Почти всемирный локдаун привел к тому, что люди изменили привычки потребления видеоконтента: где-то маленькие дети и старшее поколение стали больше смотреть линейное ТВ, но в целом тенденция оказалась смазанной на фоне существенного роста смотрения видео по запросу и ОТТ. Это прослеживается и у нас, и за рубежом. Но, похоже, что в США традиционное платное ТВ пострадает сильнее, чем во многих других странах.
Мы часто слышим, что на американскую модель (там за кабель всегда было принято платить, и платить немало) стоит равняться. Украинский рынок телевизионной рекламы попросту не «вывозит» все каналы, он слишком маленький по объему, ввиду чего раньше от медиагрупп можно было услышать, что нужно закрыть часть каналов. На что, конечно, никто не шел. Платить за спутник жители Украины не привыкли, и после кодирования база платного спутникового ТВ выросла незначительно. А в сегменте кабельного поднять цены и увеличить ARPU тоже не представляется возможным: частый демпинг, годовые «акции» и нечестная конкуренция тому явно не способствуют.
Но вот и в США, где все шло относительно неплохо, наступил переломный момент: по данным Leichtman Research Group, за первый квартал текущего года от платного ТВ отказались 2,067 млн абонентов. Если же брать во внимание итоги второго квартала 2019-го, то получится, что ушли почти 3 млн. А это равняется почти всей прошлогодней абонбазе платного ТВ в Украине.
Рынок платного ТВ США по топ-операторам, тыс. абонентов
|
2 кв. 2016 |
2 кв. 2017 |
2 кв. 2018 |
2 кв. 2019 |
1 кв. 2020 |
Общая доля на рынке |
95% |
95% |
95% |
95% |
95% |
Кабельные компании |
|
||||
Comcast |
22 396 |
22 516 |
22 121 |
21 641 |
20 845 |
Charter |
17 312 |
17 071 |
16 682 |
16 320 |
16 074 |
Altice |
|
3 463 |
3 350,9 |
3 276,5 |
3 137,5 |
Cox* |
|
|
4 065 |
3 940 |
3 820 |
Mediacom |
842 |
829 |
808 |
747 |
693 |
Cable ONE |
339 |
297,99 |
340,112 |
308, 493 |
303 |
Atlantic Broadband** |
|
|
|
307,261 |
306,252 |
Частные кабельные компании |
4 330 |
4 245 |
|
|
|
Всего |
48 857,974 |
48 421,99 |
47 367,012 |
46 540,254 |
45 178,752 |
Операторы прямого спутникового ТВ (DBS) |
|
||||
DirecTV |
20 454 |
20 856 |
19 984 |
17 901 |
15 136 |
Dish Network |
13 593 |
11 892 |
10 653 |
9 560 |
9 012 |
Всего |
34 047 |
32 748 |
30 637 |
27 461 |
24 148 |
Операторы телефонной связи |
|
||||
Verizon FIOS |
4 637 |
4 666 |
4 560 |
4 346 |
4 145 |
AT&T U-verse |
4 869 |
3 853 |
3 680 |
3 704 |
3 440 |
Frontier |
1 340 |
1 007 |
902 |
738 |
621 |
CenturyLink |
6 108 |
|
|
|
|
Windstream |
1 120,8 |
|
|
|
|
FairPoint |
317,1 |
|
|
|
|
Cincinati Bell |
275,1 |
|
|
|
|
Всего |
10 846 |
9 526 |
9 142 |
8 788 |
8 206 |
Операторы интернет-услуг |
|
||||
Sling TV |
|
1 440 |
2 344 |
2 472 |
2 311 |
Hulu + Live TV |
|
|
|
|
3 300 |
DirecTV Now |
|
491 |
1 809 |
1 340 |
|
AT&T TV NOW |
|
|
|
|
788 |
Всего |
|
1 931 |
4 153 |
3 812 |
6 399 |
Итого абонентов: |
93 750 974 |
92 626,99 |
91 299,012 |
86 601,254 |
83 931,752 |
Примечание: *приблизительная оценка; **отчет публикуется на месяц раньше других операторов, так что реальная цифра может быть меньше; AT&T публикует данные U-verse и DirecTV вместе, цифры по отдельности - приблизительные; ****не учитываются Hulu Live TV, YouTube TV, PlayStation Vue и другие, кто не публикует данные об абонентах
Источник: Leichtman Research Group, Inc., май 2020 года
Если сравнить последние три квартала, получится, что самый большой отток - не только за отчетный период, но и вообще за всю историю исследования американского рынка платного ТВ - был как раз в начале пандемии коронавируса. То есть в тот момент, когда, в теории, оно должно было нарастить базу. Но ситуацией воспользовались ОТТ- и VoD-платформы, в частности Netflix и стартовавший Disney Plus. Те, кто говорил о спаде местного рынка платного ТВ, оказались правы. Тем же, кто отрицал, стоит взглянуть на цифры.