Кинотеатры Украины закрыты более двух месяцев, и перспективы возобновления их работы весьма туманны. Единого рецепта выхода из кризиса нет: решение больших и... очень больших проблем в каждом случае индивидуально и во многом зависит от хозяйственной истории предприятия. Кто-то еще до карантина набрал кредитов на открытие новых кинотеатров, кто-то неправильно отключил технику, кому-то нужно платить огромную аренду.
Радует в этой ситуации одно - сдаваться кинотеатры не собираются. К такому выводу мы пришли, пообщавшись с Людмилой Горделадзе - членом Совета по господдержке кинематографии, учредителем ООО «Киноман» (оператор кинотеатра «Жовтень»); Сергеем Зленко - членом Совета по господдержке, директором кинотеатра Boomer; а также Дмитрием Деркачом - совладельцем сети «Планета Кино». У каждого из них - свое видение и свой подход, который может сработать.
Глобально будущее кинотеатра «Жовтень» тревоги у Людмилы Борисовны не вызывает - это место с уникальной историей и своим зрителем. До карантина у кинотеатра не было долгов, договор аренды удалось продлить еще на 10 лет, а репертуар в первые месяцы после отмены карантина вполне может строиться на украинских картинах. Кроме того, руководство кинотеатра рассчитывает получить поддержку Eurimages.
Общий же прогноз Горделадзе для индустрии не самый оптимистичный:
«В прошлом году в Украине было продано 28,9 млн кинобилетов, в позапрошлом - 27 млн. Если бы темп роста сохранился, в этом году было бы 30 млн. Значит, 2,5 млн зрителей в месяц, 83 тыс. - каждый день. Средняя цена билета на момент начала карантина составляла около 100 грн. Соответственно, средняя сумма от кинопроката по Украине была бы 8,5 млн грн ежедневно. Умножаем на количество дней простоя и получаем условную цифру убытков. Но есть же еще и другие неполученные доходы: примерно 50% плюс от попкорна, кафе, ресторанов, доходы от конференц-сервиса».
По словам Людмилы Борисовны, проблемы больших сетей и маленьких кинотеатров отличаются лишь масштабом. Прежде всего это арендная плата и трудовые ресурсы: «Моя точка зрения - людям при таком форс-мажоре должно помогать государство. Тех, кто не на пенсии, надо срочно отправлять на биржу (потому как понятно, что карантин - надолго), пенсионеры могут быть в неоплачиваемом отпуске. Персонал кинотеатра не относится к категории уникальных специалистов - это не театр, где пострадают постановки, если, к примеру, уйдет Ирма Витовская. Потом, когда кинотеатр снова заработает, можно пригласить бывших сотрудников или обучить новых.
При простое есть и другие вопросы. У многих не было опыта консервации киноаппаратуры - оказалось, нельзя просто вытащить вилку из розетки. У отдельно стоящих кинотеатров, например «Жовтня», достаточно проблем с эксплуатацией. Невозможно полностью выключать вентиляцию и обесточивать здание, необходимо поддерживать видеонаблюдение, содержать диспетчерский пункт, пожарную сигнализацию и т. д. У кинотеатров в торговых центрах свои проблемы - не все решили вопросы с оплатой аренды. Да и коммунальные, эксплуатационные нужно платить в любом случае».
Главное - сохранить аудиторию, считает Горделадзе: «Каждый кинотеатр делает это в меру своих возможностей и понимания. У «Жовтня» есть такой болезненный опыт - в прошлом он целый год не работал из-за поджога и последующего ремонта. Тогда наших зрителей стало больше вдвое. Как мы этого добились - тема отдельного разговора. Потому и сейчас работа с аудиторией очень важна. Нужно публично объяснять, что происходит в кинотеатре, поддерживать связь со своим зрителем.
Вообще кинотеатр и аудитория взаимодействуют как храм с паствой. Если в городе несколько храмов, люди выбирают один, в котором им комфортно. Так же и зрители: вокруг «своего» кинотеатра формируется постоянная аудитория. Исключением могут быть разве что очень большие киносети - одинаково забрендированные, имеющие общие стандарты организации работы, цен, скидок, систему лояльности. Тут уж зритель привыкает к сети и просто выбирает кинотеатр поближе.
Сегодняшнюю ситуацию с длительным простоем нужно обеспечить грамотными действиями менеджеров. Я, например, считаю, что продажа сертификатов на визит в кино в будущем - не лучший ход. Ведь сейчас брать кредит у зрителя некорректно. Кредит необходимо брать в банке, если уж так нужны деньги. На первом этапе карантина звучали требования к государству обязать банки выдавать беспроцентные кредиты на выплату зарплаты персоналу. Но зачем нам кредит на зарплаты? Это же не зарплата, а социальная помощь людям в период, когда они не работают из-за форс-мажора, не по вине и не по решению работодателя. Это не задача предприятия. Кстати, «Жовтень» был застрахован на случай простоя - мы учли опыт остановки после пожара. Однако страховым случаем здесь является разрушение основных средств, а при карантине они не разрушены».
Что-либо прогнозировать Горделадзе не берется из-за полной неопределенности: «Что будет после карантина - это гадание на кофейной гуще. Нет ничего, в чем можно было бы быть уверенными. В мире уже есть примеры открытия кинотеатров, однако результаты мизерные - зрителей мало, показывать особо нечего. Кстати, прокатчики нас предупредили: до конца лета вряд ли выйдет что-то новое, получить даже старые фильмы - проблема. Я лично считаю, что раньше сентября кинотеатры не начнут более-менее полноценно работать. Если кто-то захочет открыться ради летней площадки или чего-то еще - это будет не бизнес, а убытки».
По словам Людмилы Борисовны, ситуация начнет выравниваться осенью. Начать работу можно с показов нового украинского контента, который придержали из-за карантина. «Жовтню» в этом плане легче - прокат национальных фильмов составлял значительный процент репертуара. Впрочем, даже такие прекрасные картины, как «Толока» Михаила Ильенко и «Атлантида» Валентина Васяновича, финансовую ситуацию кинотеатра не спасут, хотя я уверена, этими фильмами можно работать вдолгую. Еще есть вариант вернуть на экран недоработавшие «Черкассы». Но финансовую основу кинотеатров, как известно, составляет голливудский репертуар.
«В кинотеатральном, как и любом другом бизнесе, выдержать паузу смогут не все. Возможны банкротства и другие проблемы, - продолжает Горделадзе. - И тут все зависит от каждого руководителя, собственника, как и при любом кризисе. Аудитория в Украине уменьшится однозначно - думаю, до 40%, и не только из-за карантинных мер. Люди просто отвыкнут ходить в кино. Большие многозальники ждет кризис. Все идет к тому, что в перспективе выживут небольшие кинотеатры и очень большие, предоставляющие максимальное удовольствие от экрана - театры кино. Кстати, удачно в ЦУМе открыли пятизальник по 20 мест, после карантина он хорошо заработает, хоть и билеты там дорогие. Маленькие залы будут востребованы и с точки зрения эпидемиологической ситуации, и потому, что это тренд. У залов по 200-300 мест, на мой взгляд, нерадужная перспектива. Заполнять их будет нельзя, а эксплуатировать - дорого».
Стоит ли в такой ситуации требовать поддержки у государства? По мнению Горделадзе, лучше взять кредит. «В кризис ценна любая поддержка, но мы же реалисты. У государства очень ограниченный ресурс. Украина поддерживает кинопроизводство, выступая заказчиком фильмов. Это политика. А кинотеатр - бизнес, тут нужно выкручиваться самим. Особенно если это многомиллионный бизнес, где менеджеры получали огромные зарплаты. «Жовтень», например, не должен особо пострадать: перед карантином у него был положительный финансовый баланс, не было долгов, кредитов и других отягощений. Аренду пока он не платит - это коммунальное имущество города (Киевсовет приостановил арендную плату неработающим предприятиям на период карантина). Да, есть расходы на охрану и эксплуатацию здания. Однако есть и некоторая «подушка». Когда она закончится, можно взять кредит в банке и погасить его после начала стабильной работы».
Как директор кинотеатра Boomer Сергей Зленко сейчас работает над оптимизацией работы с посткарантинными санитарными нормами, а также над тем, как получить помощь от государства.
«По моим подсчетам, кинотеатральный рынок просел примерно на 100%, - констатирует Зленко. - Если раньше оборот составлял более 65 млн грн в неделю, то на данный момент доход от показа кино составляет около 0. Есть единичные случаи продажи сертификатов, продажа попкорна на вынос, но для рынка это незначительный процент. Сейчас мы можем лишь догадываться, сколько времени понадобится на восстановление. По моему мнению, до появления вакцины или иного способа лечения болезни мы точно не выйдем на прежний уровень, потому что будут существовать ограничительные меры, влияющие на возможности удовлетворения спроса. Пока мы следим за объявлениями власти и работаем над вариантами оптимизации процессов, которые связаны с усиленными мерами безопасности зрителей. Дистрибуторы во всем мире также ждут объявлений власти. На данном этапе все выглядит так, будто регулярные мейджорские премьеры планируются с середины июля - по крайней мере один блокбастер в две недели».
На какие программы государственной помощи могут рассчитывать кинотеатры? По словам Сергея, их несколько: «Например, постановление Кабмина о помощи по частичной безработице на период карантина. На некоторые из таких программ мы уже подались, однако никаких выплат еще не было. К счастью, многие государственные органы находятся в конструктивном диалоге с отраслью. По крайней мере ощущается желание помочь бизнесу. Это и гуманитарный комитет, и подкомитет по вопросам кино и рекламы в Верховной Раде, Министерство культуры и информационной политики, другие непрофильные органы. Искренне надеюсь, что в ближайшее время это даст ощутимый эффект для отрасли».
Дмитрий Деркач к решению вопроса выхода из кризиса прилагает максимум усилий. Как совладелец сети кинотеатров «Планета Кино», лицо бренда и его главный маркетолог Дмитрий основной упор сделал на поддержание диалога с аудиторией. И она это ценит. Как отмечает Людмила Горделадзе, у кинотеатров «Планета Кино» сформировался свой зритель - во многом это заслуга Дмитрия. И несмотря на затянувшийся карантин, он все еще не растерял оптимизма.
«Я предполагаю, что кинотеатры в Украине будут закрыты до конца июня, - прогнозирует Деркач. - И это оптимистичный сценарий. При таком развитии событий с середины марта до начала июля кинодемонстраторы в Украине не заработают приблизительно 850 млн грн. Если же учитывать будущие ограничения количества зрителей и боязнь публичных мест после карантина, думаю, украинские кинотеатры в этом году потеряют до 1,5 млрд грн дохода от продажи билетов. А если добавить еще и другие доходы (например, продажа попкорна), то сумма легко перевалит за 2 млрд грн».
О страхе людей перед публичными местами Дмитрий говорит не просто так: «Мы провели опрос наших клиентов и получили более 8 тыс. ответов. Результаты опроса подтверждают, что зрители будут бояться заболеть и не пойдут в кинотеатры после открытия. Еще один важный фактор, влияющий на посещаемость, - наличие громких премьер. Однако мировые студии мало что запланировали на лето, они переносят премьеры своих самых ожидаемых фильмов на осень и зиму».
В нормальный режим работы «Планета Кино» рассчитывает вернуться в ноябре - если не начнется вторая волна распространения вируса. По словам Деркача, у компании еще с февраля копятся долги, но со многими кредиторами удалось договориться о рассрочке платежей до конца года.
Исходя из списка заявленных на лето премьер и результатов опроса клиентов, Деркач и Ко сформировали несколько вариантов выхода из кризиса. «Мы понимаем: сейчас важно сконцентрироваться на мерах безопасности, чтобы уменьшить страх клиентов - активно занимаемся этим, - говорит Дмитрий. - В том же опросе мы поинтересовались у зрителей, каких мер они от нас ожидают. А параллельно наблюдали, что делают лидеры рынка, работающие во время карантина («Новая Почта», «Сильпо», Goodwine, аптеки). Так мы составили план мероприятий, которые внедрим в первые месяцы после открытия. Сейчас тестируем различные варианты защиты сотрудников, пробуем средства для дезинфекции кресел, думаем, как продавать попкорн, и прорабатываем огромное количество подобных вопросов».
Но что показывать после открытия кинотеатров? «Глобально индустрия ориентируется на кинорынки США, Китая и Европы. Если в этих регионах кинотеатры будут работать - студии начнут активно предоставлять фильмы, - рассуждает Деркач. - Мы держим связь со всеми дистрибуторами, а в ожидании новинок пытаемся составить график повторных показов картин из проката последних трех лет, общаемся с украинскими студиями. Очень активно работаем над репертуаром на лето».
На поддержку государства «Планета Кино» также рассчитывает: «Среди кинотеатров никогда не было жесткой конкуренции, но мы особо и не общались между собой. Сейчас многие пытаются объединиться, чтобы получить хотя бы какую-то поддержку от государства. Работаем с профильными комитетами ВРУ, с Госкино, Минкультом. Главные вопросы - возможность не платить аренду за время карантина, налоговые каникулы, возвратные кредиты из бюджета на зарплату сотрудникам».
Когда бы ни открыли кинотеатры, первые месяцы будут сложными - это понимают не только руководители. Но глядя, как тесно люди прижимаются друг к другу в очередях и активно заполняют вновь открывшиеся террасы ресторанов, можно предположить, что кинотеатры будут наполняться чуть быстрее прогнозируемого.
rau.ua, 2gis.ua, donttakefake.com, пресс-служба «Планеты Кино» (3)