На прошлой неделе Украинский культурный фонд публично отчитался за 2019 год, в частности о работе в аудиовизуальном секторе. Мероприятие длилось три дня и проходило в формате презентаций и публичных дискуссий, а также выставки артефактов проектов, реализованных при поддержке УКФ, - и продлится она до 15 января.
О программе «Усиление мощности украинского аудиовизуального сектора» отчиталась Янина Алеева, которая в УКФ занимается аудиовизуальным искусством.
В текущем году программа сосредоточивалась на следующих направлениях: девелопмент или поддержка на этапе сценарной разработки; образовательные аудиовизуальные проекты; телепродукт; продакшен и постпродакшен игровых, документальных и анимационных фильмов; продвижение национального аудиовизуального сектора.
Статистику озвучила менеджер программы Ольга Логвиновская: бюджет программы на 2019 год составлял 400 млн грн, общая сумма всех поданных заявок - 1,754 млрд грн, то есть превышала бюджет в четыре раза. Совокупная сумма подписанных соглашений - 298 млн грн, и распределились они так: фонд поддержал 69 проектов девелопмента сценариев, 17 проектов сектора образования, 13 проектов телепродукта, 41 проект продакшена и 8 промопроектов.
По географической статистике понятно, что децентрализация пока не имела особого влияния на отрасль кино. Регион с самыми большими запросами и победами - Киевская область (поддержаны 39 заявок), на втором месте - Одесская (26 заявок). Фонд также поддержал 21 заявку от Львовской области, 18 - от Харьковской, 16 - от Днепропетровской.
Почти четверть общей суммы поддержки пошла на девелопмент (71 млн грн), наибольшая доля - на продакшен и постпродакшен (172,6 млн грн). На телепродукт потратили 31,6 млн грн, на образовательные проекты - 12,4 млн грн, на продвижение - 10 млн грн.
В целом было заключено 148 сделок. Наибольшее количество заявителей - ФЛП, с ними фонд подписал 80 договоров. На ООО пришлось еще 48, с общественными организациями подписали 13 соглашений, 3 - с частными организациями, 2 - с коммунальщиками. Одна сделка была заключена с государственной организацией и еще одна - с творческим объединением.
Среди ожидаемых результатов поддержки проектов - создание сценариев и их лицензированных переводов на иностранные языки. Переводы особенно важны, учитывая создание международных копродукций. Поддержка на этапе девелопмента - это именно заслуга УКФ и уникальный опыт для Украины (который, кстати, высоко оценил рынок). Заявители также имели возможность создать индивидуальный презентационный пакет будущей ленты: тизер, кастинг главных героев или создание пилотной серии (впрочем, по данным MBR, единственным проектом, воспользовавшимся случаем снять пилот, стал сериал Андрея Бабика и Андрея Забияки «Поліціянтки»).
В этом году поддержка формального и неформального образования была для фонда одним из приоритетных инвестирований, которое работает на устойчивое развитие сектора. Результатами поддержки являются разработанные мастер-классы, онлайн-программы или даже короткометражные фильмы, созданные в рамках обучения.
Поддержка телепродукта рассчитана на наполнение ТВ национальным контентом.
Хотя значительная часть денег была разделена на продакшен и постпродакшен, менеджеры программы утверждают, что это лишь определенный процент от всех поданных на этот лот заявок. Сравнительно меньше заявок получили на продвижение, но в фонде говорят, что довольны результатами поддержки каждой из них.
Далее менеджеры представили рандомную подборку с результатами работы некоторых грантополучателей. Начали с проекта Ukraїner. УКФ в этом году поддержал создание фильма Ukraїner, премьера которого состоялась одновременно в 11 городах. Также в 2019-м деньги получил проект «Боевые семьи» - цикл документальных лент о военных династиях.
Следующий грантополучатель - анимационный сериал «Книга-мандрівка. Україна», созданный на основе украинского бестселлера. Проект подавался на поддержку не впервые - сейчас уже готовы три сезона сериала. Все 45 эпизодов можно посмотреть в свободном доступе на YouTube.
Фильм-концерт «Розділові Наживо» тоже получал финансирование от УКФ. Это экранизация перформанса «роздІловІ», премьера которого состоится в Украине 11 декабря.
В лоте телепродукта был представлен телесериал «Фермеры». Это проект Ровенского телеканала, созданный также при поддержке правительства Канады.
Мокьюментари-комедию «Внук» поддержали в стадии девелопмента, ведь это актуальный тренд о борьбе с фейками и противодействии информационной агрессии.
Для проекта «Колискова країна», который производит ООО «Тераса-Фільм», в этом году УКФ выделил грант почти на 3,5 млн грн. Сейчас сборник насчитывает шесть анимационных фильмов-песен, созданных на базе народных колыбельных. Каждый трехминутный ролик будет представлять культурное наследие одной из областей Украины. На днях был представлен «Колискова країна. Крим», в котором крымскотатарскую колыбельную исполнил актер и режиссер Ахтем Сейтаблаев.
Мини-сериал «Часова варта», создание которого тоже происходит при поддержке УКФ, сейчас на стадии препродакшена: заканчивается разработка сценариев пилотных серий, съемки тизера, идет подготовка промо проекта для его дальнейшего производства.
Проект «Яків» компании PRONTO FILM Янина Алеева назвала многострадальным потому, что, несмотря на поддержку УКФ, истории о выживании и взаимопомощи в страшные времена Голодомора не повезло с питчингами Госкино и поддержкой Минкульта. Подаваться на питчинг Госкино с одним проектом можно лишь трижды. После пересмотра результатов Одиннадцатого конкурса и одноразового отказа Минкульта получается, что «Яків» может податься на питчинг в последний раз. Поиск денег для завершения проекта длится уже около трех лет, но благодаря УКФ готов весь презентационный пакет.
Роуд-муви «ДахаБраха. Шлях» от компании Skydivefilm Production начали снимать еще в ноябре 2018 года во время тура группы по Украине и также получили помощь от фонда. Сейчас его создатели работают над проектом в рамках программы American Film Showсase в Лос-Анджелесе. Фильм ориентировочно должен появиться на экранах в 2021-м.
Следующий проект, реализованный при поддержке УКФ, - это документальная работа «Шелест кроків» режиссера Ксении Кравцовой о киевских художниках-монументалистах Аде Рыбачук и Владимире Мельниченко, авторах Стены Памяти возле крематория на Байковом кладбище. Съемки продолжались почти год. Общая сумма гранта на создание ленты составляла 520 млн грн.
Примером образовательного проекта, поддержанного фондом, стал «Практический лекторий по созданию короткометражного фильма». Кроме теоретической части представили и практические работы привлеченных к съемкам студентов и молодых специалистов. В результате работы была создана короткометражка «Бульмастиф».
Далее менеджеры программы рассказали о вариантах поддержки проектов в следующем году. Надо отметить, что в 2020-м программа будет сфокусирована не на поддержке кино.
Напомним, на следующий год Минкульт выделил УКФ такой же бюджет, что и на этот, - 700 млн грн. Однако распределят его иначе. Все деньги на финансирование кинопроектов должны сконцентрировать в Госкино, потому финансирование аудиовизуального контента в рамках УКФ будет уменьшено, а доля других видов поддержки фонда - увеличена.
Теперь программа развития аудиовизуального сектора будет касаться новейших мультимедийных технологий, телевидения и радиовещания, продвижения за рубежом. В ее фокусе: научно-познавательный, культурно-художественный и социальный контент - например, темы противодействия фейкам и информационной агрессии.
Подача проектных заявок на конкурс началась 1 ноября и продлится до 15 января 2020 года. Конкурсный отбор будет проходить по май, а до 30 октября проект должен быть реализован.
Новая программа состоит из пяти лотов:
Лот 1 - Телепродукт;
Лот 2 - Радиопродукт;
Лот 3 - Мультимедийные технологии;
Лот 4 - Видеоконтент для альтернативных медиаплатформ;
Лот 5 - Анимационные и видеоигры, мобильные приложения.
К примеру, программа поддерживает создание таких продуктов: телепрограмма, социальная реклама, радиоспектакль, радиопередача, подкаст, VR/AR-технологии, 3D-мэппинг, цикл интервью, медиаплатформа, анимационная игра, мобильное приложение. Фонд может выделить деньги на съемку видео, но оно не должно быть представлено как кинофильм. Это могут быть ролики для YouTube-канала или телевидения.
Лоты «Телепродукт» и «Радиопродукт» осуществляют поддержку украинских проектов на этапах девелопмента, препродакшена, продакшена, постпродакшена. Для первого минимальная сумма гранта - 500 тыс. грн, максимальная - 3 млн грн; для второго минимальная сумма составит 50 тыс. грн, максимальная - 1 млн грн.
Лот «Мультимедийные технологии» поддерживает проекты с мультимедийными и иммерсивными технологиями на этапе разработки, реализации и развития. Гранты дают на сумму от 500 тыс. до 8 млн грн.
Лот «Видеоконтент для альтернативных медиаплатформ» поддерживает создание доступного (выложенного в интернет) качественного современного видеоконтента на украинском языке на этапах девелопмента, продакшена и продвижения. Размер грантов этого лота - от 100 тыс. до 5 млн грн.
Лот «Анимационные и видеоигры, мобильные приложения» способствует созданию анимационных или видеоигр, мобильных приложений, имеющих культурно-художественное, социальное, образовательное направления. Размер грантов - от 500 тыс. до 10 млн грн.
Программа продолжается с 1 ноября 2019-го по 31 октября 2020 года.
Так что, если планируете получить грант от УКФ в этом году, придется подумать над актуальным для программы форматом.