На прошлой неделе медиаконсалтинговая компания Media Resources Management объявила о проведении PITCH UA 2 - уже второго конкурса социально важного видеоконтента всех форматов и жанров, способствующего единению гражданского общества в Украине. А 16 декабря в Киеве состоялась его презентация, включающая специальные выступления иностранных гостей и доклады представителей профильных организаций - экспертов в социальных сферах, релевантных тематикам конкурса.
Конкурс пройдет при поддержке проекта «Укрепление общественного доверия» (UCBI II), финансируемого Агентством США по международному развитию (USAID). В этом году гранты будут выделены как на производство, так и на развитие проектов, срок релиза которых не ограничен.
Напомним, впервые PITCH UA был проведен весной-летом 2019 года: организаторы получили 210 заявок, из которых профильное жюри в несколько этапов выбрало 7 победителей. Проекты получили финансирование, а также профессиональные консультации, в частности четырехдневный докторинг будущего контента. Подробнее о победителях первого конкурса можно прочитать здесь.
Мы же переходим к условиям участия в PITCH UA 2, о которых рассказала эксперт по развитию медаипроектов UCBI Вера Костенко-Кузнецова.
Итак, в конкурсе могут принять участие проекты игровых и документальных фильмов, сериалов, а также разного рода передач, ориентированных на широкую аудиторию и сделанных для разных платформ - от телевидения и кинотеатров до стриминговых сервисов. Они должны иметь четкий месседж и четкий план дистрибуции. Преимущество будет у контента, получившего софинансирование от телеканала или грант Украинского культурного фонда. Также при подготовке заявки важна работа с экспертами из общественного сектора.
По словам представителя UCBI/OTI в Украине Бенджамина Лонга, главная цель конкурса - создание контента, рассказывающего о позитивных изменениях, происходящих в Украине и побуждающих зрителей принимать активное участие в жизни страны.
В этом году партнером конкурса также выступило Министерство культуры, молодежи и спорта Украины. Замминистра Анатолий Максимчук отметил важность создания контента, который не только обозначал бы существующие в стране проблемы, но и нес некую конструктивную функцию.
В 2020 году соискателям предлагаются три основные темы:
- «Гуманизация конфликта». Здесь, по словам организаторов, в первую очередь ожидаются истории переселенцев и людей, связанных с конфликтом. Главная цель - донесение и объяснение этих историй жителям Украины.
- «Коммуникация с оккупированными территориями» - контент для зоны ООС, миссия которого - выстраивание связи с людьми, попавшими под действие российской пропаганды.
- «Активизация молодежи» - контент для соответствующей аудитории, объясняющий определенные процессы, происходящие на территории Украины. Его основная задача - донести молодежи, что для нее есть место в Украине.
Ну а чтобы участникам конкурса было понятнее, какого именно контента от них ждут и как его создавать, организаторы подготовили серию специальных выступлений экспертов. Ее открыла американский продюсер и режиссер Шрути Гангули (Shruti Ganguly), специализирующаяся на создании социально значимого контента.
Представляемая ею компания Honto 88 производила интернет-проект «73 вопроса» (73 Questions) - снятые одним кадром мини-фильмы, где любимые герои Vogue отвечают на неожиданные, личные и не всегда приличные вопросы, а также проект о тюремной реформе в США «Мой приговор» (My Sentence). В рамках выступления Шрути презентовала несколько видеороликов собственного производства, в частности историю о женщине-велорикше из Нью-Дели и женщине, которая смогла избавиться от наркотической зависимости и теперь работает в госпитале.
Шрути сформулировала семь правил - их соблюдение поможет делать социальный контент более качественным и эффективным:
- необходимо искать радостные моменты. Множество роликов на социальную тематику концентрируются на очень сложных проблемах, поэтому следует показывать светлую сторону, истории преодоления трудных жизненных обстоятельств;
- нужно персонализировать. Для каждой истории нужен герой: недостаточно просто констатировать наличие проблемы. Очень кстати может прийтись формат «день из жизни», показывающий один день конкретного человека;
- важно показывать контекст и связи персонажа с окружающим его миром;
- огромное значение имеет эстетичная кинематографическая картинка;
- необходимо думать о том, чтобы персонажу, о котором вы снимаете историю, понравилась его репрезентация на экране;
- использовать все доступные ресурсы и фонды, так как множество общественных организаций заинтересованы в освещении проблем, с которыми они работают;
- помнить, что «твой голос важен», и использовать авторский подход к делу.
Далее руководитель программ Центра устойчивого и демократического развития (проект SCORE) Оксана Лемишка представила социологический доклад о проблемах социального сектора, в первую очередь касающихся идентичности. Спикер отметила, что в Украине можно выделить несколько самоопределяющихся по принципу территориальной принадлежности групп, но стереотип о том, что «Запад - это националисты, а Восток - пророссийский рабочий класс», постепенно слабеет, и это дает больше возможностей для коммуникации. Тем не менее фактически во всех условно выделяемых социальных группах есть одна, с которой большинство респондентов отказывается вести диалог: наиболее стигматизированы люди, проживающие на оккупированных территориях. И это ключевая проблема - с ней необходимо работать в том числе с помощью медиаинструментов.
Больше об этом рассказала координатор Офиса по разработке гуманитарной политики Украины, советник Министра культуры, молодежи и спорта по вопросам гуманитарной и информационной политики на временно оккупированных территориях, а также сооснователь благотворительной организации «Восток-SOS» Александра Дворецкая, которая сконцентрировалась на особенностях построения диалога о военном конфликте и оккупированных территориях. В первую очередь она отметила - говорить стоит не о гуманизации, а скорее о противодействии дегуманизации в зоне конфликта.
Объектами таких историй являются люди, проживающие на оккупированных территориях (это 5,9 млн человек), вынужденные переселенцы (1,1 млн), ветераны (400 тыс.), военнослужащие, члены их семей, друзья погибших в зоне конфликта (13 тыс.) или исчезнувших без вести (4 тыс.), раненые (30 тыс.), люди, пережившие плен и пытки (3 тыс.), жители прифронтовых территорий.
Александра Дворецкая предложила такие темы для сюжетов:
- жизнь обычных людей по линии конфликта;
- дети и конфликт (доступ к образованию, медицине, документам украинского образца);
- пострадавшие от конфликта;
- пожилые люди и конфликт (пенсионные выплаты, переход через КПП);
- демилитаризированная зона.
Материал может быть подан в формате сценарных проектов, отражающих человеческую сторону конфликта и несущих идею объединения, а также в формате документалистики, которая помогает развенчать стереотипы либо же показывает реальную ситуацию на востоке с пониманием и сочувствием.
По словам Дворецкой, аудиторией таких проектов должны быть украинцы по всей стране, но в особенности люди, далекие от войны. Среди потенциальных партнеров для создания контента спикер назвала общественные организации «Восток-SOS», «Донбас СОС», ZMINA, а также государственные ведомства.
Докладчица обратила особое внимание на важность освещения процессов по созданию дополнительных условий для жителей оккупированных территорий со стороны Украины, сравнения качества жизни и возможностей для персонального развития в Украине и России, а также на разрушения стереотипов, навязанных российским телевидением касательно ситуации в нашей стране.
Продолжил тему глава правления общественной организации «Донецкий институт информации» Алексей Мацука. Он отметил, что аудитория ищет понятных искренних героев, а по ожиданиям от медиа обычно делится на две группы - тех, кто ждет объяснений, и тех, кто ждет оценок. А вот качество контента не зависит от его формы: это может быть и кино, и видеоблог, и репортаж.
Говоря о советах производителям контента, Мацука выделил необходимость опираться на факты и исторические реалии, избегать «воды», соблюдать причинно-следственные связи, а также показывать истории трансформаций - персональных и коллективных. Тем, кто заинтересован в контенте с журналистским уклоном, спикер советовал обратиться к изданию ОБСЕ «Журналистика в условиях конфликта: передовой опыт и рекомендации».
Третью тему PITCH UA 2 - «Активизация молодежи» - представил сооснователь образовательной инициативы «Будуємо Україну Разом» Юрко Дидула. Как показывают соцопросы, на сегодняшний день около 50% молодежи высказывают желание выехать из Украины навсегда. Потому сейчас крайне необходимы проекты, демонстрирующие и позитивные изменения в стране, и возможности роста. Это могут быть истории о сообществах, которые конструктивно участвуют в жизни Украины (на контрасте с молодежными деструктивными движениями), истории простых украинцев, создающих либо меняющих среду вокруг, истории успехов малого и среднего бизнеса. И «приземленные» истории - не для «лидеров», а молодежи с простыми желаниями: работать и строить семью. Еще одна тема для социального контента - популяризация участия в социально-политических процессах, в том числе низовых общественных инициативах.
Последний блок мероприятия, посвященный практическим рекомендациям, открыл доклад How to: Pitching креативного продюсера французской студии Black Sheep Films Мэтью ван де Вельде (Mathieu Van de Velde). Спикер начал доклад с общих трудностей, с которыми сталкивается каждый человек, презентующий другому идею нового проекта, - в первую очередь с тем, что любое представление сильно редуцирует идею. Поэтому необходимо пользоваться определенными правилами и уловками, они помогут удержать внимание слушателя и заставить его максимально проникнуться историей.
«Информация, которую вы подаете, должна быть каталогизирована, суммирована и правильно визуально структурирована», - говорит Мэтью. Кроме того, все следует подавать на контрасте. Очень важно работать с невербальной коммуникацией: простой проверенный лайфхак - записывать собственные выступления, чтобы потом провести работу над ошибками. Необходимо все время следить за реакцией аудитории, языком тела, жестами, словами-паразитами, быстро интерпретировать то, что говорят другие, не упуская из виду контекст.
Условно по длительности питчинги можно разделить следующим образом:
- пятисекундный - только логлайн;
- тридцатисекундный (лифтовый) - несколько предложений и немного подробностей;
- трехминутный - полная презентация проекта;
- пятиминутный (длинный) - обычно это полная презентация, проходящая на второй встрече с инвесторами или дистрибуторами.
Очень важно обращать внимание на старт пичтинга - лучше, чтобы он начинался с «крючка», то есть предложения, которое зацепит внимание слушателя сразу, заставит его дожидаться подробностей.
Классический трехминутный питч начинается с «крючка», а за ним следует логлайн. Далее идет основная тема и концепция: герои, действия, место действия и жанр. Завершает это презентация потенциала истории, команды и описание финансовых либо технических нужд для воплощения проекта.
У каждого из своих проектов следует определить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Исходя из этого - попробовать предугадать вопросы, которые будут задавать аудитория и оценщики. Всегда необходимо знать, кто перед вами и какого рода проект они ищут. Один из частых вопросов - о персональной связи (почему вам интересна именно эта история), ведь для хорошего питча все же необходимо страстное личное желание воплотить проект в жизнь.
Завершил мероприятие мастер-класс американского контент-стратега, продюсера и сценариста Адама Сигела. Спикер отметил: несмотря на популярность американских блокбастеров, а также больших IP-проектов, люди сегодня заинтересованы в содержательных историях из реальной жизни. Но популярность развлекательных проектов накладывает свой отпечаток на способ построения историй. Сигел рассказал, как на протяжении последних семидесяти лет в американской массовой культуре, в особенности на телевидении, менялось восприятие и показ событий реальной жизни - от репрезентации войны во Вьетнаме до появления судебных драм и, к примеру, сериалов про врачей.
По словам Сигела, для создания успешного социально направленного телепроекта необходимо выполнить три шага: перед началом запуска обозначить место действия и заинтересовать аудиторию, забросив пару «крючков», далее выделить основные моменты, а затем оставить пространство для следующего сезона.
Также, по мнению спикера, всегда следует помнить, что юмор остается наиболее популярным контентом, поэтому его, по возможности, нужно включать в свое повествование - это облегчит историю.
Напомним, заявки на участие в первом этапе PITCH UA 2 принимаются до 5 февраля 2020 года. 21 февраля будет оглашен шорт-лист, а 22 мая - победители PITCH UA 2.