покажутся приемлемыми, проблем почти наверняка не будет.
Общего плана нет, но истину ищут в диалоге
К счастью, кинопроизводством в США управляют не только деньги. Интересы специалистов отрасли оберегают различные гильдии, да и в целом здесь давно осознали, что лучший путь решения любой проблемы учитывает интересы всех: от руководителей студий до технического персонала. Определенные плоды такой подход уже принес - практически все крупные кино- и телепроизводители создали специальные фонды для помощи пострадавшим из-за карантина сотрудникам, а топ-менеджеры Disney даже согласились на сокращение своих зарплат. Есть все основания предполагать, что в индустрии, принимающей подобные решения, окончательный ответ коронавирусной действительности будет рожден в коллективной дискуссии. И пока студийные боссы только думают об этом, ресурс Deadline выступил ее инициатором.
Издание провело масштабный опрос представителей Голливуда, главной целью которого был поиск общего знаменателя в понимании того, как безопасно производить контент в новых реалиях. На основании ответов различных специалистов журналисты составили неофициальный список правил, учитывающий множество нюансов, - вероятно, именно он и станет основой для общеамериканского протокола безопасности. Поэтому присмотримся к их выводам внимательнее.
Уже сейчас производителям стоит озаботиться механизмом тестирования каждого члена съемочной группы либо на COVID-19, либо на наличие в организме антител. Проще и практичнее сейчас выглядит именно второй вариант: хотя точность такой диагностики пока оставляет желать лучшего, получить результаты можно уже через 15-20 минут, тогда как стандартный тест занимает несколько дней. Также предполагается, что всем без исключения работникам будут ежедневно измерять температуру и следить за характерными симптомами, а тренинги по гигиене и уроки о правильном чихании станут такой же обыденностью, как инструктаж по общей безопасности.
Все вышеперечисленное неизбежно скажется на продолжительности рабочего дня - по оценкам представителей индустрии, он увеличится на 1,5-2 часа. Но это мелочи на общем фоне потенциальных изменений съемочного процесса, предусматривающих полный отказ от предметов общего пользования (например, каждый декоратор будет обязан иметь личный молоток), запрет на формат шведского стола во время обеда и составление графиков таким образом, чтобы на обеденные перерывы уходили небольшими группами.
Актеров первого плана придется оберегать с особой тщательностью: во-первых, в разгар съемок их нельзя будет заменить, во-вторых, в кадре их невозможно обеспечить средствами индивидуальной защиты. С остальным персоналом проще - достаточно обеспечить их перчатками и масками, которые нужно будет носить постоянно. Кроме того, вероятен сценарий, когда на помощь производителям контента придут современные технологии: там, где это возможно, звезд будут снимать на хромакее, массовку - по частям и отдельно, а потом монтировать.
Модернизация ожидает и локации. Например, в посткарантинной реальности могут исчезнуть двери с традиционными ручками, к которым в течение дня прикасаются сотни рук, а также общественные кулеры - их могут заменить индивидуальными упаковками воды для каждого члена группы. Еще велика вероятность запрета на передачу личных вещей - например, мобильного телефона другим людям - и присутствия на площадке специальных сотрудников, проводящих постоянную дезинфекцию всего: от полов до аппаратуры.
Съемочный процесс в целом оптимизируют таким образом, чтобы на площадке присутствовал только необходимый минимум людей, и от различных департаментов будут требовать четких графиков и их строгого соблюдения. Обсуждается идея селить всю группу в один отель, создавая там безопасную зону. Но это, пожалуй, вряд ли сумеют воплотить на практике - такой подход потребует больших ресурсов, а его эффективность весьма сомнительна.
До окончательного резюме в изменениях съемочного процесса в США еще далеко, однако, как видите, переосмыслить придется все: от обустройства локаций, ротации персонала на площадках и его задач до условий проживания членов команды. А поскольку кино- и телеконтент являются отражением реальной жизни, то сценарии тоже преобразятся: там, где раньше персонажей отправляли в общепит, теперь будут обходиться семейным ужином в тесном кругу. Массовых сцен в ближайшие годы тоже станет меньше - снимать их будет сложнее, да и зритель, привыкший к социальной дистанции, вряд ли оценит такое.
Возможно, некоторые выводы Deadline покажутся излишними, как тревоги бабушки о вашем здоровье, но протоколу в США всегда уделяли намного больше внимания, чем у нас. Кроме того, кое-какие меры предосторожности работают уже сейчас: например, Американская гильдия киноактеров (SAG-AFTRA) разработала правила безопасности для детей, которым предстоит участвовать в съемках. Список вышел довольно объемным и включает в себя как очевидные рекомендации (например, обзавестись собственной ручкой для подписи контрактов, употреблять в пищу только упакованные продукты и соблюдать социальную дистанцию во время обедов), так и советы, раньше казавшиеся глупыми и ненужными (приносить на площадку собственные кисточки и губки для макияжа, регулярно обрабатывать санитайзером поверхности своего трейлера и т. п.).
В любом случае, какие бы вызовы сегодня ни стояли перед Голливудом, он почти наверняка сумеет их переварить. В конце концов, одну пандемию - «испанку» в 1919-м - американская киноиндустрия уже пережила и с нынешней тоже справится. Открытым остается лишь вопрос сроков: сто лет назад на восстановление отрасли ушел целый год, и теперь у нас есть возможность проверить, достаточно ли хорошо ее представители усвоили эпидемиологический урок, чтобы в этот раз оправиться быстрее.
AaronP/Bauer-Griffin/GC Images, Keith Birmingham/MediaNews Group/Pasadena Star-News via Getty Images